2. Эк. дипломатия и мжд бизнес. статья
К.э.н., доц. Федосеева Г.А. Кафедра МЭ и МБ
Финансовый университет при Правительстве РФ
Экономическая дипломатия и современный международный бизнес в условиях глобальной экономической конкуренции.
Современный мир, как и много лет назад подвержен всевозможным кризисам, экономическим, политическим, финансовым, социальным и пр., которые, будучи локальными по происхождению, в условиях глобализации приобретают всемирный характер. Стратегия американских менеджеров в условиях возникновения кризисной ситуации и глобальной экономической конкуренции давно опробована на практике и действует без сбоев. Американские стратеги взяли на вооружение политику управления кризисами путем использования их с целью извлечения прибыли, как это ни парадоксально звучит, а при необходимости и искусственно создавать кризисную ситуацию, лишь бы это работало на пользу участников международного бизнеса, который приобрел в XXI веке черты глобального.
В современном международном (глобальном) бизнесе задействованы как государственные, так и частные структуры. В качестве субъектов международного ( глобального) бизнеса выступают отдельные государства и их хозяйствующие субъекты, международные, региональные интеграционные объединения стран, крупные города, ТНК и глобальные корпорации, отдельные предприятия, фирмы и физические лица. Кроме того, учитывая неоднородность современного хозяйствующего сообщества, необходимо назвать и обладающих весьма серьезным весом в мировых торговых операциях мировые национальные диаспоры, крупные трансрегиональные объединения, стратегические альянсы стран, отдельные провинции и многочисленные антропоструктуры. На наднациональном уровне нельзя не учитывать деятельность международных организаций и различных наднациональных институтов, которые весьма существенно влияют на расстановку сил на мировом торгово-экономическом пространстве и представляют собой отдельные звенья современного мирохозяйственного комплекса.
Конечно, степень влияния отдельных участников международного бизнеса в мирохозяйственных связях неодинакова. Достаточно отметить, что концентрация экономической и финансовой силы в начале XXI века носит беспрецедентный характер. О масштабах концентрации капитала в начале XXI-го века свидетельствуют следующие факты. Трое богатейших людей Земли имеют состояния, превышающие богатства 47 беднейших (по списку ООН) стран мира. А под контролем 475 богатейших лиц планеты находится достояние половины всего человечества. Другой, не менее впечатляющий пример. Разрыв между уровнем жизни богатой 1/5 частью мирового населения и беднейшим населением достигло 1: 75 . Таким образом, подавляющая часть международных торгово-экономических операций происходит между и в интересах крупнейших частных игроков и участников международного ( глобального) бизнеса.
Собственно, это неудивительно, поскольку выбранные в качестве основы современной мировой экономики рыночная ( капиталистическая) система хозяйствования и техногенная модель развития изначально предполагают неравенство в уровнях экономического развития и соответственно неравенство в уровнях благосостояния как для отдельных стран мира, так и для отдельных юридических и физических субъектов. Напомним, что техногенный тип цивилизации основан на машинной технике, широком развитии науки, машинном труде, рыночных отношениях, высоком уровне профессиональной культуры во всех ее формах. Современная мировая цивилизация в целом с конца XX века вступила на путь техногенного развития. НТП и НТР — два «божества» техногенной цивилизации. Неудивительно, что техногенная цивилизация — это эпоха социальных экспериментов, веры в возможности и знания "инженеров человеческих душ" и вычислительной техники, время великих идей и общих идеалов. В качестве общих идеалов, к сожалению, в большинстве своем, выступают рыночные ценности. Но напомним, что экономическая деятельность представляет собой лишь часть общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития.
Конечно, в столь сложную эпоху всеобъемлющей «техногенности», которая для некоторых наиболее передовых экономических субъектов в силу их научно-технического отрыва от основной массы стран и их экономических субъектов, плавно перетекает в эпоху «технотронности», весьма сложно говорить даже о приблизительном выравнивании уровней экономического развития в условиях глобализации. Поляризация доходов и концентрация экономической силы нарастают, несмотря на попытки менее развитых субъектов включиться в конкуренцию на равных. Силы пока не равны и это факт. Конечно, принято говорить о многополярности современного мира. Это верно лишь отчасти. Если говорить о численности населения и занимаемой ими территории земного шара, то данное утверждение, несомненно, правомерно. Но, если принимать во внимание главные рычаги управления мировым экономическим пространством, такие, как военная сила, все виды экономических, в том числе финансовых ресурсов, информационная составляющая, средства связи, СМИ, степень влияния на общественное мнение и контроль над деятельностью международных институциональных структур, то, несомненно, «центр тяжести», к сожалению, смещается в сторону « мозгового центра» мировой экономики со штаб-квартирой в США и, в меньшей степени, в ЕС. В данном случае мы не побоимся некоторой научной неточности применяемых для описания ситуации терминов, желая подчеркнуть сложность происходящих процессов. Но отметим, что развитие процессов глобализации в начале XXI века сопровождаются усилением глобальной экономической конкуренции на всех уровнях.
Несомненно, особое значение в условиях развернувшейся глобальной конкуренции и перехода цивилизации от техногенного типа к технотронному, принадлежит инновационным ресурсам и разработке инновационной стратегии развития национальной экономики любой страны. Именно инновации позволят сделать необходимый рывок и превзойти основных конкурентов. Конечно, международное сотрудничество по-прежнему актуально, но необходимо учитывать возможность, в случае необходимости, своевременной смены стратегических партнеров. Выбирая инновационный путь развития , следует учитывать, различные виды возможных инноваций. Конкурентные преимущества могут скрываться в использовании инновационных методов организации производства той или иной компании, включенной в мирохозяйственные связи, в том числе по степени диверсификации источников сырьевого обеспечения и производственным мощностям, объемам и темпам развития, структуре и качеству продукции. Например, использование управленческих инноваций предполагает преобразования в области организации труда и работы с персоналом, актуализируя вопрос изменения статуса кадровых служб предприятий и переноса акцента с обеспечения учета кадров на деятельность по повышению качества персонала. С этой целью обосновано создание на предприятии, вовлеченном в мирохозяйственные связи, специального подразделения по управлению персоналом с наделением его функцией материальной мотивации (управление оплатой труда и штатным расписанием). Что касается технологических инноваций, то они, несомненно, перспективны в следующих направлениях: наращивание производственной мощности предприятий, техническая модернизация всех составляющих хозяйственного комплекса страны. Однако, наибольшее значение в обеспечении роста конкурентоспособности отдельного структурного звена экономики любой страны- предприятия, фирмы, компании, независимо от формы собственности, придается продуктовым инновациям, которые предусматривают, в частности, переработку отходов и расширение ассортимента за счет освоения производства продукции смежных отраслей. И, наконец, в плане обеспечения большей степени конкурентоспособности национальных производителей, вовлеченных в мирохозяйственные связи и международный бизнес, играющих на современном глобальном экономическом пространстве, следует назвать реализацию ими комплементарных инновационных бизнес-проектов.
Как известно, конкуренция « ни чиста, ни совершенна» и, учитывая этот факт, необходимо подчеркнуть роль государства в продвижении и защите национальных ин¬тересов большинства и отдельных представителей частного бизнеса на мировом рынке. Всесторонняя государственная поддержка в различных формах является важнейшим условием успешной ми-рохозяйственной деятельности национальных компаний и стра¬ны в целом. Опыт США, которые уже давно определились со стратегией и тактикой оперирования на мировом экономическом пространстве показывает, что концепции т.н. «hard power» и сопутствующей и, отнюдь, не противоречащей ей «soft power», по-прежнему, актуальны и применяются данной страной без каких-либо ограничений. Идет ли речь о подмене рыночных принци¬пов хозяйствования или лишь о повышении конкурентоспособности на-циональных производителей, работающих в агрессивной ры¬ночной среде, зависит от применяемых при этом средств поддержки бизнеса со стороны государства.
В любом случае, укрепление глобальной, международной и национальной конкурентоспособности страны и ее хозяйствующих субъектов зависит, во многом, от проводимой государством внешнеэкономической (продвижение экспорта, улучшение ус¬ловий доступа на внешние рынки, привлечение зарубежных ин¬вестиций, технологий, ноу-хау и др.) и внутриэкономической (содействие НИОКР, техноло¬гическому развитию, инновационной деятельности и др.) политики. В этом контексте особая роль принадлежит экономической дипломатии, которая призвана формировать благоприятную внешнюю среду для практического реше¬ния задач повышения конкурентоспособности. Разработку и использование нестандартных мирных подходов к обеспечению реализации национальных интересов на мировом экономическом пространстве средствами экономической дипломатии вполне можно считать инновационным путем, способствующим успешному участию национальных производителей в международном бизнесе.
Экономическая дипломатия, как научная дисциплина, пока еще не сформировалась окончательно. Хотя проф. В. Щетинин, одним из первых в России, попытался дать определение экономической дипломатии и оформить ее как учебную дисциплину. В его трактовке экономическая дипломатия представляет со¬бой « … сплав экономики и политики, доведенный до уровня при¬нятия и реализации управленческих решений, с помощью и при посредстве которых осуществляется сотрудничество и соперни¬чество в современном мире, определяются формы и методы развития и совершенствования рыночной экономики, становящей¬ся важным фактором общественного развития и решения клю¬чевых проблем экономического и социального прогресса»1.
Исходя из сути «дипломатии» вообще, которая определяется как: «средство осуществления внешней политики государства, пред¬ставляющее собой совокупность невоенных практических меро¬приятий, приемов и методов...», а с другой стороны как «официальная деятельность по осуществлению целей и задач внешней поли¬тики государства, защите прав и интересов государства, его уч¬реждений и граждан за границей»2, можно сформулировать определение эконо¬мической дипломатии, которая
в широком смысле представляет собой средство реализации внешнеэкономической политики государства и официальную деятельность по осуществлению ее целей.
Совершенно очевидно, что проводимая государством внешнеэкономическая политика должна содержать четко сформулированную стратегию и тактику и отражать экономические интере¬сы государства и страны в целом, а также национальных компаний и отдельных хозяйствующих субъектов, непосредственно занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Таким образом, экономическая дипломатия представляет собой совокупность организационно-правовых инстру¬ментов и действий во внешнеэкономической сфере с учетом национальных интересов, а также скоординированное взаимодействие государственных и негосударственных структур в целях обеспе¬чения устойчивого развития страны и ее экономической безо¬пасности в условиях глобализации. Следовательно, основной целью экономической дипломатии с общегосударственных позиций является обеспечение устойчивого раз¬вития и экономической безопасности страны, значение которых в условиях глобализации непрерывно растет. Кроме этого, целями экономической дипломатии, на наш взгляд, являются: за¬щита национальных интересов страны на мировой экономической арене, обеспе¬чение ее внешнеэкономической безопасности, предотвращение внешних угроз для обеспечения сбалансированного развития экономики страны, недопущение нарушения или предупреждение конфликтного развития внешнеэкономических связей или угрожающего жизни населения состояния окружающей среды, обеспечение потребно¬стей страны за счет внешнеэкономических связей в жизненно важных сферах жизни, поддержание стабильности на внутреннем рынке.
1Щетинин В. Экономическая дипломатия. М.,Международные отношения, 2000, с. 15.
2 Дипломатический словарь. Т. 1. М., Международные отношения, 1984, с. 327.
Это может выражаться, в частности, в беспе¬ребойном снабжении населения продовольствием и медикамен¬тами, предприятий — ресурсами, необходимыми материалами и технологиями, в поддержании нормальной, некриминальной и неагрессивной конкурентной среды. Роль экономической дипломатии не ограничивается принятием срочных мер в случаях возникновения форс-мажорных для экономики страны обстоятельств. Главной задачей экономической дипломатии, на наш взгляд, является также обеспечение для страны и ее предпринимателей выгодных условий для международного экономического взаимодействия. В идеале это должно способствовать повышению прибыльности, обеспечению непрерывности и безопасности осуществляемых внешнеэкономических операций страны в целом и росту уровня и качества жизни ее населения. Исходя из вышесказанного, представляется особенно важным поиск компромисс¬ных решений на основе встречных уступок при условии, что взаимная выгода партнеров по переговорам от этих уступок больше, чем сами уступки. Конечно, усиление экономической взаимозависимости стран в условиях глобализации вынуждает правительства иногда прибегать к средствам экономической дипломатии для решения и внешне¬политических задач, особенно в периоды, когда с помощью традиционных дипломатических средств не удается найти взаимоприемлемого решения.
Напомним, что экономическая дипломатия и внешнеэкономическая политика правительства понятия не тождественные. Целью реализации мер экономической дипломатии является достижение договоренности и взаимоприемлемого решения по проблемам развития экономических отношений, другими словами, развитие эффективного взаимодействия, в котором заинтересованы обе стороны. Реализация же целей внешнеэкономической политики и конкретных решений правительства предполагает необходимость придерживаться общего внешнеэкономического курса страны. Поэтому во внешнеэкономической практике часто применяются односторонние правовые меры в отношении других стран, иногда имеющие непопулярный характер, что диктуется необходимостью отстаивать национальные интересы. Такие меры предпринимаются нередко вопреки интересам других стран, что вызывает конфликты между участниками внешнеэкономической деятельности и ответные меры, ограничивающие свободу контрагента.
Несомненно, эффективность экономической дипломатии и, соответственно, внешнеэкономической деятельности страны в целом и ее предпринимателей, в частности, зависит от наличия четкой государственной внешнеэкономической стратегии. В ней должны быть ясно сформулированы общие цели, конкрет¬ные задачи и стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности, указаны приоритеты в товарной и географической структуре внешней торговли, направления и наиболее желательные формы ин¬вестиционного сотрудничества. В условиях рыночной (капиталистической) экономики ориентация бизнеса исключительно на получение максимальной прибыли кажется вполне логичной. Однако, в реальной практике это не совсем так. Поэтому поддержка интересов частного бизнеса на мировом рынке – особый раздел в искусстве экономической дипломатии.
Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны — от тради¬ционных деловых переговоров до прямого лоббирования нацио¬нальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики. Во многом эффективность эко¬номической дипломатии зависит от достигнутого страной уровня экономического развития, от степени индустриализации ее экономики и развития научно- производственной базы, от наличия необходимых фи¬нансовых, человеческих, информационных и других ресурсов. Собственно, эти факторы и определяют весомость выдвигаемых страной требований. Однако и сама экономическая дипломатия в последнее время все более и более становится весьма важным фактором роста конкуренто¬способности страны. Другими словами, в современных условиях всеобщей конкуренции в международном бизнесе практически нет союзников. Полномасштабная конкуренция изначально предполагает т.н. « схватку», в которой выигрывает сильнейший. Она ухудшает отношения, практически исключает полноценное сотрудничество, но улучшает покупательский климат и обостряет сбытовой инстинкт и тягу быть лучшим, сильнейшим, стимулирует волю к выживанию в сложных условиях мирового рынка. Собственно, глобальные конкурентные игры на современной мировой экономической арене чем-то напоминают бой древнеримских гладиаторов, слегка замаскированный духом соревнования и легитимной целью – создания стратегических альянсов партнеров по бизнесу, которые в любой момент в случае изменения их целей и малейшего нарушения их интересов могут превратиться в самых ярых конкурентов. А это значит, что участвующие в подобной современной конкурентной игре должны постоянно находиться в политическом и экономическом тонусе и напряжении, отслеживая маневры своего партнера-конкурента.
В этих условиях глобальной конкуренции весьма актуальны стратегические рекомендации Н. Макиавелли и представляется особенно перспективной активная, иногда даже агрессивная по форме экономическая дипломатия с целью: проникновения и захвата перспективных мировых и региональных рынков. Именно поэтому практически все страны мира стремятся укрепить свои институ¬циональные и организационные структуры для поддержки внешнеэкономической деятельности и лоб¬бирования интересов отечественных компаний за рубежом. Статус экономической дипломатии в системе государственной власти непрерывно повышается, существенно расширяются функции и улучшается ка¬чество работы, повышается виртуозность и профессиональный уровень персонала. Во главе подобных структур, как правило, находятся руководители высокого уровня, имеющие богатый опыт дипломатической работы и хозяйственного управления, хорошо понимающие цели и задачи страны и ее предпринимателей. Но представляется необходимой целенаправленная подготовка и соответствующее целенаправленное образование квалифицированных, профессиональных кадров для выполнения столь сложной и деликатной работы по продвижения национальных интересов на мировом рынке в изменившихся условиях и « полномасштабное производство виртуозных гладиаторов-дипломатов», способных эффективно отстаивать интересы страны и ее предпринимателей на глобальной экономической арене.
Методы экономической дипломатии для поддержки национального бизнеса на мировой экономической арене предполагают и использование инструментов традиционной дипломатии: ноты и заявления, консультации и обсуждения, обмен мне¬ниями, в том числе в неофициаль¬ном порядке, визиты и встречи, участие в работе международных экономических организаций и пр.. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который ис-пользуется для достижения договоренностей с другими страна¬ми о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе.
Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономиче¬ских отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной фор¬ме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции. Однако, взаимной выгоды, как известно, можно добиться преимущественно только путем взаимных уступок. Поэтому именно осознанные взаимные уступки выступают важным средством достижения компромисса в любых ситуациях и приобретают особое значение в условиях глобализации и глобальной конкуренции, нацеленной на достижение глобального превосходства. Известно, что конкуренция « ни чиста, ни совершенна», но, несомненно, существует точка перехода от состояния конкуренции к подобию сотрудничества. Именно эту « точку» пересечения интересов, основанную на взаимных уступках в решении своих или общих проблем и необходимо найти в процессе дипломатических переговоров на экономической почве. В частности, при обсуждении глобальных, общих для всего человечества проблем на межнациональном уровне, в рамках международных организаций, на международных встречах глав-государств, особенно, на встречах «Большой восьмерки» упоминаются такие категории, как «глобальное парт¬нерство» и «глобальный потенциал». Это выводит дипломатию и экономическую дипломатию в частности на качест¬венно иной уровень развития и значимости, который характеризуется расширением возможностей и повышением ответственности за решения общемировых задач.
Главная особенность экономической дипломатии в начале XXI века заключается в ее сравнительно открытом характере. Делается ставка на лидерство в постановке актуальных проблем мирохозяйственного развития, которые охватывают торгово-политические и интеграционные аспекты взаимоотношений, рыночные стратегии и вопросы глобального и регионального развития. К ним относятся: решение проблемы безопасности в мире, в том числе энергетической, борьбы с терроризмом и стихийными бедствиями, нераспространения оружия массового уничтожения, инициативы по Ближнему Востоку, Северной Африке, Кавказу, пре¬одолению голода и бедности, обеспечению долговой устойчиво¬сти беднейших государств, развитию предпринимательства и торговли, борьбе с коррупцией, интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией, проблемы в области образования, здраво¬охранения, охраны окружающей среды и пр. Конечно, вышеперечисленные вопросы и проблемы обсуждаются на самом высоком уровне, но на практике ведется серьезная борьба за доминирование на мировой арене, не исключаются и силовые методы достижения запланированной цели. Яркий пример, события на Кавказе, инициированные во многом, как показывают факты, действиями США и других, заинтересованных в ослаблении сильного конкурента стран. В результате борьбы интересов за распределение сфер влияния в мире возникли два новых государства – Абхазия и Южная Осетия, пока не признанные большинством стран в мировом сообществе, но уже « подавшие серьезную заявку на соответствующую запись в мировом реестре». Налицо конфликт интересов большинства и меньшинства, наиболее сильных, которые стремятся стать еще сильнее за счет подавления сильнейших и ближайших конкурентов и использования наименее развитых субъектов для реализации своих целей, как это было всегда. « Разделяй и властвуй!» - этот принцип мировой политики и борьбы за превосходство хорошо известен даже непрофессионалам.
Особую активность проявляют, несомненно, промышленно-развитые страны ( ПРС) , в распоряжении которых находятся огромные финансовые, органи¬зационные, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы. Большинство ПРС опираются на мощный экономический фундамент и имеют глобальные и зачастую конфликтующие интересы. Впрочем, это вполне объяснимо, продолжается « Большая Игра» за власть в мире, на мировом экономическом пространстве, которая предполагает право сильнейшего по своему усмотрению распоряжаться всеми видами мировых ресурсов, а это весьма заманчиво. Можно согласиться с Р. Киплингом, что, действительно, « Большая Игра» закончится только тогда, «когда все умрут». Поэтому методы экономической дипломатии в качестве средства «бескровного сражения» за мировое экономическое, а значит и политическое превосходство в мире в условиях глобализации и обострения глобальной конкуренции приобретают особо важное значение. Геополитические подходы в оценке ситуации в мире в начале XXI века преобладают. Сторонники силового решения возникающих проблем даже экономического характера, к сожалению, пока доминируют в правящих элитах стран. Но все более и более актуальным в плане сохранения мира на планете становится геоэкономический, бескровный подход к формированию современного мирового экономического пространства и нового мирового порядка. Фрэнсис Фукуяма и Жак Аттали оказались в этом вопросе провидцами. В частности, Фрэнсис Фукуяма в начале 90-х гг. прошлого века провозгласил начало особого планетарного существования, которое будет проходить под знаком Рынка и Демократии, которые объединят весь мир в слаженную рационально функционирующую машину. Такой «Новый Порядок», по мнению Ф. Фукуямы предполагает, что все регионы мира начинают переорганизовываться по новой модели, вокруг его наиболее экономически развитых центров. Жак Аттали считает, что в настоящий момент наступила третья эра – « эра денег», которые, по его мнению, являются универсальным эквивалентом ценности, поскольку, приравнивая все вещи к материальному цифровому выражению, с ними предельно просто управляться наиболее рациональным способом. Другими словами, в конце XX –начале XXI века не просто наступила «эра денег», но наступила « эра предельного рационализма», основанная на единой либерально-демократической идеологии, рыночной ( капиталистической) системе, развитии информационных технологий, что в целом ведет к формированию единого однородного мирового пространства. Такой прагматичный подход, например, является приоритетным и в позиции руководства России. В частности, оценивая ситуацию, сложившуюся после августа 2008 и отношения РФ и США президент России Д. Медведев отметил превалирующий в российской позиции прагматизм, в том числе и экономического характера.
« Эра предельного рационализма» предполагает, по мнению Ж.Аттали, также отмену геополитического дуализма, а единый мир все же получает новую геополитическую структуру, основанную на сей раз на принципах « геоэкономики». Этот подход, в принципе, не нов. Впервые концепции « геоэкономики» предложил развивать историк Фритц Рериг, а популяризировал ее французский экономист Фернан Бродель. В России идеи «геоэкономики» развил и структурно оформил Э. Кочетов. « Геоэкономика» - это особая версия мондиалистской геополитики, которая рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные и пр. факторы, составляющие суть геополитического подхода к управлению развитием мира. «Геоэкономический подход», который предполагает опору на чисто экономическую реальность в ее отношении к пространству, представляется несомненно, более предпочтительным и более гуманным в плане возможности сохранения человеческих жизней и мира на земле . Все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства. Следовательно, приоритетными методами оперирования в новой геоэкономической реальности, должны стать и постепенно становятся таковыми экономические и финансовые средства. Перефразируя лозунг американских менеджеров, можно заключить, что «кто владеет экономическими ресурсами, тот владеет миром». Конечно, информационный и силовой фактор, как показывают события августа 2008 года, никто не отменял, но в условиях глобальной экономической конкуренции средства экономической, желательно « бескровной» дипломатии в развитии международного ( глобального) бизнеса приобретают , с нашей точки зрения, приоритетный и в случае особой новизны стратегии оперирования на мировой экономической арене и виртуозности ее осуществления, инновационный характер. Именно такой подход может стать инновационной основой внешнеэкономической стратегии России.
См.:Международная жизнь, 2001, N 1, с.58.
08 06 11, Мск.
Свидетельство о публикации №218102601641