3. Геоэкономические реалии совр. мира. статья
в свое время я готовила курс лекций по Экономической дипломатии,
меня интересовал, в частности, и геоэкономический подход к осознанию происходящих в мире процессов.
Представляется интересным собрать в одном месте научные статьи, написанные для различных научных журналов и сборников. Исследованию процессов, происходящих в Мировой нефтяной промышленности, мировой экономике и международных экономических отношениях, в международном бизнесе посвящена значительная часть моей жизни.
Галина Федосеева
Геоэкономические реалии современного мира и роль экономической дипломатии в условиях глобальной конкуренции
Федосеева Галина Анатольевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений Финансовой академии при Правительстве РФ ( Финакадемия)
Современный мир претерпел серьезные изменения, которые произошли в результате его глобальной трансформации. Мир вступил в эпоху, когда ни одна значимая проблема не может быть решена без подключения главных игроков на мировой арене с одной стороны, а с другой стороны набирают силу категории общности, взаимозависимости и взаимообусловленности процесса принятия решений относительно внесения определенного баланса в расстановке мировых сил. Эта тенденция касается и экономической составляющей международных отношений. Глобализация экономики вывела на первый план человеческого сознания новейшую категорию общих интересов, в практическую реализацию которых вовлекаются как традиционные субъекты мирохозяйственного общения – государства и их объединения, так и получившие невиданное ранее развитие – различные наднациональные структуры.
Исходя из этого, просматриваются новые принципы понимания не только новейших тенденций развития, но и появление новейших механизмов общения на мировой хозяйственной арене. Все эти фундаментальные изменения, их теоретическое и методологическое обоснование привело к зарождению новейшего научного направления – глобалистики в ее различных измерениях ( к появлению геонаук – геоэкономики, геоинформатики, геокультуры, геостратегии, геополитики и пр.). При этом на приоритетные позиции постепенно выходят экономические интересы и экономическое измерение мира, оформившееся в самостоятельное научное направление – геоэкономика, подчиняя геополитику и геостратегию своим целям и задачам. В этой ситуации все игроки на мировой экономической арене сами определяют правила мировой игры.
Геоэкономические реалии современного мира становятся все более очевидными для всех участников мирохозяйственных связей, что в немалой степени обусловлено особенностями развития процессов глобализации.
Глобализация, которая набрала силу в начале XXI века, предполагает рост масштабов и расширение рамок мирохозяйственных связей. Мировая экономика все в большей и большей степени превращается в единый глобальный экономический организм. Совершенно очевидно, что в начале XXI века практически все страны и регионы мира стремятся к экономической активности вне своих национальных границ, а отдельные предприятия и фирмы расширяют хозяйственную деятельность за пределы внутреннего рынка. Кроме того, ТНК и ТНБ еще в прошлом веке прочно закрепили за собой право считаться главными субъектами мирохозяйственного общения, для которых практически не существует государственных границ при осуществлении их глобальной экономической деятельности. ТНК с легкостью «перешагивают» любые границы так, что сфера их экономического влияния не совпадает с национальными границами их происхождения и регистрации. ТНК и ТНБ, будучи хозяйственными субъектами и финансово-торгово-промышленными предприятиями по сути, превратились в настоящие мощные экономические государства, обладающие реальной экономической силой, и распоряжающиеся огромными финансовыми, производственными, научными и информационными ресурсами. В этих условиях экономический и хозяйственный аспект современных международных отношений становится приоритетным, а геополитический подход постепенно уступает место геоэкономическим реалиям современного мира. Геоэкономический подход предполагает опору на чисто экономическую реальность в ее отношении к пространству. Географическое расположение современных центров экономической силы, крупнейших мировых бирж, значительных запасов полезных ископаемых, концентрация производственных, научных и информационных ресурсов приобретают в современном мире все более важное значение, а преимущество над другими странами и конкурентами достигается в первую очередь при помощи экономических рычагов. Следовательно, приоритетными инструментами, используемыми при оперировании в новой геоэкономической реальности, становятся все виды экономических и финансовых средств.
Формирование глобальной экономики с учетом геоэкономических реалий сопровождается усилением глобальной экономической конкуренции на всех уровнях. Как известно, конкуренция «ни чиста, ни совершенна». Учитывая этот факт, необходимо подчеркнуть роль государства в продвижении и защите национальных ин¬тересов на мировом рынке. Всесторонняя государственная поддержка в различных формах является важнейшим условием успешной ми¬рохозяйственной деятельности национальных компаний и стра¬ны в целом. Опыт США, которые уже давно определились со стратегией и тактикой оперирования на мировом экономическом пространстве показывает, что концепции т.н. «hard power» и сопутствующая и отнюдь не противоречащая ей «soft power» по-прежнему актуальны и применяются данной страной без каких-либо ограничений. Идет ли речь о подмене рыночных принци¬пов хозяйствования или лишь о повышении конкурентоспособности на¬циональных производителей, работающих в агрессивной ры¬ночной среде, зависит от применяемых при этом средств поддержки бизнеса со стороны государства.
В любом случае, укрепление глобальной, международной и национальной конкурентоспособности страны и ее хозяйствующих субъектов зависит во многом от проводимой государством внешнеэкономической (продвижение экспорта, улучшение ус-ловий доступа на внешние рынки, привлечение зарубежных ин¬вестиций, технологий, ноу-хау и др.) и внутриэкономической (содействие НИОКР, техноло¬гическому развитию, инновационной деятельности и др.) политики. В этом контексте особая роль принадлежит экономической дипломатии, которая призвана формировать благоприятную внешнюю среду для практического реше¬ния задач повышения конкурентоспособности.
До недавнего времени считалось, что приоритетной задачей дипломатии является решение исключительно политических вопросов во взаимоотношениях стран и их региональных объединений. Однако подобная позиция, как нам представляется, несовершенна. История свидетельствует о том, что даже в далекие, уже канувшие в лету времена предметом межгосударственных переговоров были не только политические, но и экономические вопросы. Например, представители правящей элиты древнейших времен договаривались о распределении рынков сбыта и сфер экономического влияния или о безопасности торговых путей. Однако, с течением времени, обязанности среди элиты общества разделились: дипломаты занялись преимущественно политикой, а купцы - вопросами международной торговли. Но утверждать, что экономические проблемы перестали входить в круг интересов государственных чиновников высшего ранга, занимающихся международными и межгосударственными отношениями, было бы ошибкой . Неслучайно такие видные современные государственные деятели, как, Ж. Ширак, Дж. Буш, В. Путин и др., считают себя ответственными не только за политическое, но и за экономическое благополучие своих стран.
Экономическая дипломатия, как научная дисциплина, пока еще не сформировалась окончательно. Хотя проф. В. Щетинин, одним из первых в России, попытался дать определение экономической дипломатии и оформить ее как учебную дисциплину. В его трактовке экономическая дипломатия представляет со¬бой « … сплав экономики и политики, доведенный до уровня при¬нятия и реализации управленческих решений, с помощью и при посредстве которых осуществляется сотрудничество и соперни¬чество в современном мире, определяются формы и методы развития и совершенствования рыночной экономики, становящей¬ся важным фактором общественного развития и решения клю¬чевых проблем экономического и социального прогресса»1.
Исходя из сути «дипломатии» вообще, которая определяется как: «средство осуществления внешней политики государства, пред¬ставляющее собой совокупность невоенных практических меро¬приятий, приемов и методов...», а с другой стороны, как «официальная деятельность по осуществлению целей и задач внешней поли¬тики государства, защите прав и интересов государства, его уч¬реждений и граждан за границей»2, можно сформулировать определение эконо¬мической дипломатии, которая в широком смысле представляет собой средство реализации внешнеэкономической политики государства и официальную деятельность по осуществлению ее целей. Проблемам развития теории и практики экономической дипломатии в России занимаются такие профессионалы в этой области, как А.Е. Лихачев, Иванов И.Д., Ешкин Л.В., Жизнин С.З., Лощинин В.В., Лавров С.В.. Богучарский М. Е.. Весьма интересны в историческом плане и убедительны факты, касающиеся истории и механизмов формирования экономической дипломатии, становления современной системы международных торгово-экономических связей, приведенные французским специалистом в области экономической дипломатии Карроном де ла Каррьер Г.. Автор анализирует отдельные аспекты работы дипломатов-экономистов различных стран 3. Конечно, не все предложения, выдвинутые Карроном де ла Каррьер Г., применимы к условиям и практике международных переговоров России по экономическим вопросам, но разнообразный фактический материал делает данный труд весьма интересным с исторической и с практической точек зрения.
1 Щетинин В. Экономическая дипломатия. М., Международные отношения, 2000, с. 15
2 Дипломатический словарь. Т. 1. М., Международные отношения, 1984, с. 327.
3 Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003, с. 145.
Всемерное развитие институтов и инструментов экономической дипломатии для России в настоящее время весьма актуальны и в плане реализации национальных интересов, среди которых, по словам главы российского МИДа Лаврова С.В., "безопасность страны - как ее границ, так и изнутри", "укрепление государства", "экономическое развитие". Практически во всех основополагающих документах, в т.ч. и в официально принятой "Концепции внешней политики", говорится о важности обеспечения благоприятных условий для экономического развития страны и проводимых в России реформ. Конечно, это касается не только деятельности российского МИДа в экономической сфере. В начале XXI века круг ведомств и государственных руководителей, вовлеченных во внешнеэкономические дела страны весьма широк. Однако, ряд весьма важных международных вопросов в экономической области решаются с большим трудом. В частности, весьма показательна история с дискриминационной в отношении нашей страны поправкой Джексона-Вэника к торговому законодательству США. В течение почти пятнадцати лет на каждом российско-американском саммите говорили об отказе от холодной войны в двухсторонних отношениях, а также американская сторона обещала отменить пресловутую поправку. Бесспорной победой двухсторонней дипломатии в российско-американских отношениях можно считать прекращение холодной войны, однако порожденная ею поправка Джексона-Вэника продолжает затруднять экономические отношения стран.
Актуальность развития институтов, методов и новейших инструментов экономической
дипломатии для России в начале XXI века обусловлена также и развитием интеграционных процессов с участием нашей страны, а также ее стремлением присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО). Считается, что Россия уже пропустила благоприятную возможность присоединения к ВТО в 2003 году, и если в ближайшее время страна не достигнет договоренности со станами-участницами, то вопрос о присоединении может быть отложен на неопределенный период. Несомненно, процесс присоединения России к ВТО осложнился. Вполне очевидно, что нелегкие переговоры с ЕС и ведущими зарубежными странами порождают некоторые сомнения относительно наличия у нашей страны целенаправленной торгово-экономической стратегии.
Поражает факт привлекательности для России наращивания экспорта нефти, газа и других сырьевых ресурсов. При этом по размерам разведанных запасов Россию весьма сложно отнести к лидерам мировой экономики. «Промышленно-развитый поставщик сырья» или « сырьевой придаток мировой экономики» - так в кулуарах называют нашу страну. Более того, очевидны попытки России сделать торговлю нефтью и газом материальной базой для развития экономических отношений, в частности, со странами ЕС, США и ближним зарубежьем. Другими словами, т.н. энергетическая дипломатия набирает силу. В частности, российский специалист С.З. Жизнин сформулировал стратегию и тактику поведения участников переговорного процесса с позиции энеогоресурсов 1. Конечно, подобная стратегия применяется и в странах ЕС 2, однако, «неравновесность» положения стран ЕС и России и степень влияния на ситуацию в мире позволяют предположить, что этот факт обуславливает возможность критики энергетической позиции РФ со стороны руководства стран ЕС.
Попытки России сделать торговлю нефтью основой российско-американских отношений в целом наталкиваются на весьма сдержанное отношение со стороны
американских фирм, которые заинтересованы не в покупке российской нефти ( учитывая ее высокую цену на мировом рынке), а в участии в разработке российских нефтяных месторождений и ее добыче. Официальные лица США в целом демонстрируют энтузиазм, однако, учитывая временный спад в американской экономике, рост стратегических запасов нефти, сделанных американским правительством и некоторую интенсификацию процесса разработки собственных месторождений нефти, эти действия служат больше тактическим целям - давлению на рынок в пользу снижения цен на энергоресурсы в духе биржевых "брокеров-медведей". К сожалению, Россия, сама того не желая, своими действиями способствует успешной нефтяной игре США. По оценкам специалистов, "игра на повышение" путем поиска лучшего взаимопонимания с ОПЕК и мировыми экспортерами газа также пока не выгодна для России. Все эти факты свидетельствуют о необходимости для России совершенствования стратегии, тактики и методов осуществления экономической дипломатии.
1 С.З. Жизнин. Основы энергетической дипломатии. Учебник в 2-х томах.
М.: МГИМО, 2003, 318 с.
2 Богучарский М. Е. Энергетическая дипломатия Европейского Союза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.: МГИМО ( Университет) МИД России, 2005 г.
Совершенно очевидно, что в настоящее время именно виртуозная, продуманная экономическая дипломатия помогает многим странам в решении своих национальных задач и реализации национальных интересов не только в сфере международной торговли. Например, КНР сделала ставку на экономическую дипломатию при ведении торгово-экономического диалога с США. При этом КНР удалось добиться положения, когда политические разногласия между странами отошли на второй план. Более того, по контрасту с неудачной попыткой России в течение многих лет добиться отмены поправки Джексона-Вэника в торговле с США, успех китайской экономической дипломатии ознаменовался провалом в Конгрессе США попытки лишить КНР режима наибольшего благоприятствования из-за известных "тяньаньмэньских событий". Кроме того, в настоящее время, именно торгово-экономические интересы оказывают большое влияние на формирование позиции США по отношению к Тайваню, а Вьетнам в поисках экономической выгоды готов забыть последствия жестокой войны с США и видит в Вашингтоне важного стратегического партнера.
Приведенные факты показывают, что проводимая государством внешнеэкономическая политика должна содержать четко сформулированную стратегию и тактику и отражать экономические интере¬сы государства и страны в целом, а также национальных компаний и отдельных хозяйствующих субъектов, непосредственно занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Таким образом, экономическая дипломатия представляет собой совокупность организационно-правовых инстру¬ментов и действий во внешнеэкономической сфере с учетом национальных интересов, а также скоординированное взаимодействие государственных и негосударственных структур в целях обеспе¬чения устойчивого развития страны и ее экономической безо¬пасности в условиях глобализации 1. Следовательно, основной целью экономической дипломатии с общегосударственных позиций можно назвать обеспечение устойчивого раз¬вития и экономической безопасности страны, значение которых в условиях глобализации непрерывно растет. Кроме этого, целями экономической дипломатии, на наш взгляд, являются: за¬щита национальных интересов страны на мировой экономической арене, обеспе¬чение ее внешнеэкономической безопасности, предотвращение внешних угроз для обеспечения сбалансированного развития экономики страны, недопущение нарушения или предупреждение конфликтного развития внешнеэкономических связей или угрожающего жизни населения состояния окружающей среды, обеспечение потребно-стей страны за счет внешнеэкономических связей в жизненно важных сферах жизни, поддержание ста¬бильности на внутреннем рынке. Это может выражаться, в частности, в беспе¬ребойном снабжении населения продовольствием и медикамен¬тами, предприятий — ресурсами, необходимыми материалами и технологиями, в поддержании нормальной, некриминальной и неагрессивной конкурентной среды. Роль экономической дипломатии не ограничивается принятием срочных мер в случаях возникновения форс-мажорных для экономики страны обстоятельств. Главной задачей экономической дипломатии, на наш взгляд, является также обеспечение для страны и ее предпринимателей выгодных условий для международного экономического взаимодействия. В идеале это должно способствовать повышению прибыльности, обеспечению непрерывности и безопасности осуществляемых внешнеэкономических операций страны в целом и росту уровня и качества жизни ее населения.
1 Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М.: ЗАО « Издательство « Экономика», 2006, с. 124.
Исходя из вышесказанного, представляется особенно важным поиск компромисс¬ных решений на основе встречных уступок при условии, что взаимная выгода партнеров по переговорам от этих уступок больше, чем сами уступки. Конечно, усиление экономической взаимозависимости стран в условиях глобализации вынуждает правительства иногда прибегать к средствам экономической дипломатии для решения и внешне¬политических задач, особенно в периоды, когда с помощью традиционных дипломатических средств не удается найти взаимоприемлемого решения.
Напомним, что экономическая дипломатия и внешнеэкономическая политика правительства понятия не тождественные. Целью реализации мер экономической дипломатии является достижение договоренности и взаимоприемлемого решения по проблемам развития экономических отношений, другими словами, развитие эффективного взаимодействия, в котором заинтересованы обе стороны. Реализация же целей внешнеэкономической политики и конкретных решений правительства предполагает необходимость придерживаться общего внешнеэкономического курса страны. Поэтому во внешнеэкономической практике часто применяются односторонние правовые меры в отношении других стран, иногда имеющие непопулярный характер, что диктуется необходимостью отстаивать национальные интересы. Такие меры предпринимаются нередко вопреки интересам других стран, что вызывает конфликты между участниками внешнеэкономической деятельности и ответные меры, ограничивающие свободу контрагента.
Несомненно, эффективность экономической дипломатии и, соответственно, внешнеэкономической деятельности страны в целом и ее предпринимателей, в частности, зависит от наличия четкой государственной внешнеэкономической стратегии. В ней должны быть ясно сформулированы общие цели, конкрет¬ные задачи и стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности, указаны приоритеты в товарной и географической структуре внешней торговли, направления и наиболее желательные формы ин¬вестиционного сотрудничества. В условиях рыночной (капиталистической) экономики ориентация бизнеса исключительно на получение максимальной прибыли кажется вполне логичной. Однако, в реальной практике это не совсем так. Поэтому поддержка интересов частного бизнеса на мировом рынке – особый раздел в искусстве экономической дипломатии.
Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны — от тради¬ционных деловых переговоров до прямого лоббирования нацио-нальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики. Во многом эффективность эко¬номической дипломатии зависит от достигнутого страной уровня экономического развития, от степени индустриализации ее экономики и развития научно- производственной базы, от наличия необходимых фи-нансовых, человеческих, информационных и других ресурсов. Собственно, эти факторы и определяют весомость выдвигаемых страной требований. Однако и сама экономическая дипломатия в последнее время все более и более становится весьма важным фактором роста конкуренто¬способности страны. Другими словами, в современных условиях всеобщей конкуренции практически нет союзников. Полномасштабная конкуренция изначально предполагает т.н. « схватку», в которой выигрывает сильнейший. Она ухудшает отношения, практически исключает полноценное сотрудничество, но улучшает покупательский климат и обостряет сбытовой инстинкт и тягу быть лучшим и сильнейшим, стимулирует волю к выживанию в сложных условиях мирового рынка. Собственно, глобальные конкурентные игры на современной мировой экономической арене чем-то напоминают бой древнеримских гладиаторов, слегка замаскированный духом соревнования и легитимной целью – создания стратегических альянсов партнеров по бизнесу, которые в любой момент в случае изменения их целей и малейшего нарушения их интересов могут превратиться в самых ярых конкурентов. А это значит, что участвующие в подобной современной конкурентной игре должны постоянно находиться в политическом и экономическом тонусе и напряжении, отслеживая маневры своего партнера-конкурента. В этих условиях глобальной конкуренции весьма актуальны стратегические рекомендации Н. Макиавелли и представляется особенно перспективной активная, иногда даже агрессивная по форме экономическая дипломатия с целью: проникновения и захвата перспективных мировых и региональных рынков. Именно поэтому практически все страны мира стремятся укрепить свои институ¬циональные и организационные структуры для поддержки внешнеэкономической деятельности и лоб-бирования интересов отечественных компаний за рубежом. Статус экономической дипломатии в системе государственной власти непрерывно повышается, существенно расширяются функции и улучшается ка¬чество работы, повышается виртуозность и профессиональный уровень персонала. Во главе подобных структур, как правило, находятся руководители высокого уровня, имеющие богатый опыт дипломатической работы и хозяйственного управления, хорошо понимающие цели и задачи страны и ее предпринимателей. Но представляется необходимой целенаправленная подготовка и соответствующее целенаправленное образование молодых квалифицированных, профессиональных кадров для выполнения столь сложной и деликатной работы по продвижения национальных интересов на мировом рынке в изменившихся условиях и « полномасштабное производство виртуозных гладиаторов-дипломатов», способных эффективно отстаивать интересы страны и ее предпринимателей на глобальной экономической арене.
Методы экономической дипломатии предполагают также использование инструментов традиционной дипломатии: ноты и заявления, консультации и обсуждения, обмен мне¬ниями, в том числе в неофициаль¬ном порядке, визиты и встречи, участие в работе международных экономических организаций и пр.. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который ис¬пользуется для достижения договоренностей с другими страна¬ми о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе.
Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономиче¬ских отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной фор¬ме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции. Однако, взаимной выгоды, как известно, можно добиться преимущественно только путем взаимных уступок. Поэтому именно осознанные взаимные уступки выступают важным средством достижения компромисса в любых ситуациях и приобретают особое значение в условиях глобализации и глобальной конкуренции, нацеленной на достижение глобального превосходства. Известно, что конкуренция « ни чиста, ни совершенна», но, несомненно, существует «точка перехода» от состояния конкуренции к подобию сотрудничества. Именно эту « точку» пересечения интересов, основанную на взаимных уступках в решении своих или общих проблем и необходимо найти в процессе дипломатических переговоров на экономической почве. В частности, при обсуждении глобальных, общих для всего человечества проблем на межнациональном уровне, в рамках международных организаций, на международных встречах глав-государств, особенно, на встречах «Большой восьмерки» упоминаются такие категории, как «глобальное парт¬нерство» и «глобальный потенциал». Это выводит дипломатию и экономическую дипломатию в частности на качест¬венно иной уровень развития и значимости, который характеризуется расширением возможностей и повышением ответственности за решения общемировых задач.
Главная особенность экономической дипломатии в начале XXI века заключается в ее сравнительно открытом характере. Делается ставка на лидерство в постановке актуальных проблем мирохозяйственного развития, которые охватывают торгово-политические и интеграционные аспекты взаимоотношений, рыночные стратегии вопросы глобального и регионального развития. К ним относятся: решение проблемы безопасности в мире, в том числе энергетической, борьбы с терроризмом и стихийными бедствиями, нераспространения оружия массового уничтожения, инициативы по Ближнему Востоку и Северной Африке, пре¬одолению голода и бедности, обеспечению долговой устойчиво¬сти беднейших государств, развитию предпринимательства и торговли, борьбе с коррупцией, интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией, проблемы в области образования, здраво¬охранения, охраны окружающей среды и пр. Конечно, вышеперечисленные вопросы и проблемы обсуждаются на самом высоком уровне, но на практике ведется серьезная борьба за доминирование на мировой арене, не исключаются и силовые методы достижения запланированной цели. Налицо конфликт интересов большинства и меньшинства, наиболее сильных, которые стремятся стать еще сильнее за счет подавления сильнейших и ближайших конкурентов и использования наименее развитых субъектов, как это было всегда.
Особую активность проявляют промышленно-развитые страны ( ПРС) , в распоряжении которых находятся огромные финансовые, органи¬зационные, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы. Большинство ПРС опираются на мощный экономический фундамент и имеют глобальные и зачастую конфликтующие интересы. Впрочем, это вполне объяснимо, продолжается « Большая Игра» за власть в мире, на мировом экономическом пространстве, которая предполагает право сильнейшего по своему усмотрению распоряжаться всеми видами мировых ресурсов, а это весьма заманчиво. Можно согласиться с Р. Киплингом, что, действительно, « Большая Игра» закончится только тогда, когда все умрут». Поэтому методы экономической дипломатии в качестве средства «бескровного сражения» за мировое экономическое, а значит и политическое превосходство в мире в условиях глобализации и обострения глобальной конкуренции приобретают особо важное значение, а геополитические подходы в оценке ситуации в мире, как уже отмечалось ранее, постепенно уступают место геоэкономическим. Фрэнсис Фукуяма и Жак Аттали оказались в этом вопросе провидцами. В частности, Фрэнсис Фукуяма в начале 90-х гг. прошлого века провозгласил начало особого планетарного существования, которое будет проходить под знаком «Рынка и Демократии», которые объединят весь мир в слаженную, рационально функционирующую машину. Такой «Новый Порядок», по мнению Ф. Фукуямы предполагает, что все регионы мира начинают переорганизовываться по новой модели и концентрироваться вокруг его наиболее экономически развитых центров. Жак Аттали считает, что в настоящий момент наступила третья эра – « эра денег», которые, по его мнению, являются универсальным эквивалентом ценности, поскольку, приравнивая все вещи к материальному цифровому выражению, с ними предельно просто управляться наиболее рациональным способом. Другими словами, в конце XX –начале XXI века не просто наступила «эра денег», но наступила « эра предельного рационализма», основанная на единой либерально-демократической идеологии, рыночной (капиталистической) системе хозяйствования, развитии информационных технологий, что в целом ведет к формированию единого относительно однородного мирового пространства. Несомненно, такой подход стал возможен после самоликвидации евразийского СССР. При этом отменяется геополитический дуализм, а единый мир все же получает новую геополитическую структуру, основанную, на сей раз, на принципах « геоэкономики». Впервые концепцию « геоэкономики» предложил развивать историк Фритц Рериг, а популяризировал ее французский экономист Фернан Бродель. Геоэкономика зародилась и была оформлена как научное направление в США, Италии и России. В дальнейшем получила развитие в Испании, Германии и Индии.
В России сложилась самостоятельная школа геоэкономики в рамках глобалистики, основателем которой выступил Кочетов Э.Г.1. В разработку теории геоэкономики внесли весомый вклад такие российские ученые, как Сапир Е.В., Рогов В.Ю., Лапкин В.В., Пантин В.И., Фролова Е.Д..
« Геоэкономика» - это особая версия мондиалистской геополитики, которая рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные и пр. факторы, составляющие суть геополитического подхода к управлению развитием мира. «Геоэкономика» предполагает опору на чисто экономическую реальность в ее отношении к пространству. Все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства. Следовательно, приоритетными инструментами оперирования в новой геоэкономической реальности, становятся все виды экономических и финансовых средств. Перефразируя лозунг американских менеджеров, можно заключить, что «кто владеет экономическими ресурсами, тот владеет миром». Конечно, информационный и силовой фактор никто не отменял, но в новых условиях глобальной экономической конкуренции и новых геоэкономических реалий современного мира средства экономической, желательно « бескровной», дипломатии приобретают особое значение.
Фундаментальным началом, теоретическим и методологическим основанием разработки новейших, более совершенных инструментов современной экономической дипломатии может стать геоэкономика – как новейшая парадигма мирового развития, которая постепенно вытесняет военно-политическую ментальность при взгляде на карту современного мира. Мощный процесс экономизации политики, на наш взгляд, набирает силу и сквозь призму геоэкономической реальности современного мира просматриваются новейшие стимулы и мотивации к оперированию на внешнеэкономической арене и главный из них – прорыв к совместному формированию и перераспределению мирового дохода.
1 Кочетов Э.Г. Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание: Новый Ренессанс – истоки и принципы его построения, фундаментальные опоры, теоретический и методологический каркас. М.: ОАО Издательска группа « ПРОГРЕСС», 2001; Глобалистика: теория, методология, практика. М.: Норма, 2002; Геоэкономика ( освоение мирового экономического пространства). М.: БЕК, 1999, 2002, НОРМА,2006; Геоэкономический (глобальный) толковый словарь. Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса; Сборник стратегических понятий – новелл: - Екатеринбург. ОАО «ИПП Уральский рабочий» 2006.
Принципы стратегии и тактики экономической дипломатии опираются на принципиальное положение – оперирование идет не на политической карте мира с ее приемами разрешения конфликтных и кризисных ситуаций, а на геоэкономическом атласе мира, на котором политический расклад сил составляет лишь одну страницу. Такой объемно-пространственный взгляд получил название в геоэкономической науке геогенезис или упомянутый нами ранее геоэкономический подход. Таким образом, учитывая отчетливо просматривающиеся контуры геоэкономической реальности современного мира, экономическая дипломатия вполне может взять за основу геогенезис и на его основе выстраивать программно-сетевую модель взаимоотношений с различными субъектами современных мирохозяйственных связей и разрабатывать новейшие инструменты оперирования на мировом геоэкономическом пространстве.
В заключение можно сделать несколько основных выводов относительно геоэкономических реалий современного мира и роли экономической дипломатии в условиях глобальной конкуренции:
1. Экономический и хозяйственный аспект современных международных отношений становится приоритетным, а геополитический подход постепенно уступает место геоэкономическому, который базируется на признании приоритета экономической реальности в ее отношении к пространству.
2. Формирование глобальной экономики с учетом геоэкономических реалий сопровождается усилением глобальной экономической конкуренции на всех уровнях, а преимущество над другими странами и конкурентами достигается в первую очередь при помощи экономических рычагов.
3. Приоритетными инструментами, используемыми при оперировании в условиях глобальной экономической конкуренции и новой геоэкономической реальности, становятся все виды экономических и финансовых средств.
4. Особая роль при решении национальных задач экономического развития отдельных стран и реализации их национальных интересов принадлежит экономической дипломатии, которая призвана формировать благоприятную внешнюю среду для практического реше¬ния задач повышения их конкурентоспособности.
5. Эффективность экономической дипломатии и, соответственно, внешнеэкономической деятельности страны в целом и ее предпринимателей, в частности, зависит от наличия четкой государственной внешнеэкономической стратегии.
6. Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны — от тради¬ционных деловых переговоров до прямого лоббирования нацио-нальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики.
7. Главная особенность экономической дипломатии в начале XXI века заключается в ее сравнительно открытом характере.
8. Геоэкономика – как новейшая парадигма мирового развития становится фундаментальным началом, теоретическим и методологическим основанием разработки новейших, более совершенных инструментов современной экономической дипломатии.
Таким образом, в начале нового столетия четко проявились геоэкономические контуры современного мира, в котором, несмотря на наличие военных конфликтов, приоритетными становятся экономические методы борьбы за превосходство, а значит, глобальная экономическая конкуренция все более и более обостряется. В условиях геоэкономических реалий современного мира усиливается роль экономической дипломатии при достижении национальных интересов стран, их хозяйствующих субъектов и сформировавшихся на их основе современных наднациональных структур, а экономические средства и методы их достижения становятся приоритетными.
К.э.н., доц. Федосеева Г.А. Москва, ФА при Правительстве РФ,Каф. МЭ и МБ
25 11 2011.
Свидетельство о публикации №218102601663