4. Эк. дипломатия и рубль как мир. валюта
К.э.н., доц. Федосеева Г.А.
Кафедра МЭ и МВКО
Финансовая академия при Правительстве РФ
Экономическая дипломатия и ее роль по реализации стратегии использования рубля как мировой валюты в условиях глобальной конкуренции и мирового финансового кризиса.
Современный мир, как и много лет назад подвержен всевозможным кризисам, экономическим, политическим, финансовым, социальным и пр., которые, будучи локальными по происхождению, в условиях глобализации приобретают всемирный характер. Финансовый кризис 2008 года в этом плане отнюдь не исключение. Зародившись в США он постепенно охватывает весь мир и, в частности, экономики, зависимые от использования доллара и принимающие его в качестве мировой валюты. Стратегия американских менеджеров в условиях возникновения кризисной ситуации и глобальной экономической конкуренции давно опробована на практике и действует без сбоев. Американские стратеги взяли на вооружение политику управления кризисами путем использования их с целью извлечения прибыли, как это ни парадоксально звучит, а при необходимости и искусственно создавать кризисную ситуацию, лишь бы это работало на пользу участников международного бизнеса, который приобрел в XXI веке черты глобального.
Развитие процессов глобализации в начале XXI века сопровождаются усилением глобальной экономической конкуренции на всех уровнях. Как известно, конкуренция « ни чиста, ни совершенна» и, учитывая этот факт, необходимо подчеркнуть роль государства в продвижении и защите национальных ин¬тересов на мировом рынке. Всесторонняя государственная поддержка в различных формах является важнейшим условием успешной ми¬рохозяйственной деятельности национальных компаний и стра¬ны в целом. Опыт США, которые уже давно определились со стратегией и тактикой оперирования на мировом экономическом пространстве показывает, что концепции т.н. «hard power» и сопутствующая и отнюдь не противоречащая ей «soft power» по-прежнему актуальны и применяются данной страной без каких-либо ограничений. Идет ли речь о подмене рыночных принци¬пов хозяйствования или лишь о повышении конкурентоспособности на¬циональных производителей, работающих в агрессивной ры-ночной среде, зависит от применяемых при этом средств поддержки бизнеса со стороны государства. Этим, возможно, отчасти и объясняется факт, что, несмотря на кризис, охвативший американскую экономику в 2008 году, доллар, как это ни парадоксально, не только не падает в цене, а даже растет. Привычка международного бизнеса использовать американскую валюту в качестве мировой, к сожалению, весьма крепка.
Что касается глобальной конкуренции между долларом и евро, несомненно, она будет нарастать. Однако, можно констатировать факт, что их соперничество – не самостоятельный процесс, а лишь наиболее наглядное выражение стратегической конкуренции между США и Европой.
Два мировых центра экономической силы обречены на конкуренцию вследствие своего положения в современном мире: США - 30% мировой экономики, Европа - пока 22%. Возможно ли подключение России и российского рубля к этому глобальному процессу? Об этом сложно говорить однозначно. С позиции классического анализа ситуации – можно однозначно ответить - пока нет. При существующих объемах и видах торговли, в которых задействована Россия, весьма сложно претендовать на полную конвертируемость и статус резервной валюты. Конечно, с позиции удовлетворения политических амбиций в условиях наметившегося противостояния между Россией и США, а также весьма проблематичных отношений с нынешним руководством бывших союзных республик, разработка серьезной стратегии по использованию рубля в качестве мировой валюты, оправдана. Это способствует, на наш взгляд, повышению имиджа России и акцентирует внимание на проведении самостоятельной, независимой внешнеэкономической политики, свободной от эмоциональных реакций на сложившуюся ситуацию и развернутую информационную войну со стороны западных стран. В условиях возникающих угроз, носящих, несомненно, провокационный характер, шаги российского руководства по укреплению рубля на мировом экономическом пространстве можно рассматривать валютным фактором инновационного развития экономики.
Премьер-министр В.Путин, подчеркивал, что позиции России в мировой экономике «всегда не хватало амбиций». Пожалуй, принципы Н.Макиавелли актуальны и в этом случае и постулат «лучший способ защиты – это нападение», даже если силы не равны, работает. Хотелось бы отметить один из шагов РФ в этом направлении. На переговорах в Минске в октябре 2008 года, которые были посвящены перспективам развития Союзного государства России и Белоруссии, премьер-министр РФ отметил заинтересованность в дальнейшем углублении валютной интеграции, в том числе путем создания валютного пула и расширения использования российского рубля во взаимных расчетах, а не американского доллара. Владимир Путин выступил против системы, когда Россия и Белоруссия при взаимных расчетах даже в рамках энергетических проектов используют доллар США. Учитывая проблемы в американской экономике и валютной системе страны, предложение России выглядит весьма перспективным.
С нашей точки зрения, расширение географии проведения подобный переговоров вполне легитимный шаг по укреплению конвертируемости рубля и расширения зоны его использования. Правда, по мнению В. Геращенко, такая мера выглядит излишней, поскольку российский рубль и без перехода в расчетах за энергоносители, например с ЕС или с другими странами, на рубли, выглядит в значительной степени конвертируемым. По его мнению, в условиях снятия валютных ограничений внутри России для резидентов и нерезидентов, наличия возможности купить иностранную валюту, открыть в банке валютный счет, российская экономика выглядит открытой и такие меры дают некоторую уверенность в правильности проводимой РФ курсовой политики.
В условиях современных противоречивых тенденций к глобализации и региональных протекционистских стремлений к объединению в торгово-экономические блоки, конкуренция, в том числе и в валютной области, будет возрастать. В будущем соперничество между долларом и евро осложнится возможным появлением новых региональных валют. Все зависит от повышения уровня развития региональных экономик и субъектов международной торговли. Вполне возможно создание региональной валюты на базе АСЕАН в старом или расширенном составе. Возможно появление другой региональной валюты в АТР, особенно если Индия или Китай пожелают играть активную роль стабилизирующего центра этого региона, исходя из объемов своего внутреннего продукта, а также объемов импорта и экспорта. Журнал Euromoney опубликовал предположения относительно наличия в будущем трех наиболее используемых мировых валюты: доллара, евро и китайского юаня. Возможно возникновение единой валюты в зоне Латинской Америки. Исходя из сказанного можно предположить, что конкуренция в том числе и в валютном секторе мировой экономики, будет возрастать.
В любом случае, укрепление глобальной, международной и национальной конкурентоспособности страны ( в том числе и валютного фактора), и ее хозяйствующих субъектов зависит во многом от проводимой государством внешнеэкономической (продвижение экспорта, улучшение ус¬ловий доступа на внешние рынки, привлечение зарубежных ин¬вестиций, технологий, ноу-хау и др.) и внутриэкономической (содействие НИОКР, техноло¬гическому развитию, инновационной деятельности и др.) политики. В этом контексте особая роль принадлежит экономической дипломатии, которая призвана формировать благоприятную внешнюю среду для практического реше¬ния задач повышения конкурентоспособности как страны в целом, так и ее национальной валюты, эффективно используя сложившуюся кризисную ситуацию, в том числе и в финансовой сфере.
Экономическая дипломатия, как научная дисциплина, пока еще не сформировалась окончательно. Хотя проф. В. Щетинин, одним из первых в России, попытался дать определение экономической дипломатии и оформить ее как учебную дисциплину. В его трактовке экономическая дипломатия представляет со¬бой « … сплав экономики и политики, доведенный до уровня при¬нятия и реализации управленческих решений, с помощью и при посредстве которых осуществляется сотрудничество и соперни¬чество в современном мире, определяются формы и методы развития и совершенствования рыночной экономики, становящей¬ся важным фактором общественного развития и решения клю¬чевых проблем экономического и социального прогресса»1.
Исходя из сути «дипломатии» вообще, которая определяется как: «средство осуществления внешней политики государства, пред¬ставляющее собой совокупность невоенных практических меро¬приятий, приемов и методов...», а с другой стороны, как «официальная деятельность по осуществлению целей и задач внешней поли¬тики государства, защите прав и интересов государства, его уч¬реждений и граждан за границей»2, можно сформулировать определение эконо¬мической дипломатии, которая в широком смысле представляет собой средство реализации внешнеэкономической политики государства и официальную деятельность по осуществлению ее целей.
Совершенно очевидно, что проводимая государством внешнеэкономическая политика должна содержать четко сформулированную стратегию и тактику и отражать экономические интере¬сы государства и страны в целом, а также национальных компаний и отдельных хозяйствующих субъектов, непосредственно занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Таким образом, экономическая дипломатия представляет собой совокупность организационно-правовых инстру¬ментов и действий во внешнеэкономической сфере с учетом национальных интересов, а также скоординированное взаимодействие государственных и негосударственных структур в целях обеспе¬чения устойчивого развития страны и ее экономической безо¬пасности в условиях глобализации. Следовательно, основной целью экономической дипломатии с общегосударственных позиций является обеспечение устойчивого раз¬вития и экономической безопасности страны, значение которых в условиях глобализации непрерывно растет. Кроме этого, целями экономической дипломатии, на наш взгляд, являются: за¬щита национальных интересов страны на мировой экономической арене, обеспечение ее
внешнеэкономической безопасности, предотвращение внешних угроз для обеспечения сбалансированного развития экономики страны, недопущение нарушения или предупреждение конфликтного развития внешнеэкономических связей или угрожающего жизни населения состояния окружающей среды, обеспечение потребностей страны за счет внешнеэкономических связей в жизненно важных сферах, поддержание стабильности на внутреннем рынке.
1 Щетинин В. Экономическая дипломатия. М., Международные отношения, 2000, с. 15
2 Дипломатический словарь. Т. 1. М., Международные отношения, 1984, с. 327.
Это может выражаться, в частности, в бесперебойном снабжении населения продовольствием и медикаментами, предприятий — ресурсами, необходимыми материалами и технологиями, в поддержании нормальной, некриминальной и неагрессивной конкурентной среды. Роль экономической дипломатии не ограничивается принятием срочных мер в случаях возникновения форс-мажорных для экономики страны обстоятельств. Главной задачей экономической дипломатии, на наш взгляд, является также обеспечение для страны и ее предпринимателей выгодных условий для международного экономического взаимодействия. В идеале это должно способствовать повышению прибыльности, обеспечению непрерывности и безопасности осуществляемых внешнеэкономических операций страны в целом и росту уровня и качества жизни ее населения. Исходя из вышесказанного, представляется особенно важным поиск компромисс¬ных решений на основе встречных уступок при условии, что взаимная выгода партнеров по переговорам от этих уступок больше, чем сами уступки. Конечно, усиление экономической взаимозависимости стран в условиях глобализации вынуждает правительства иногда прибегать к средствам экономической дипломатии для решения и внешне¬политических задач, особенно в периоды, когда с помощью традиционных дипломатических средств не удается найти взаимоприемлемого решения.
Напомним, что экономическая дипломатия и внешнеэкономическая политика правительства понятия не тождественные. Целью реализации мер экономической дипломатии является достижение договоренности и взаимоприемлемого решения по проблемам развития экономических отношений, другими словами, развитие эффективного взаимодействия, в котором заинтересованы обе стороны. Реализация же целей внешнеэкономической политики и конкретных решений правительства предполагает необходимость придерживаться общего внешнеэкономического курса страны. Поэтому во внешнеэкономической практике часто применяются односторонние правовые меры в отношении других стран, иногда имеющие непопулярный характер, что диктуется необходимостью отстаивать национальные интересы. Такие меры предпринимаются нередко вопреки интересам других стран, что вызывает конфликты между участниками внешнеэкономической деятельности и ответные меры, ограничивающие свободу контрагента.
Несомненно, эффективность экономической дипломатии и, соответственно, внешнеэкономической деятельности страны в целом и ее предпринимателей, в частности, зависит от наличия четкой государственной внешнеэкономической стратегии, в том числе и в области укрепления национальной валюты на мировом валютно-финансовом рынке. В ней должны быть ясно сформулированы общие цели, конкрет¬ные задачи и стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности, указаны приоритеты в товарной и географической структуре внешней торговли, направления и наиболее желательные формы ин¬вестиционного и валютного сотрудничества. В условиях рыночной (капиталистической) экономики ориентация бизнеса исключительно на получение максимальной прибыли кажется вполне логичной. Однако, в реальной практике это не совсем так. Поэтому поддержка интересов бизнеса на мировом рынке – особый раздел в искусстве экономической дипломатии.
Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны — от тради¬ционных деловых переговоров до прямого лоббирования нацио-нальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики. Во многом эффективность эко¬номической дипломатии зависит от достигнутого страной уровня экономического развития, от степени индустриализации ее экономики и развития научно- производственной базы, от наличия необходимых фи-нансовых, валютных, человеческих, информационных и других ресурсов. Собственно, эти факторы и определяют весомость выдвигаемых страной требований. Однако и сама экономическая дипломатия в последнее время все более и более становится весьма важным фактором роста конкуренто¬способности страны.
Другими словами, в современных условиях всеобщей конкуренции практически нет союзников. Полномасштабная конкуренция изначально предполагает т.н. « схватку», в которой выигрывает сильнейший. Она ухудшает отношения, практически исключает полноценное сотрудничество, но улучшает покупательский климат и обостряет сбытовой инстинкт и тягу быть лучшим и сильнейшим, стимулирует волю к выживанию в сложных условиях мирового рынка. Собственно, глобальные конкурентные игры на современной мировой экономической арене чем-то напоминают бой древнеримских гладиаторов, слегка замаскированный духом соревнования и легитимной целью – создания стратегических альянсов партнеров по бизнесу, которые в любой момент в случае изменения их целей и малейшего нарушения их интересов могут превратиться в самых ярых конкурентов. А это значит, что участвующие в подобной современной конкурентной игре должны постоянно находиться в политическом и экономическом тонусе и напряжении, отслеживая маневры своего партнера-конкурента.
В этих условиях глобальной конкуренции весьма актуальны стратегические рекомендации Н. Макиавелли и представляется особенно перспективной активная, иногда даже агрессивная по форме экономическая дипломатия с целью: проникновения и захвата перспективных мировых и региональных рынков. Исходя из этого разработка стратегии использования рубля в качестве мировой валюты не кажется слишком амбициозной, или политически конъюнктурной. Это борьба за выживание в условиях глобальной конкуренции. В этом плане желательно, чтобы борьба ограничилась экономической ареной. Именно поэтому практически все страны мира стремятся укрепить свои институ¬циональные и организационные структуры для поддержки внешнеэкономической деятельности и лоб¬бирования интересов отечественных компаний за рубежом. Статус экономической дипломатии в системе государственной власти непрерывно повышается, существенно расширяются функции и улучшается ка¬чество работы, повышается виртуозность и профессиональный уровень персонала. Во главе подобных структур, как правило, находятся руководители высокого уровня, имеющие богатый опыт дипломатической работы и хозяйственного управления, хорошо понимающие цели и задачи страны и ее предпринимателей. Но представляется необходимой целенаправленная подготовка и соответствующее целенаправленное образование молодых квалифицированных, профессиональных кадров для выполнения столь сложной и деликатной работы по продвижения национальных интересов на мировом рынке в изменившихся условиях и « полномасштабное производство виртуозных гладиаторов-дипломатов», способных эффективно отстаивать интересы страны и ее предпринимателей на глобальной экономической арене.
Методы экономической дипломатии предполагают использование инструментов традиционной дипломатии: ноты и заявления, консультации и обсуждения, обмен мне-ниями, в том числе в неофициаль¬ном порядке, визиты и встречи, участие в работе международных экономических организаций и пр.. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который ис¬пользуется для достижения договоренностей с другими страна¬ми о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе.
Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономиче¬ских отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной фор¬ме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции. Однако, взаимной выгоды, как известно, можно добиться преимущественно только путем взаимных уступок. Поэтому именно осознанные взаимные уступки выступают важным средством достижения компромисса в любых ситуациях и приобретают особое значение в условиях глобализации и глобальной конкуренции, нацеленной на достижение глобального превосходства. Известно, что конкуренция « ни чиста, ни совершенна», но, несомненно, существует «точка перехода» от состояния конкуренции к подобию сотрудничества. Именно эту « точку» пересечения интересов, основанную на взаимных уступках в решении своих или общих проблем и необходимо найти в процессе дипломатических переговоров на экономической почве. В частности, при обсуждении глобальных, общих для всего человечества проблем на межнациональном уровне, в рамках международных организаций, на международных встречах глав-государств упоминаются такие категории, как «глобальное парт¬нерство» и «глобальный потенциал». Это выводит дипломатию и экономическую дипломатию в частности на качест¬венно иной уровень развития и значимости, который характеризуется расширением возможностей и повышением ответственности за решение общемировых задач.
Главная особенность экономической дипломатии в начале XXI века заключается в ее сравнительно открытом характере. Делается ставка на лидерство в постановке актуальных проблем мирохозяйственного развития, которые охватывают торгово-политические и интеграционные аспекты взаимоотношений, рыночные стратегии вопросы глобального и регионального развития. К ним относятся: решение проблемы сохранения мира и безопасности, в том числе энергетической, борьбы с терроризмом и стихийными бедствиями, нераспространения оружия массового уничтожения, инициативы по Ближнему Востоку и Северной Африке, пре¬одолению голода и бедности, обеспечению долговой устойчиво¬сти беднейших государств, развитию предпринимательства и торговли, борьбе с коррупцией, интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией, проблемы в области образования, здраво¬охранения, охраны окружающей среды и пр. Конечно, вышеперечисленные вопросы и проблемы обсуждаются на самом высоком уровне, но на практике ведется серьезная борьба за доминирование на мировой арене, не исключаются и силовые методы достижения запланированной цели. Налицо конфликт интересов большинства и меньшинства, наиболее сильных, которые стремятся стать еще сильнее за счет подавления сильнейших и ближайших конкурентов и использования наименее развитых субъектов, как это было всегда.
Особую активность проявляют промышленно-развитые страны ( ПРС) , в распоряжении которых находятся огромные финансовые, органи¬зационные, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы. Большинство ПРС опираются на мощный экономический фундамент и имеют глобальные и зачастую конфликтующие интересы. Впрочем, это вполне объяснимо, продолжается « Большая Игра» за власть в мире, на мировом экономическом пространстве, которая предполагает право сильнейшего по своему усмотрению распоряжаться всеми видами мировых ресурсов, а это весьма заманчиво. Можно согласиться с Р. Киплингом, что, действительно, « Большая Игра» закончится только тогда, когда все умрут». Поэтому методы экономической дипломатии в качестве средства «бескровного сражения» за мировое экономическое, а значит и политическое превосходство в мире в условиях глобализации и обострения глобальной конкуренции приобретают особо важное значение, а геополитические подходы в оценке ситуации в мире постепенно должны уступать место геоэкономическим. Фрэнсис Фукуяма и Жак Аттали оказались в этом вопросе провидцами. В частности, Фрэнсис Фукуяма в начале 90-х гг. прошлого века провозгласил начало особого планетарного существования, которое будет проходить под знаком Рынка и Демократии, которые объединят весь мир в слаженную, рационально функционирующую машину. Такой Новый Порядок, по мнению Ф. Фукуямы предполагает, что все регионы мира начинают переорганизовываться по новой модели и концентрироваться вокруг его наиболее экономически развитых центров. Жак Аттали считает, что в настоящий момент наступила третья эра – « эра денег», которые, по его мнению, являются универсальным эквивалентом ценности, поскольку, приравнивая все вещи к материальному цифровому выражению, с ними предельно просто управляться наиболее рациональным способом.
Другими словами, в конце XX –начале XXI века не просто наступила «эра денег», но наступила « эра предельного рационализма», основанная на единой либерально-демократической идеологии, рыночной (капиталистической) системе хозяйствования, развитии информационных технологий, что в целом ведет к формированию единого относительно однородного мирового пространства. Несомненно, такой подход стал возможен после самоликвидации евразийского СССР. При этом отменяется геополитический дуализм, а единый мир все же получает новую геополитическую структуру, основанную на сей раз на принципах « геоэкономики». Этот подход, в принципе, не нов. Впервые концепции « геоэкономики» предложил развивать историк Фритц Рериг, а популяризировал ее французский экономист Фернан Бродель. В России идеи «геоэкономики» развил и структурно оформил Э. Кочетов. « Геоэкономика» - это особая версия мондиалистской геополитики, которая рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные и пр. факторы, составляющие суть геополитического подхода к управлению развитием мира. «Геоэкономика» предполагает опору на чисто экономическую реальность в ее отношении к пространству. Все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства, мировые валютные центры.
Следовательно, приоритетными инструментами, используемыми при оперировании в новой геоэкономической реальности, становятся все виды экономических и финансовых средств, в том числе и возможное появление новых региональных валют. В этих условиях претензии России на разработку и реализацию стратегии по использованию рубля на начальном этапе ее реализации, если не в качестве мировой, то хотя бы региональной валюты, не выглядят фантастическими, а рассматриваются вполне легитимными и возможными. Перефразируя лозунг американских менеджеров, можно заключить, что «кто владеет экономическими ( в том числе валютными) ресурсами, тот владеет миром». Конечно, информационный и силовой фактор ( как показывают события августа 2008 года) никто не отменял, но в условиях глобальной конкуренции и «нарождения» новых геоэкономических реалий современного мира средства экономической, желательно «бескровной», дипломатии приобретают особое значение.
К.э.н., доц. Федосеева Г.А.
Москва, ФА при Правительстве РФ
Каф. МЭ и МВКО
10 10 2008
Свидетельство о публикации №218102601679