5. Гламурные аспекты Болонского процесса

из сборника " Научные статьи"


Федосеева Галина Анатольевна
Кандидат экономических наук, доцент
Каф. Мировой экономики и международного бизнеса
Финансовый университет при Правительстве РФ

Гламурные аспекты Болонского процесса
и формирование единого европейского образовательного пространства

      Если учитывать факт бурного развития современной цивилизации и непрерывный рост численности населения земли, то проблема формирования единого подхода к системе образования и выработки необходимых для эволюции общества в целом умений и навыков у людей, представляющих в совокупности важнейший ресурс развития цивилизации, весьма актуальна в условиях продолжающегося процесса глобализации мирового информационного, экономического, политического и духовного пространства планеты. Есть три главные силы, при помощи которых возможно относительно легитимно если не управлять, то контролировать будущее развитие мира в целом, важнейшей составляющей которого, несомненно, является население и качество его выражения в мире.

     Это грубая военная сила со всем накопленным арсеналом средств уничтожения жизни на земле. Ее применение определяется невозможностью решить управленческие проблемы мирным путем. Вторая реальная сила управления ситуацией в мире предназначена для более цивилизованного  воздействия на перспективы развития – мировая валютная и финансовая система и изощренные механизмы ее использования в целях перераспределения денежных и финансовых средств между отдельными группами ( членами ) общества. «Кризисы надо эффективно использовать, а при необходимости создавать» - это лозунг американских менеджеров известен довольно давно. И наконец, информационная составляющая, вернее, качество и смысловое наполнение поступающей для общего и «служебного» пользования информации. А.Эйнштейн утверждал, что если третья мировая война и грянет, то она будет носить информационный характер. В этом отношении передел информационного пространства планеты и формирование общественного мнения – существенный фактор доминирования в современном мире. Во всяком случае, американское политическое и экономическое доминирование в мире, несмотря на неутешительные диагнозы «болезни лидера» для экономики США со стороны экономистов-международников все еще подкрепляется эффективно используемыми стратегиями информационного превосходствa - т.н. «soft power» and «hard power». В этом отношении качество общего, профессионального и духовного образования населения, как объекта управления ( а то, что мир управляем  - не вызывает сомнения) имеет весьма важное значение.

      Подчеркнем, что современное образование - фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры общества. Наряду с политической, экономической и правовой грамотностью населения образование призвано формировать также и  эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью современного общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо исследовать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия уровней и качества субъектов образования и системы их взаимосвязей и возможностей управления.

      Несомненно, что личность по отношению к институтам государства - всегда является объектом воздействия. Долгое время со стороны государства и субъектов власти практиковался ресурсный подход к населению, управление системой образования было подчинено идее воспитания работника, профессионала с минимальным учетом индивидуальности. Собственно, такой подход в условиях рыночной экономики, по умолчанию никто не отменял и с экономической точки зрения человеческие ресурсы планеты являются объектом управления и эффективного использования. Более того,  среди профессионалов весьма широко распространено мнение, что миром стало сложно управлять, поскольку умных людей становится всё больше и больше.

     Да, конечно, в такой ситуации методы управления человеческими ресурсами все более и более усложняются. Однако, вектор духовной эволюции в идеале направлен в сторону формирования многогранной личности, ориентированной на полноценное самовыражение в этом мире, при этом степень ее полезности для общества в целом определяется профессиональными навыками, которые формируются, несомненно, в процессе обучения и образования, который вполне прогнозируем и управляем со стороны властных структур. В тоже  время  на современном этапе образование должно приобретать в идеале характер целенаправленной непрерывной (в течение всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование образовательной системы, образовательной среды в целях самосовершенствования, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Формирование субъектных связей между участниками образовательной деятельности – объективная необходимость.

     Развитие системы высшего профессионального образования Российской Федерации происходит не без учета тенденций глобализации мирового экономического, политического и информационного пространства. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы. Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Несомненно, в этом процессе есть и свои плюсы , и свои минусы.  Начиная с 90-х годов XX в., в РФ осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие "как открытой государственно-общественной системы".
В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого было намечено еще до 2010 г. осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования.
Социально-экономическая проблема модернизации национального института образования заключается в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности в соответствии с изменившимися общественными потребностями и условиями. В частности, необходимо обеспечить эффективное функционирование института образования в социальном и экономическом пространстве Российской Федерации и создать условия для формирования конкурентоспособного рынка экспортных образовательных услуг российских вузов в мире и, в частности, в европейском политическом и территориальном пространстве, для чего необходимо структуру высшего образования обозначить в единицах европейского измерения (образовательных уровнях, кредитах, компетенциях и пр.).

     Такая задача актуальна и с экономической точки зрения, поскольку образовательные услуги все чаще приобретают весьма реальную стоимость, а не ложатся беременем на государственный бюджет. Совмещение внешних и внутренних интересов направлено на реорганизацию системы профессионального высшего образования в Российской Федерации с учетом положений Болонской декларации.
В последние несколько лет проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под названием "Болонский процесс", в модернизации российской высшей школы, вызывают весьма пристальный интерес не только вузовской общественности, но всех неравнодушных к будущему страны людей. Причем уже проведенные реформы российского образования в русле Болонских принципов оцениваются различными специалистами и общественными деятелями по-разному.

      Итак,   можно признать, что во многом Болонский процесс представляется весьма революционным в области европейского высшего образования. Его начало датируется серединой 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. В 1998 году министры образования из четырех стран ЕЭС (Франция, Великобритания, Германия, Италия), участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбона, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. В результате обмена мнениями министрами образования четырех стран, была подписана т.н. Сорбонская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998) . Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) было оформлено через год в Болонье, представителями 29 стран (Болонская декларация , 1999)     В настоящее время очевидно, что это было уникальное соглашение, поскольку в этот процесс сегодня включено 47 стран-участниц, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение. Болонский процесс открыт для присоединения к нему других стран мира.

Сущность Болонского процесса определяется его целями и задачами формирования общеевропейского образовательного пространства как важнейшего условия успешного развития европейского региона. Если обратиться к истории, то объединение высшей школы в европейских странах назрело довольно давно, еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения .
Со временем указанные идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы. 

В истории развития Болонского процесса можно выделить три этапа:
1 этап – подготовительный - от Великой Хартии Университетов    
               (1988 г) до Болонской декларации;
2 этап  - начало процесса - Болонская декларация (1999 г);
3 этап – развитие процесса - после Болонской декларации.
Идея создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования исходят от старейшего в Италии и во всей Европе Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов – Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств в 1988 году этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов .

      Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования перешел с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже, как уже отмечалось ранее, в стенах знаменитого Сорбонского университета, также во время празднования его юбилея, состоялось совещание министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). Подписанная ими Сорбонская декларация "О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования"  впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.
Уже в следующем 1999 году на родине Magna Charta, в г. Болонье (Италия), состоялась историческая первая конференция тридцати европейских министров, отвечающих за образование. Принятая ими декларация "Зона европейского высшего образования" , определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы . С этой декларации и начинается собственно Болонский процесс.
 
      В дальнейшем встречи европейских министров образования стали регулярными с интервалом в два года, каждый раз к болонскому процессу присоединялись новые страны. В 2001 году министров принимала Прага , в 2003 году – Берлин . Число участников достигло сорока, в том числе Россия, подписавшая Болонскую декларацию в ходе берлинской конференции. Четвертая, встреча состоялась в мае 2005 г. в норвежском городе Бергене . Здесь о вступлении в Болонский процесс заявили пять стран бывшего Советского Союза. Последняя встреча состоялась в 2007 г., в Лондоне . В результате всех этих встреч были подписаны соответствующие коммюнике.

     Кроме рубежных конференций министров, в рамках Болонского процесса проводится ряд международных мероприятий, посвященных его отдельным аспектам. Вся университетская Европа пришла в движение, намереваясь успешно завершить создание единого образовательного пространства к установленному Болонской декларацией сроку.

     На сегодняшний день 47 стран принимают участие в так называемом Болонском процессе, который планировалось окончательно завершить к 2010 году.  Что касается РФ, то напомним, что страна присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом Болонского процесса .

     Таким образом, можно сделать вывод, что процесс создания европейского образовательного пространства, т.н. Болонский процесс, имеет свою историю развития и как любое новое начинание обладает инициативным ядром, которое составляли четыре страны - Франция, Великобритания, Германия, Италия. Сущность Болонского процесса определяется его целями и задачами, которые подчиняются главной идее - создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования.
Согласование позиций по вопросам дальнейшего развития высшей школы в пределах европейского сообщества проходило в результате созыва конференций на уровне министров участвующих в Болонском процессе стран и проведения форумов для обсуждения на высшем уровне проблем формирования единых подходов к высшему образованию.

    В частности,  Пражском коммюнике, от 2001 года, число стран–членов было увеличено до 33. В этом же коммюнике было констатировано расширение целей, в условиях непрерывного образования, с участием студентов в качестве активных участников повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. Кроме того, министры взяли на себя обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур и качества обучения. Эта цель была дополнена положениями о непрерывном обучении, как одном из важных элементом высшего образования, которые должны быть приняты во внимание при создании новых образовательных систем. Тема общественного контроля процесса обучения также впервые была поднята в Пражском коммюнике .

    Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине, в 2003 году, Берлинское коммюнике увеличило число стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения поощрения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (англ. European Research Area), а также меры по содействию обеспечения качественного обучения. Другой важный вопрос, который рассматривался в Берлинском коммюнике , создание новых структур, поддерживающих процессы инициированные в рамках двух конференций на уровне министров. На основании этого были созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат. В этом коммюнике министры также согласились, что должны быть созданы соответствующие национальные структуры в каждой из стран–участниц.
В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене . Итоговое коммюнике подчеркнуло важность партнёрских связей, в том числе заинтересованных сторон — студентов, ВУЗов, преподавателей и работодателей, а также дальнейшего расширения научных исследований, особенно в отношении третьего цикла — докторантуры.

    Кроме того, это коммюнике подчеркивает важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира.
В Лондонском коммюнике  2007 года число участвующих стран было расширено до 46. Это коммюнике сосредоточено на оценке прогресса, достигнутого к тому времени, поднимаются вопросы о мобильности, структуры степеней, уровне признания Болонской системы в целом, квалификационных структурах (как общих и национальных), непрерывном обучении, обеспечении качества образования, общественном контроле процесса обучения, а также поставлены множество приоритетных задач на 2009 год, основные из которых мобильность, социальный контроль, который был предложен в Пражском коммюнике и впервые определен здесь, сбор данных и учет, возможность трудоустройства. Было подчеркнуто, что существует необходимость дальнейшего сотрудничества, рассматривая его как возможность переформирования систем ценностей и концепций образовательного процесса.

    В 2009 году конференция состоялась в бельгийском городе Лёвен (Louvain-la-Neuve — Новый Лёвен), основные рабочие вопросы касались планов на следующее десятилетие, с акцентом на: общественный контроль, непрерывное обучение, трудоустройство, методы донесения до студента целей образования. Также рассматривались вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, научных исследований и инноваций, вопросы сбора данных, финансирования и разнообразных инструментов и методов обеспечения прозрачности образовательного процесса. Все эти вопросы были описаны в итоговом Лёвенском коммюнике , показывая новое направление Болонского процесса — более глубокое реформирование, которое обеспечит завершение процесса реализации Болонского процесса. Еще одно изменение, касается внутренних механизмов, связанных с председательством в Болонском Совете. Если раньше Болонский процесс был под председательством страны, председательствующей в ЕС, то теперь процесс будет проходить под председательством двух стран: как страны, председательствующей в ЕС, так и не входящих в ЕС страны, по очереди в алфавитном порядке.
Следующая конференция министров  состоялось в марте 2010 года в Будапеште и Вене, конференция являлась юбилейной — десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея, состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена. Кроме того, начиная с этой конференции, Европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.

    Совместно с конференциями министров в рамках Болонского процесса проводятся организационные форумы. Первый организационный Болонский форум проходил в Лёвене в 2009 году. В нем приняли участие 46 членов Болонского процесса, а также широкий спектр третьих стран и неправительственных организаций. Основными вопросами, обсуждаемыми в рамках форума были: ключевая роль в развитии общества высшего образования, основанного на непрерывном образовательном процессе и возможности всех слоев общества получать образование. Рассматривалась важность государственных инвестиций в высшее образование, несмотря на экономический кризис, важность межнациональных обменов в сфере высшего образования, необходимость сбалансированного обмена преподавателями, исследователями и студентами между странами, с целью содействия справедливому и плодотворному «обмену мозгами», как альтернатива «утечке мозгов» .
 
   Второй организационный Болонский форум  состоялся в Вене в марте 2010 года, в нем приняли участие 47 стран и восемь консультативных членов, а также третьи страны и неправительственные организации. Основными темами обсуждения были следующие вопросы: как системы высшего образования и учреждения реагируют на растущие потребности и ожидания, обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией в международном высшем образовании. Также большинство участников признали необходимость создания контактных методов для каждого из участников процесса, таких как назначение ответственных контактных лиц для каждой участвующей страны, которые будут выступать в качестве связующего звена, помогут улучшить обмен информацией и координацию совместных действий, в том числе подготовку следующего организационного Болонского форума. Также была признана необходимость способствовать и развивать глобальный диалог между студентами всех стран.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведения шести конференций ( Прага, 2001 г.(33 страны), Берлин 2003 г. (40 стран), Берген, 2003 г., Лондон 2007 г.( 46 стран), Лёвен ( Бельгия ), 2009 г. (47 стран), Будапешт, Вена, 2010 (47 стран)) на уровне министров участвующих в Болонском процессе стран и проведения двух организационных форумов ( Лёвен , 2009 г. (46 стран), Вена, 2010 г. (47 стран)) с целью обсуждения на высшем уровне проблем формирования единых подходов к высшему образованию, произошло гармоничное согласование позиций стран-участниц по вопросам дальнейшего развития высшей школы в пределах европейского сообщества, а также число участников Болонского процесса было расширено до 47 стран, в число которых входит и Россия.
Достоинства и недостатки Болонского процесса могут быть выявлены на основании пристального анализа проводимых реформ, а также опираясь на мнения компетентных работников сферы образования, которые принимали непосредственное участие в процессе реализации Болонского соглашения и сторонних наблюдателей, в частности, конкурирующих структур, которые по понятным причинам, однако, не всегда могут быть объективны.
 В частности,  США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нем. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем, является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (англ. credits). В США применяются более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из: системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу (Honors) .
   Можно принять во внимание некоторые негативные мнения о Болонском процессе. В частности, по сообщениям Neue Z;rcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS (англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.  Например,  по оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров . Ведь четырёхлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным. И если говорить о РФ, то одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса .
 Таким образом, можно сделать вывод по разделу в целом, что сущность Болонского процесса определяется задачами и целями его реализации – создание единого европейского образовательного  пространства и соответственно, повышение управляемости европейским сообществом на основе заложенных в основу образования человеческого потенциала общих принципов миропонимания и мироустройства. Как и любому процессу, проходящему в обществе, ему присуща своя история развития, которая исчисляется почти сорокалетней эволюцией от самой идеи до ее реального воплощения. В рамках Болонского процесса прошли шесть конференций на уровне министров образования европейских стран и два организационных форума, на которых число стран-участниц расширилось до 47. В 2010 году был констатирован факт, что цели, поставленные в Болонской декларации, выполнены, однако Болонскому процессу присущи как положительные, так и отрицательные черты.

Список использованной литературы

1. Сорбонская декларация — The Sorbonne Declaration  (англ.) 2. Болонская декларация — The Bologna Declaration  (англ.) 3. Пражское коммюнике — the Prague Communique  (англ.) 4. Берлинское коммюнике — The Berlin Communique  (англ.) 5. Бергенское коммюнике — The Bergen Communique  (англ.) 6. Лондонское коммюнике 2007 года — the London Communiqu;  (англ.)  7. Коммюнике составленное в городе Лёвен (2009) — the Leuven/Louvain-la-Neuve Communiqu;  (англ.) Communiqu.pdf
8. the Budapest-Vienna Ministerial Conference  (англ.) 9.
10. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций. - М.: - Изд-во Логос, 2004. - 208с.
11. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф.В.И. Байденко. М.: Инфра-М, 2002. - 409 с.
12. Болонский процесс: проблемы и перспективы. Сборник статей. // Под редакцией М.М. Лебедевой. – М: "Оргсервис-2000", 2006. – 208 с.
13. Горбунова Е.М., Ларионова М.В. Болонский процесс – европейская система  высшего образования. Вестник международных организаций, 2008, №7-8 (22),
14. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и Российские реалии - М.: МПСИ, 2004. - 350 с.
15. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства // Педагогика,  2006, № 9, с.103-108.
16. Иванова В. И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 70-74.
17. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.А.. Болонский процесс в вопросах и ответах. – Изд-во С.-Пб. Ун-та, 2004. - 108с.
18. Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 11 - Высшее образование для XXI века.
19. "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / Главный редактор - проф. А.Ю. Мельвиль, заслуженный деятель науки РФ. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 352 с. ISBN 5-224-05241-6
20. Реализация Болонского процесса в странах проекта Tempus (2009/2010). — Брюссель: 2010 , Т. 2.
21. Россия в Болонском процессе Николаев Д.В., Суслова Д.В. Вопросы образования. 2010, №1, с.34-42.
22. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. – 2004,N 6, с. 24-31.
23. Аккредитация. Европейская ассоциация по обеспечению Качества высшего образования/Accreditation.European Network for Quality Assurance in Higher Education (ENQA) http://www.enqa.net/
24. Ембулаев В.Н. Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Бакалавриат и магистратура.   http://www.pkokprf.ru/personal/embulaev/ego.htm
25. «Зона европейского высшего образования» http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/010920051
26. Зона европейского высшего образования (Болонская декларация). Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года / The European Higher Education Area: Joint Declaration of the European Ministers of Education На русском языке http://www.spbu.ru/News/edusem/bol.htm На английском языке http://www.bologna-berlin2003.de/pdf/bologna_declaration.pdf
27. Отчет межправительственной группы по Болонскому процессу к встрече министров образования в Праге / Report of the intergovernmental Bologna follow-up group to Prague ministerial meeting. Rapporteur Pedro Lurtie, May 2000 http://www.aic.lv/ace/bologna/bol_prg/P_Lurtie.rtf
28.
Применение единого приложения диплома в высшем образовании/State of Implementation
       Первая европейская конвенция ЮНЕСКО http://www.informika.ru/text/magaz/higher/1_97/1-4.html
31. Финансовый университет при Правительстве РФ. Основные  задачи Методического управления. http://www.fa.ru/dep/metod/about/Pages/tasks.aspx

32. Тенденции в учебных структурах высшего образования I / Trends and Learning Structures in Higher Education I pre-Bologna report by Guy Haug and Jette Kirstein, 1999 http://www.aic.lv/ace/bologna/bol_prg/trends_I.rtf
33. The first Bologna Policy Forum  (англ.) 29April2009.pdf
34. The Second Bologna Policy Forum  (англ.)  http://www.ehea.info/members.aspx

04 06 11. Мск.


Рецензии