Царь лукавый

“Царь лукавый погибнет, путие бо его темни суть».
                (преп. Иосиф Волоцкий, «Просветитель»)
          
        Сегодня, 26 октября (по ст. стилю 13 октября), на прздник иконы Иверской Божией Матери в Новодевичьем монастыре, в Москве, на Божественной литургии лжепатриарх Кирилл (Гундяев) произнёс проповедь о смирении, которое, по его словам, подкреплённым цитатой из святых отцов, сводится к неосуждению, причём, неосуждению безоговорочному и тотальному, что, собственно говоря, есть просто-напросто nonsense со всех точек зрения. Сегодня мы живём, увы, в обществе торжествующего зла, а Гундяев призывает нас не осуждать и не обличать зло, хотя кто же обличит зло, если не Церковь?

       А вот, что говорил преп. Иосиф Волоцкий в 15 веке в своей книге «Просветитель», направленной против ереси жидовствующих:

       "Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула, – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: "Пойдите, – говорит Он, – скажите этой лисице" (Лк. 13, 32). И пророк говорит: "Царь надменный погибнет, потому что пути его темны". И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле (Дан. 3, 32). И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению».

      И в другом месте читаем у преп. Иосифа Волоцкого:

         «Желая своими словами испугать истинно верующих, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника, они (жидовствующие) приводили в свидетельство слова Господа, Который сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1.), – и слова святого Иоанна Златоуста, который говорит, что никого нельзя ненавидеть или осуждать, ни неверного, ни еретика, и не следует убивать еретика; если же нужно судить еретика или отступника, то пусть он будет осужден по царским и гражданским законам, а не иноками и даже не мирскими людьми, если они не заседают в судах.
     Тот, кто хочет подробно узнать, что значат слова Господа: «Не судите, да не судимы будете», – пусть прочтет свидетельство святых книг, написанных об этом святыми преподобными и богоносными отцами нашими: святым Иоанном Златоустом, Василием Великим, божественным Афанасием Великим и многими другими отцами нашими.
     Мы же теперь разъясним слова божественного Златоуста, который говорит: не следует ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик. …Великий Златоуст свидетельствует, что не следует или ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик, – до тех пор, пока мы не получаем от него душевного вреда».
 
    Но если еретик занимает патриаршию кафедру, что тогда? Иосиф Волоцкий приводит в пример Иоанна Крестителя:

     «Или не знаете, что сделал Иоанн Креститель? Увидев деспота, отвергающего брачные законы, он с дерзновением сказал посреди торжища: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». (Мк. 6, 18.)».

     От кого услышим нынче на российском торжище слова обличения, и услышим ли?
    


Рецензии