Где же вы, мои подружки?..

Сентиментальные воспоминания


Давненько не открывала я этот альбом... Вообще-то люблю смотреть фотографии, особенно у кого-нибудь в гостях - так интересно! Это же целые истории! И свой когда-то наизусть знала, часто заглядывала. А теперь уже столько времени прошло... Всё некогда, всё дела да дела... Тут и настоящим жить не успеваешь, не то что прошлым. А надо бы и самой еще раз посмотреть, и детям показать - биография всё-таки.
Ах, ты, мой хороший, как же приятно погладить тебя! Обложка у тебя рельефная, узорчатая, как крышечка у волшебной шкатулки! Вот и открою я эту крышечку...

Наверное, долго еще не взяла бы в руки я свой альбом, если бы не нахлынувшие воспоминания. И так захотелось увидеть девчонок! Нет, не их самих, конечно (мы никогда и не виделись), а их фотографии. Почему-то не могу вспомнить, были ли шаровары под платьем у Шахзоды... На фото, конечно. Ну вот не дает мне покоя этот вопрос. Сейчас-сейчас, найду только... Это где-то в конце альбома, где уже мои "старшие" фотографии.

Вот. Нашла.
Черно-белые, цветными тогда не были избалованы.
Вот первое фото - таджикская девочка Шахзода. До сих пор не знаю, на какой слог ставится ударение в её имени. Как-то неудобно было спросить. Фотография 9х12. Шахзода в пёстром национальном платье длиной чуть ниже колен и прозрачных шароварах (и как же я забыла про них?), черные волосы собраны сзади то ли в хвост, то ли в косу. Симпатичная девочка, тоже моя ровесница. Рядом с ней - брат с длинным именем Камолиддин. В письмах она называла его Камо. На обороте - трогательная надпись: "Моей Жене в честь нашей дружбы на долгую память. 1990 год". Господи, аж сердце зашлось... Шахзода не рассказывала о своей стране, о Душанбе - столице, где она жила. Мы обсуждали свои девичьи вопросы, проблемы, делились новостями из своей жизни. Всё происходило так, будто живём мы по соседству, а не в разных союзных республиках. Да, это сейчас Таджикистан - отдельное государство, а тогда это была всего лишь часть нашей огромной страны! И республика, которая находилась очень-очень далеко, считалась чуть ли не соседним районом. Вот и была Шахзода как бы моей соседкой. И дружили мы по-соседски. Если честно, я мечтала увидеть её, познакомиться, так сказать, "вживую". Даже надеялась, что, когда вырасту, поеду в солнечный Душанбе, встречусь с подружкой и её братом, увижу абрикосовые  деревья и хлопковые поля, познакомлюсь с незнакомой мне культурой братского народа...
Переписка оборвалась в начале 90-х. В Душанбе началась революция. Из города и из страны побежали люди. Осталась семья Шахзоды в столице или уехала от войны? Жива ли вообще моя подруга? Долгое время я боялась, что она могла погибнуть. Там ведь всякое происходило... Потом поняла, что лучше думать о ней, как о живой. Так и думаю до сих пор: моя Шахзода жива и вполне счастлива!

Вторая фотография - небольшая совсем, портрет, похоже, из тех, что на паспорт делались. Светлана, моя ровесница из далёкой Украины. Круглое полноватое лицо; тёмные волосы крупными локонами до плеч. Что там на обороте... ох, даже слёзы наворачиваются!... "Пгт Кириковка, 1993 г. На память любимой и дорогой подружке Женечке от Светланы. Не забывай!" Да не забыла я, Светочка, не забыла... Помню, как стеснялась она высылать фотографию, смущалась своей внешности.  Ну да, внешность не модельная, но ведь и ничего страшного нет. Нормальная девчонка. И еще Света сильно заикалась, поэтому у неё не было близких подруг и друзей. От одиночества её спасала переписка с ровесниками. Не знаю, сколько у неё было друзей по переписке, да мне это и не важно было. Сколько писем мы написали друг другу! И общие интересы нашлись, и планами делились. А какие открытки я получала! Кстати, надо бы и их найти... Одну помню очень хорошо, прямо врезалась в память: Дед Мороз, снег, ёлочные игрушки - Новый год, в общем. А на обороте написанное Светланой поздравление - на украинском языке!  Ух, как приятно было! Я ведь и сама отчасти украинка... По папиной линии. В далёком детстве даже немного разговаривала на этом певучем языке, папа постоянно "подкидывал" мне словечки, а я запоминала. Потом как-то всё забылось, конечно, но этот язык... Тогда для меня это был язык братского народа, самого близкого и любимого! Поэтому знакомству со Светланой я была очень и очень рада.  И даже после первого письма кинулась к карте искать её посёлок, который находился в Сумской области. А для этого сначала нужно было найти сам город с чуднЫм названием Сумы... 
Мы общались несколько лет. Светлана окончила школу,  уехала учиться. Я тоже училась, вышла замуж, родила сына... Ждала, когда  подруга сообщит мне радостную весть о том, что и у неё теперь есть семья, что она не одинока. Но переписка оборвалась в конце 90-х. Не знаю, мои ли письма её не находили, или она уже не писала... Пару лет я еще надеялась на чудо, но чудо не случилось...

А вот еще - Людмила. Люда из Курской области. Миловидная светловолосая девочка... В самой любимой тогда газете "Пионерская правда" публиковались  адреса детей, желающих переписываться друг с другом. Я написала одной девочке, но она оказалась гораздо старше меня (почему-то  она не указала возраст в газете), поэтому дала мой адрес моей ровеснице, тоже ей написавшей. Так и завязалась переписка с Людой.  С ней мы общались недолго, но все равно было приятно...

Подружки мои, подружки... Столько лет прошло. Может, они уже и забыли обо мне.  У каждой своя жизнь. Надеюсь, у них всё хорошо. Всё, что задумывали,  сложилось, всё получилось. Безумно хочется найти их. Да где искать? Нет больше Украинской и Таджикской Республик. Есть две новые страны. Оборваны ниточки, связывавшие нас, обыкновенных девчонок. Как теперь найти скромную Светлану в обозлившейся, отдалившейся Украине? И живёт ли в далёком и не уже не таком дружественном, как прежде, Таджикистане моя милая Шахзода? Глядят они на меня со старых  фотографий и не догадываются, что где-то в России, в далёком сибирском посёлке скучает по ним давняя подружка...


Хорошо, что сохранились у меня  эти фотографии. Берегу их, а как же! Вот, посмотрела - и так тепло стало... Хоть и грустно. Пройдёт время, и когда-нибудь я снова достану альбом, полистаю страницы и с улыбкой вспомню девчонок. Дай Бог им большого счастья!


Рецензии