Выворачивание субъектности

Субъектность ошибочно «понимается» всеми как внутреннее свойство, как нечто чуть ли не имманентное человеческому организму, хотя давно уж замечено, что короля делает свита. На самом деле, конечно же, субъект определен не изнутри, не своим собственным усилием. Субъект – настолько субъект, насколько он признает субъектность Других, и чем больше для человека субъектно значимых этих самых Других, тем более он сам человек, тем более несомненна для него собственная человечность.
Т. е. субъект, - повторюсь, - определим извне, верой в чужую субъектность, отражением которой является уверенность в своей собственной свободе, недетерменированности обстоятельствами, в неавтоматизме своих действий. Без веры в свободного Другого субъектность иссякает как река, впадающая в безводную пустыню.
Суть злодея в том, что он не способен увидеть в людях людей, глядя на них, он видит лишь вещи. Потому что утратил веру в себя, утратил самоу-вер-енность субъектности, утерял своих Других, на кого можно было бы опереться. Своих Других, тех, кого не назначишь и не заменишь, поскольку они прорастают в душе и ими прорастает душа. Когда уходят Свои Другие их ничем не заменишь, душа становится плоской, теряет объем.


Рецензии