Темы книги Судей по Келлеру

(из конспекта разбора, мой беглый пересказ раздела из книги Келлера "Judges for You")

Тим Келлер выделяет шесть основных тем книги Судей и истин о Боге, содержащихся здесь:

1. Бог постоянно милует людей, которые не заслуживают спасения, не ищут этого или не благодарят за него после того, как они его получили. Эта книга – не галерея образцов для подражания. Здесь есть однозначно положительные герои – Гофониил и Девора, но, во-первых, они встречаются в начале книги, во-вторых, они скорее исключение на фоне остальных судей и вообще общих порядков. Они не доминируют в этой книге. Отсюда вывод: единственный истинный Спаситель – это Бог. Книга Судей рассказывает о благодати к грешникам, которая торжествует на фоне даже самых безрассудных поступков.

2. Бог хочет быть господином во всех сферах нашей жизни, а не в какой-то одной из них. Бог хотел, чтобы Израиль захватил весь Ханаан, но вместо этого евреи овладели только некоторыми районами и жили, терпя рядом с собой идолов. Другими словами, они не отвергли Бога полностью и не приняли Его целиком. Это половинчатое послушание и компромисс изображаются в книге Судей как нестабильное состояние – оно неизбежно будет изменяться в ту или иную сторону, и без сознательных усилий по приближению к Богу динамика будет плачевной.

3. Существует напряжение между благодатью и законом, между обусловленностью и безусловностью. В книге Судей есть кажущееся противоречие. С одной стороны, Бог требует послушания, п.ч. Он свят. С другой стороны, Он обещает быть верным и преданным Своему народу. Что будет иметь приоритет – Его святость и условные заповеди («делай это, и тогда Я сделаю то») или Его обетования («Я всегда буду с тобой, что бы ты ни делал»)? Его обетования условные или безусловные? Согласно книге Судей ни один из этих ответов не является правильным. Почти все читатели ВЗ занимают либеральную («конечно же, Бог всегда благословит нас, когда мы попросим прощения») или консервативную («нет, Бог благословит нас только в том случае, если мы послушны») позицию. Однако книга Судей оставляет эту напряженность: оба ответа истинны, но ни один из них не истинен целиком – здесь не разрешается эта напряженность. Именно она продвигает повествование. И только Евангелие показывает нам, как обе эти стороны могут быть и являются истинными.

4. Пока мы живем на земле, мы постоянно нуждаемся в духовном обновлении. Книга Судей показывает, что духовный упадок неизбежен, поэтому у нас постоянно будет возникать потребность в пробуждении. В этой книге повторяются циклы «упадок-пробуждение». Согласно книге Судей пробуждение состоит из следующих элементов: покаяние, молитва, разрушение идолов, назначение лидеров. Пробуждение происходит при правильном руководителе, впадение в рабство – при неправильном. Книга Судей – лучшая книга в ВЗ для понимания природы пробуждения и обновления, а Деяния – лучшая книга на эту тему в НЗ. Важно обратить внимание на то, что в книге Судей циклы пробуждения становятся все слабее, а в книге Деяний они распространяются все шире и все усиливаются.

5. Нам нужен истинный Спаситель, на Которого указывают все земные спасители – как своими слабыми, так и сильными сторонами. Как было отмечено в первом пункте, нам нужен Спаситель, а не образцы для подражания. Снижение эффективности пробуждений и ухудшение личных качеств судей показывают нам, как опасно полагаться на спасителей из людей. Судьи указывают на Того, Кто стоит за ними. Благодаря Гофониилу мы узнаем, что Бог может спасти через всех, благодаря Деворе – что через многих, благодаря Гедеону – что через немногих, а благодаря Самсону – что Бог может спасти через одного. Бог спасет нас, послав Одного.

6. Бог всегда в деле и контролирует ситуацию, как бы ситуация ни выглядела. Сквозную тему книги легче всего не заметить! При чтении книги Судей часто создается впечатление, что Бог отсутствует, но это не так. Он действует через слабых людей несмотря на их слабости. Ничто не сорвет Его планы, как бы безнадежно не выглядела ситуация. «Мельницы Господни мелют медленно, но очень тонко» или еще говорят «Божьи жернова мелют медленно, но мукУ дают превосходную».


Рецензии