Пузыри

Притча

Где-то в далёкой глухой провинции, как принято говорить у классиков в городе N, жил был маленький мальчик по имени Павлик. Больше всего на свете любил этот Павлик гоняться за мыльными пузырями. Целыми днями он только тем и занимался, что бегал по улицам в надежде поймать хотя бы одного из этих искрящихся, прозрачных красавцев. Но ничего у него не получалось; пузыри стремительно улетали вдаль или доставались другим маленьким девочкам и мальчикам, а то и вовсе лопались ещё до того, как Павлик успевал хотя бы приблизиться к ним. В общем, мыльные пузыри были для Павлика чем-то вроде несбыточной, всё время уплывающей за горизонт мечты. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что порою Павлику в руки всё же попадались маленькие, совсем крошечные пузырики. Конечно, и они были по-своему прекрасны, но Павлику они казались какими-то тусклыми, ненастоящими, и ни какого удовлетворения от их обладания он не испытывал. Он мечтал о больших, ослепляющих своим сиянием пузырях. Ему казалось, что заполучи он хотя бы один такой пузырище, вот тогда бы он стал по-настоящему счастлив.
Шло время. Павлик потихоньку подрастал, а пузыри всё пролетали мимо. И чем чаще он терпел неудачи, тем больше начинал грустить. И вот, однажды, когда после очередной провальной попытки завладеть мыльным сокровищем, Павлик сидел на лужайке и размышлял о том, почему же ему так не везёт, к нему подошёл неизвестно откуда взявшийся старик.
- Здравствуй, Павлик, - поздоровался он.
Павлик вздрогнул от неожиданности, но почти не испугался. Просто ему никогда ещё не приходилось общаться с незнакомыми стариками.
- Здравствуй, дедушка. А откуда ты меня знаешь? Я тебя не знаю.
Вообще, Павлик был вполне воспитанным мальчиком и прекрасно знал, как нужно обращаться к старшим, но этого благодушного старика, он почему-то сразу стал называть на «ты». Старик не возражал.
- А я, ведь, волшебник, я всё знаю. А ты что же, всё о своих пузырях мечтаешь?
Павлик совсем растерялся.
- Не бойся, не бойся, я добрый волшебник, - улыбнулся старик и ласково потрепал Павлика по волосам.
От прикосновений странноватого незнакомца, на душе у Павлика сразу стало легче и даже как-то радостно.
- Ну, да, о них, - вздохнул Павлик. – Хочу себе хотя бы один, но чтоб большой и красивый. Мне больше-то и не надо, но всё равно не получается.
Старик присел на травку рядом с Павликом и тоже вздохнул.
- Да, Павлик, жалко мне тебя. Столько времени и сил тратишь, гоняясь за пузырями, а ничего не выходит. Несчастный ты мальчик.
- Даа… Вот, мне бы пузырь побольше, вот, тогда бы я стал счастливый.
- А что Павлик, разве не знаешь ты, что мыльный пузырь, совсем ненадёжный друг? Чуть что не так, сразу – ХЛОП! и лопнул. И только брызги в разные стороны. А то и в глаза попадают. А обидно-то как, а? Порою аж плакать хочется. Вот вроде был пузырь, секунда – и нету. Вот смотри.
Старик указал рукой в сторону вымощенной булыжником дороги. Там, у самой обочины, в воздухе застыл огромный красавец-пузырь. Павлик ахнул и уже хотел броситься к пузырю.
- Не спеши, - остановил его старик, - смотри теперь туда.
Старик указал на дерево, растущее по ту сторону мостовой. На толстых сучьях резвился мальчуган. Заметив пузырь, он, как и Павлик ахнул от восторга и стал карабкаться вниз. Не дожидаясь пока он спустится, старик поднялся, быстро подошёл к пузырю и ткнул в него пальцем. Пузырь бесшумно лопнул. Когда мальчуган спрыгнул на землю, и, развернувшись, уже собирался бежать, он вдруг увидел, что его опередил, какой-то седобородый старик, который словно решив поиздеваться, стоял, уныло разведя руки в стороны, на том самом месте, где буквально несколько мгновений назад в воздухе висел мыльный пузырь. Крикнув грубое ругательство в адрес старика, мальчик забился под дерево и расплакался. Павлик тоже ругался, но мысленно: «Какой гадкий старикашка, а ещё говорил, что добрый»… Не успел Павлик подумать, как из-за поворота вылетела большая чёрная карета, запряжённая тройкой. Кучер изо всех сил натягивал вожжи, но точно обезумевшие лошади с диким ржанием лишь бешено вращали глазами, захлёбывались пеной и выбивали копытами искры. Карету круто болтало в разные стороны; старик еле успел отскочить. Так же стремительно, как появился, зловещий экипаж растворился вдали. Плачущий под деревом мальчик настолько был поглощён своим горем, что даже не обратил никакого внимания на то, что сейчас произошло практически у него под носом. «А ведь если бы он побежал, они бы его затоптали», - подумал Павлик о мальчике, которого старик лишил драгоценного пузыря.
- Дедушка, а ведь ты спас этого плаксу, - благоговейно прошептал он, когда старик снова уселся рядом. – Как ты узнал?
Старик улыбнулся и заглянул Павлику прямо в глаза.
- Ах, да, помню, помню, ты ведь волшебник… добрый волшебник.
- Выходит, не такой уж я и гадкий, - посмеиваясь, произнёс старик.
Павлику стало стыдно за свои недавние мысли, он покраснел и уставился в землю.
- Прости меня, дедушка.
- Не переживай, - успокоил старик, - это не страшно, что ты сразу не поверил в мою доброту. Я не обижаюсь и не осуждаю тебя. Но и то правильно, что ты признаёшь свою ошибку.
Старик снова положил широкую, тёплую ладонь Павлику на макушку. Павлик повеселел. Погладив Павлика по голове, старик сказал:
- Вот, видишь, Павлик, как может быть опасна вся эта беготня. И всё ради чего? Только ради сиюминутной радости от обладания каким-то мыльным пузырём, который всё равно лопнет, он просто не может не лопнуть. А сколько времени и сил? Сколько переживаний? И то хорошо, если получится, а то ведь можно и всю жизнь гоняться за пузырями и так и остаться ни с чем. А и всё равно ни с чем останешься! А самое страшное знаешь что? – Лицо старика стало совсем серьёзным и даже суровым, но ощущение доброжелательности идущей от него, никуда не исчезло.
- Что, дедушка?
- Самое страшное то, что тот, кто всю жизнь проводит в погоне за мыльными пузырями, постепенно и сам становится как мыльный пузырь. Такой же лёгкий, красивый, но совершенно пустой и ненадёжный, а порой и вовсе бесполезный. А в один прекрасный момент – БАЦ! Был пузырь и нет пузыря! Вот так, Павлик.
- Ну, не знаю, наверно, ты прав, дедушка. Но разве можно иначе? Разве можно жить по-другому?
- Можно, Павлик. Поверь мне – можно. Есть такая далёкая страна, где не нужны мыльные пузыри для счастья. А счастье там длиться не одно мгновение и не два, а долго, очень долго.
- А где эта страна, дедушка, ты знаешь?
- Конечно знаю, я сам от туда пришёл.
- А ты меня отведёшь туда?
- Конечно, если захочешь, отведу. Но сразу предупреждаю, путь туда труден и опасен. Так что если ты не готов терпеть и бороться, лучше и не пытаться. Лучше оставайся здесь со своими пузырями, может и догонишь когда-нибудь.
Старик печально улыбнулся.
- Дедушка, а если я соглашусь пойти в твою волшебную страну, ты будешь мне помогать?
- Конечно, Павлик. Без меня ты туда и вовсе не доберёшься. Но даже с моей помощью трудностей будет много.
- А можно я подумаю?
- Подумай, Павлик, подумай.
- А сколько у меня времени? Долго ты ещё будешь гостить у нас?
Старик тихонечко рассмеялся.
- Думай сколько захочешь, а если решишься, просто искренне позови меня, я и приду за тобой тут же.
- А как мне тебя позвать?
- А как сейчас зовёшь, так и позови. Да только смотри не кричи; тихонечко, так, позови, но от всего сердца. Тогда и приду.
- Хорошо, дедушка, я буду думать, - пообещал Павлик.
Пошарив рукой в кармане,  он достал оттуда уже подтаявшую конфету, развернул фантик и уже было хотел закинуть конфету в рот, но тут же осёкся и обратился к старику:
- Угощайся, дедушка.
- Я, Павлик, конфеты не ем. А ты лучше потом кого-нибудь угости.
Павлик завернул конфету и сунул её обратно.
- Слушай, дедушка, а если ты волшебник, может тогда ты сделаешь для меня, ну, хотя бы один мыльный пузырь? Всего один, - стесняясь, попросил Павлик.
- Я бы, конечно, мог сделать для тебя хоть тыщу этих несчастных пузырей, но уж больно ты мне понравился. Хороший ты мальчик. А мыльные пузыри, как известно, имеют свойство портить детей, делают их вредными, капризными, превращают в тех, кто дальше своего носа ничего не видит и видеть не хочет. Вон как тот карапуз. – Старик указал взглядом на дерево, под которым всё ещё убивался своим горем несчастный мальчуган. – Так что, Павлик, как только увижу, что совсем ты испортился и ни о чём другом кроме мыльных пузырей и думать не можешь, вот тогда и завалю тебя этими пузырями. А пока извини. Я ведь добрый волшебник, и желаю тебе добра.
- Да, ладно, не страшно. Я, и правда, не хочу как он. – Павлик тоже кивнул в сторону дерева.
- Вот и хорошо. Ну, мне пора. – Старик поднялся. – А ты подумай хорошенько, а если решишься, позови. А пока будешь думать, помни: никогда не знаешь в какой момент пузырь может лопнуть.
Павлик хотел спросить, что это значит, но старик уже исчез.
- Дедушка! - испугано позвал Павлик.
- Думай, Павлик, думай. И ничего не бойся, я всегда рядом. - Услышал он голос в ответ. Но теперь голос шёл откуда-то изнутри, из самого сердца.
Павлик побрёл домой. Внимательно посмотрев по сторонам, он миновал булыжную мостовою и подошёл к плачущему под деревом мальчику.
- Ты не обижайся на дедушку, он же тебе добра хотел.
Услышав о старике, проткнувшем его пузырь, мальчуган заплакал ещё громче. Понимая, что бесполезно пытаться что-то объяснять, Павлик вынул из кармана ту самую конфету и протянул её мальчугану. Тот замолчал и непонимающе уставился на Павлика.
- Бери, бери, это тебе, только не реви.
Мальчик недоверчиво принял конфету и, всхлипывая, поблагодарил:
- Спасибо.
- Да, не за что, - ответил Павлик и, задумчиво опустив голову, отправился дальше. Мимо проплыл красивый, внушительных размеров пузырь, но Павлик его не заметил.
Самойлов П.С. 09.09.2018 – 15.09.2018


Рецензии