Любовь не только лечит

Эта история о человеке, который преодолел все  перипетии  судьбы, но запутался в любовных сетях.
Впервые я с ним встретилась в  суде. Я тогда работала в школе завучем. В десятом классе один из учеников совершил  преступление с  группой подростков. На суде я была представителем от нашей школы.  Туда  я приехала с классным руководителем этого ученика. И вот в коридоре, когда мы шли к залу заседания, я увидела высокого молодого мужчину в очках  с толстыми линзами, с папкой подмышкой левой руки, правая отсутствовала выше локтя. Да и походка у него тоже была странная.  Он шёл, как будто у него не сгибаются ноги. Я  в недоумении  посмотрела на свою спутницу. Ольга Петровна сказала, что это  судья и не просто судья, а  судья высшей категории.  А походка у него такая, потому что у него нет обеих ног.  Мы зашли в зал заседания и  сели на свободные места.

В городе я жила второй год и о его  жителях  знала ещё мало. Особенно их историю жизни. Да и это мне было ни к чему.
Через несколько минут секретарь объявила: « Суд идёт»! и в зал вошёл тот судья, которого мы встретили в коридоре.

После этого прошло несколько лет. У меня подросла дочь, училась  в нашей школе. И на летние каникулы  я решила отправить  её в пионерский лагерь. Директором этого лагеря, в летнее время,  работала наша учительница начальных классов Клавдия Ивановна. А   воспитателями  в нём были мои коллеги. Поэтому я была спокойна, что с моим ребёнком ничего не случиться. Через неделю, в выходной день,  мы с мужем поехали в лагерь навестить дочь.

Лагерь располагался в живописном месте, на берегу реки Яя. Река Яя- приток  реки Томи, а  Томь приток  большой сибирской реки Оби. Это я  написала для общего понимания, где  проходили события.  В лагерь мы приехали на своей машине. Оставив её за  забором,  пошли к калитке.
 
У калитки, по ту сторона забора  был навес, под которым  располагалось несколько скамеек. На одной из которых  сидели двое подростков, дежурных по лагерю.  Увидев нас, они поднялись и подошли  и  спросили: « Вы к кому»? и пропустили на территорию лагеря. В это время подошёл рейсовый автобус.  Из него вышло несколько человек. Среди приехавших   я увидела судью. За эти годы он возмужал и даже похорошел. Тропинка, по которой мы пошли к лагерю, шла под уклон и была покрыта щебнем. Идти было по ней трудно, но Олег Яковлевич ( так звали судью ) мужественно преодолевал препятствие. 

Было послеобеденное время и дети были  на  природе. Дочь мы нашли на спортивной площадке. Она вместе с другими детьми играла в теннис.  Увидев нас, она  отдала ракетку вожатому и подбежала к нам.  Она сильно  соскучилась, но когда мы ей предложили вернуться с нами домой, она не отказалась.  За неделю, что она пробыла в лагери, мне показалось, что она даже подросла и загорела. После завтрака их  водили на речку. Пляж был отличный. Жёлтый мелкий песок, кругом стояли зонты и  под ними  стояли   лежаки.  Река у берега была мелкой и прозрачной. Видны были плавающие рыбки. Вода была тёплой.  Дочь нас сводила на пляж и показала, где они проводят время после завтрака и сон часа. 

Оставив мужа с дочерью, я решила  навестить своих коллег.  Вначале я  пошла к административному  зданию. На территории лагеря было много клумб с цветами.  Вдоль тропинки, под деревьями, стояли скамейки. Было очень чисто и всё ухожено, чувствовалась, что за порядком строго следят. Я нашла кабинет директора, Клавдия Ивановна была на месте. Мы с ней поговорили на лагерные и бытовые  темы и вышли с ней  на улицу.  Погода была чудесная.  Мы пошли к детям.  По дороге я снова встретила судью, но уже в компании молодой женщины. Она держала его за руку и о чём-то оживлённо рассказывала.  Когда мы отошли от них на довольно большое расстояние,  я спросила: « Кто это с ним» ? Клавдия Ивановна сказала, что это его жена.  Он каждый выходной приезжает к ней.

Мы ещё побыли какое-то время с дочерью. Пообщались с коллегами  и поехали домой. Всё время, пока дочь была в лагери, мы её навещали, но встречи с  судьёй больше у меня не было.   

Окончилось лето, в школе начались занятия и как то, зайдя в учительскую,  я увидела Александру Ивановну, учительницу начальных классов, которая летом тоже работала в лагере.  Она  проверяла тетради своих учеников. Мы с ней разговорились, вначале о семейных делах, а потом  как-то перешли на воспоминание о лете. Дочь моя была очень довольна отдыхом.  На следующий  год она  снова собиралась поехать в лагерь.  И я решила спросить Александру Ивановну про жену  Олега Яковлевича.  Она работала с ней в одном отряде. И вот что она мне рассказала.

Звали её Нина. У неё было двое детей, до того, как она познакомилась с Олегом Яковлевичем.  Нина  с семьёй проживала в другом городе, но жизнь с мужем не сложилась. Они расстались.  Родственников у неё, в том городе  не было, идти тоже было не к кому. А в нашем городе у неё жила подруга по детскому дому, где они воспитывались.  Позвонила ей, та её пригласила. Так она с детьми, сыном и дочерью оказались  в нашем городе.
 
Сыну уже было семнадцать лет. После девятого класса пошёл учиться в ПТУ на  электро слесаря.  Дочь училась в школе, а она устроилась  работать в библиотеку.  Вроде бы жизнь потихоньку стала налаживаться, но пришла беда,  откуда её не ждали. Сын связался с плохой компанией. И в один из вечеров они сняли  дорогую  шапку  с мужчины.  Но по горячим следам  подростки были задержаны.

Нина, когда узнала о случившимся,  лишилась дара речи. Этого она не ожидала от своего сына.  Стала  бегать по инстанциям,  просить о помощи, помочь освободить сына.  Боялась, что в колонии он ничего хорошего не получит.  А только искалечит  свою судьбу. На работе ей посоветовали поговорить со старшим судьёй. Она долго не решалась пойти к нему на приём, но дело уже было передано в суд, тянуть было нельзя. От  читателей она узнала его адрес проживания. Человек он был приметный и уважаемый. И многие знали его. В суд идти не решалась.

И вот в один из вечеров, набравшись храбрости, она позвонила ему в дверь. Ждать пришлось долго, хотя за дверью слышалось какое-то движение. Наконец она открылась , на пороге стоял  Олег  Яковлевич. Он с немым вопросом смотрел на неё через толстые линзы очков.  Нина извинилась и попросила его , что бы  он выслушал её.  Он пригласил её пройти в квартиру.

Квартира была двухкомнатная, но не ухоженная. Было видно, что в ней давно никто не  наводил порядок.  Нина долго собиралась с мыслями, с чего начать разговор. Он, видя, что смущается, предложил ей чай и пошёл на кухню. Оставил её одну, чтоб она успокоилась.   А она решила навести порядок у него  в квартире. Сама нашла  тряпку и ведро, и приступила к уборки. За работой  она потихоньку  успокоилась.  Когда всё было помыто и убрано, он пригласил её на кухню пить чай.
 
За столом  Олег  Яковлевич спросил: « Что привело её к нему, но вначале спросил  её имя».  Нина разлила чай по чашкам и уже за столом рассказала ему о своей жизни и сыне.  Он обещал ей помочь, а она предложила ему свои услуги по уборке квартиры.  Но кроме уборки она и готовила ему, и стирала бельё.  Олег  Яковлевич ей нравился,  красавцем его нельзя было назвать, но он был очень умным и эрудированным  человеком.  Очень аккуратным и хозяйственным. Нина видела, что она ему тоже нравится.

Суд назначил её сыну условный срок.  После проведённых месяцев в СИЗО, он  повзрослел. Попросил у неё прощение и продолжил учёбу. А Нина, после работы по вечерам, всё так же приходила к  Олегу  Яковлевичу  помогать по хозяйству.  За её труд он платил деньги.  Это была прибавка к её зарплате. Однажды, в очередной раз, убравшись и сварив обед. Она пригласила  Олега  Яковлевича к столу, а он пригласил её составить ему компанию.  Разговор  у них пошёл о семье. Вернее она его начала: « Олег  Яковлевич, а почему вы не женитесь»? Он  посмотрел на неё и спросил: « А ты бы пошла за меня»? Она ответила: «ДА».  Так она переехала к нему со своими детьми.
С  начала всё было хорошо.  Олег, так она стала его называть, в ней души не чаял, она у него была первой и последней  женщиной.  Он попросил её уволиться с работы. Зарплата у него была приличная и позволяла  ей не работать. Сын окончил учёбу пошёл работать, а вскоре женился. Ушёл жить к жене.  Дочь училась уже в старших классах. Жизнь  вроде бы наладилась, но Нине было скучно сидеть дома. Летом она устраивалась работать в пионерский лагерь. Чтобы побыть на природе и почувствовать себя свободной.  Олег Яковлевич не возражал, он доверял ей. А она этим пользовалась.

 Заводила дружбу  с мужчинами, которые работали в лагери.  Уложив детей, они шли на берег реки. Там устраивали попойки. Такой образ жизни ей  стал нравиться.  Такой образ жизни она  продолжила уже дома, по приезду с лагеря. Постепенно  она  втянулся и   Олег  Яковлевича. Александра Ивановна вспомнила, как однажды, будучи не далеко от  их дома, решила  навестить Нину.  Время было послеобеденное.  Нина была рада её приходу. Быстро накрыла  на стол, пригласила её попить чаю. Но вместо чая появилась бутылка водки.

Александра Ивановна отказывалась, но та была неумолима,  мотивируя тем, что давно не виделись.  Так они с ней просидели до вечера, Александра Ивановна порывалась уйти,  но Нину уже развезло от выпитого и она всячески её удерживала.
Пришёл с работы  Олег  Яковлевич, Нина его тоже усадила за стол, поставила перед ним рюмку, хотя  он отказывался от выпивки, но она почти насильно заставила его пить.  Ему было неловко перед  Сашей, как он её называл, но уже пьяная Нина была настойчивой.. Александре Ивановне было неудобно.  Она уже пожалела, что зашла     к Нине. Вот такую историю рассказала мне моя коллега.

Прошло  какое-то  время.   Я поехала навестить свою сестру, а за одним и поздравить племянницу  с окончанием  учёбы в Университете.  Сестра жила в другом районе города и общались мы в основном по телефону. Обе работали и  на встречи  часто не было  времени.  Но было лето. Я была в отпуске, да и племянница приехала уже дипломированным специалистом.  Сестра жили в своём доме.  Сестра  стол накрыли на веранде. Сидели и  пили чай. Разговаривали на разные темы.  Разговор зашёл о соседях.  Сестра сказала, что  соседи, что жили от них слева, продали дом и уехали жить к дочери в другой город. Тех  соседей я знала и выразила сожаление по поводу их отъезда. Они были хорошие и общительные люди.  Но сестра заверила, что с новой соседкой она уже познакомилась. Она тоже, вроде бы общительная женщина.

Сестра посмотрела в раскрытое окно веранды и увидела  новую соседку.  Вышла на крыльцо и пригласила её к себе.  «Вот сейчас я вас и познакомлю, сказала сестра».  Вскоре соседка пришла и принесла тарелку с пирогами. Мы познакомились, чаепитие  продолжилось.  Соседка, звали её Нина, и вправду была общительной и разговорчивой. Разговор зашёл о работе. Оказывается , она работала в суде секретарём. Я сразу вспомнила об  Олеге  Яковлевиче.   Мне захотелось о нём у неё спросить. Для меня он был совершенно чужим человеком, но его судьба  чем-то тронула меня.
И я задала Нине вопрос: « Знает ли она такого судью»? И вот что она нам рассказала о нём.
               
Рассказ Нины
 Олег  Яковлевич, один из лучших судей нашего городского суда.  Не смотря на то, что у него нет руки, документы и дела у него всегда все в порядке. Все аккуратно прошиты и скреплены, что нельзя сказать о его здоровых коллегах. Вот бы ему ещё жену хорошую. « А что эта плохая» - спросила я. « Да не плохая, но она много пьёт и его тащит за собой в болото. По началу, как он женился, мы все радовались за него,  в нём всё светилось, он на крыльях летал. А сейчас видим, что он поникшим ходит.  А спросить как – то не решаемся, а сам он молчит. Хотя все  давно  знают в чём причина.  Так ещё мало, что пьёт и его принуждает, а если он отказывается, она его бьёт. Сколько раз приходил на работу с расцарапанным  лицом. Ему, конечно стыдно, а что он может с одной рукой ей сделать. Да и любит он её.

Этот рассказ поразил меня, мне его стало так жалко, как будто он был мой родственник или близкий человек.  И я снова задала ей вопрос: « А как он стал инвалидом, вы знаете что-то об этом»?  « Да, знаю.  Это случилось с ним в детстве. Он жил с родителями в большом городе. Ему было одиннадцать лет. С друзьями они часто после уроков катались на трамвае. Цеплялись сзади к трамваю и ехали. Но однажды случилась беда, он сорвался и попал под колёса. Долго  лежал в больнице, врачи думали, что он вообще не выживет,  но всё обошлось. После  случившейся беды у матери приключился обширный инфаркт. У неё было больное сердце.  Вскоре она умерла, а отец с горя запил. С больницы его забирать было некому, так он оказался в детском доме».

Рассказом Нины заинтересовалась и сестра. Мы молча сидели и слушали.  Какая трудная судьба выпала человеку, но он не сломался, выстоял.  Получил высшее образование, на работе его уважали и ценили. Но вот близкий ему человек, который должен его во всём поддерживать, он топит его в водке.  Вот так порой близкие люди становятся корнем зла.  После этого рассказа, на душе стало грустно и не весело.  Побыв ещё немного  у сестры. Я распрощалась и поехала домой.

Прошло несколько лет.  С работой в школе я распрощалась и перешла работать в Социальную защиту населения.  Шли девяностые годы. Советский Союз уже развалился.  В стране  происходили перемены . И вот в эти годы вспомнили об инвалидах. Повсюду стали создаваться Общества инвалидов. Хотя Общество слепых в стране было давно, но вот  Общество инвалидов с  опорно-двигательной системы не было.  В нашем городе оно  было создано в конце девяностых. Куратором общества назначили меня.

По  роду деятельности мне приходилось часто бывать в обществе, присутствовать на собраниях. Так я познакомилась со многими инвалидами. В прошлом они были инженерами,  строителями,  медиками. Одни стали инвалидами по болезни, другие получили производственные травмы, много  было инвалидов с детства.  Но все они были общительными и хорошими людьми.  И я почему-то вспомнила  об Олеге  Яковлевиче.  Он в общество не вступил.  Хотя он к тому времени уже не работал.
При обществе был создан кооператив, где инвалиды шили, вязали. Городские предприятия купили для кооператива, вязальные и швейные машины. И вот потребовалась консультация юриста. Тогда и вспомнили про  бывшего судью.

  Председатель кооператива, он тоже был инвалид,  созвонился с ним. Он согласился помочь и предложил приехать к нему домой.  Наследующей день мы с Валерием, так звали председателя кооператива, поехали к нему на дом.
 Мы поднялись на второй этаж, подошли к  квартире, хотели нажать на звонок, но дверь была не закрыта. Мы постучались и зашли в квартиру. Навстречу нам вышел  Олег  Яковлевич и пригласил  нас пройти в зал.  Мы познакомились с ним и приступили  к  решению наших вопросов.  Пока Валерий задавал вопросы и получал ответы, я  рассматривала комнату.  Что бросилось в глаза, что  было  чисто, но  очень бедно. Пол был деревянный  и давно не крашенный. Старые обои и почти никакой мебели. Стоял стол и старенький диван, в углу стояла тумбочка, на котором стоял телевизор.

На окнах даже не было штор. Это меня сильно удивило.  Ведь у судей и по тем временам была хорошая зарплата. Наверно деньги все уходили на выпивку.  Вопросы все были решены.  Олег  Яковлевич предложил нам чай. С собой мы принесли торт и от чая  не отказались.

 За чаем  стали разговаривать на посторонние темы.  Олег Яковлевич оказался хорошим собеседником.  Оказывается его жена уехала к своей дочери.  Он уже второй месяц один.  « А кто же вам готовит и носит продукты, -  спросила я»?  И вот, что он мне ответил: « Продукты приносит соседка, а готовлю я сам, да и уборку сам в квартире делаю». Я была сильно удивлена.  Уже на работе, я поделилась своими впечатлениями со своими коллегами.  И вот, что мне рассказала одна из сотрудниц, у неё в этом подъезде жила знакомая.

« Олег  Яковлевич, когда остаётся один,  никогда не пьёт. Но только на пороге появляется его Нина, начинается кошмар.  Вот уж неутомимый человек,  ей всегда нужен праздник и толпа людей. А что в квартире такая бедность, так все деньги идут на выпивку и её поездки. Она же месяцами не бывает дома.  Да ему одному лучше, она же его по пьянее  бьёт, а  он  ей даже  не может дать отпор».  Её рассказ меня очень опечалил. Это был для меня чужой человек, но я почему-то прониклась к нему сочувствием.  Как –то так получилось, что на протяжение многих лет  пути наши с ним пересекались. Хотя он даже об этом и не подозревал, что кто-то следит за его жизнью.

Написала последнее предложение и на душе стало спокойно. Спокойно от того, что о судьбе этого мужественного человека будут знать и другие люди. Кто-то пожалеет его, а кто-то осудит  за то, что связал свою судьбу с непутёвой женщиной. Но любовь…….куда от неё деться.  Эта любовь  окрыляла  его и опустила на дно общества. Я думаю, что судить за это человека не нужно.  Впрочем, вам  виднее, мои дорогие читатели.


Рецензии