Вороны с Ворончихи

               
   Детский сон крепок. Ах, как сладко спалось нам на холщовых, набитых сеном, горбатых постелях на полу зимней избы на Ворончихе! Почему горбатых, спросите вы? Так ведь сено, поначалу ровно набитое в постелю, через неделю спанья улёживалось так, что посередине тюфяка получалась ямка, а верхний и нижний конец оставались толстыми. Тяжелое-то место перевешивает! Но не будешь же сено ежедён перебивать заново! Вот осока – другое дело. Она упругая, как волос, держит форму дольше. Но за ней дедушка Фёдор на Старицу под слуду ходил: накосит под берегом на мелководье, соберет в кучку, верёвкой перетянет и на спине волочёт в гору, домой. Разве легко старому?.. Вот никто и не обижается, что спать неудобно. Настелем вечером на полу постели в ряд, да и сопим в две дырочки… Деревня ведь, а не отель на побережье.
    Рано утром, ещё «до солнышка», «до завтрика» дед уходит на сенокос. Ещё летние молочные сумерки не совсем растаяли, а дедушка уже на пожне. Долго-долго машет косой-горбушей, укладывая ровные рядки скошенной травы справа и слева по прокосу. Литовок-то у нас отродясь не видывали! Да и где ими косить-то? Все сенокосные участки – угоры, ложкИ, кочки да неудобья. Поди-ка накосИ вручную на коровушку… Охо-хо… Вот и пластались деревенские бабы да мужики, до самой земли кланяясь пОженке.
   Горбуша – это вам не литовка. Лезвие узкое, тонкое, длинное полулунной формы, точится на ручном (или электрическом) точильном станке. Рукоять косы короткая, изогнутая. Сложись пополам вниз головой и коси, перехватывая, то вправо, то влево. «Коси, коса, пока роса. Роса – долой, коса – домой».
   Косу точить – это отдельная «песня». Как не хотелось нам с Колькой крутить эту тяжелую ручку! Но с дедом-то не поспоришь… Плетемся все трое на точило (у нас одно и было на всю деревню). Дедушка влезает на высокие кОзлы, прикладывает лезвие косы к круглому точильному камню, насаженному на железный прут с крюками на концах. Этот шток лежит в специальных уключинах рамы деревянного станка. Дед упирается в раму ногами и нависает всем телом над точилом, которое мы должны равномерно крутить. Нудная и трудная работа, а куда денешься, надо… Внизу круга приспособлено узкое деревянное корытце с водой, нижний край наждака захватывает при вращении воду. Просто, и со вкусом, как говорится… У деда всегда была коса вострая, как бритва!  Тупой-то много ли накосишь? Умаешься только…
   Примерно через день после покоса в поле выходили мы – ребятня во главе с бабушкой Александрой. Надо валкИ черенком грабелек перевернуть, растрясти, чтобы лучше сохло. А высушенное сгребать деревянными граблями в копны, которые, поддев двумя жердинами-носилками, вдвоём перетаскивали к зароду. Там уже дедушка длинными деревянными трёхрогими вилами умётывал сено в стожок, каркас которого составляли вертикальные колья-стожары. Уложить пылящее и хрусткое сено надо плотно, ровно и споро, ведь летом в любое время может дождевая тучка налететь и всю работу испортить. И начинай всё сначала…
   Бывало, ворошишь или сгребаешь пахучее луговое разнотравье, да так и застынешь с граблями в руках… Мысли улетают куда-то, тело как будто исчезает и ты словно растворяешься без остатка…
   - Ты чево? Рот закрой, ворона залетит!
   - Задумалась…
   - Об чём?
   - Да не знаю…
   - Робь давай, робь! – подгоняет беззлобно бабушка.
   Вот и вырос стог на гладко «выбритой» чистой полянке. Его надо сверху слоем осоки застелить, как крышкой прикрыть от протекания. Иначе загниёт внутри, «заплИсневеет» сенцо, испортится. Такое корове давать не станешь. А поверх осоки ещё «вЕшала» навешивают: по две тонкие березки срубят, макушками свяжут и накладывают сверху между стожарами, чтобы стожок ветром не раздувало. Дёшево и сердито, что называется… У нас так всегда делали.
   И вот мне подумалось по прошествии десятков лет:
   - А почему было велено рот закрытым держать?
   Все похожие по смыслу слова: разиня, ротозей, раззява, зевака, полоротый – имеют чёткий презрительный, насмешливый, но обязательно негативный оттенок. А кто ходит у нас, открыв рты и развесив слюни? Только «дурачки», «дауны», умалишенные от рождения или психически нездоровые, больные люди. Значит, ворона (или что похуже) им уже когда-то залетело…
   Старые-то люди плохого не посоветуют:
   - Рот закрой, ворона залетит! – Вот и весь сказ.
Предки наши были мудрые, любящие, совестливые и заботливые. Светлая им память!
 
26.10.2018г.


Рецензии
Спасибо, вспомнил детство. Бывал и на сенокосе...

Вячеслав Александров 2   23.01.2019 12:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.