Мемуары. Тамара

   Так уж получилось, что мне пришлось уйти из общежития на частную квартиру. Хозяйка долго кочевряжилась, не хотела пускать, но потом согласилась. Всё это находилось в чисто частном секторе Таганрога, а точнее на улице Чеботарской. Аборигены конечно знают где это, а остальным как бы так себе?! Старый дом, ещё наверное с царских времён был разделён на две части. И в каждой из них жили сёстры: в одной Мария (Марья), а в другой Тамара Васильевна (Тамара). С Тамарой мы договорились, что я у неё только до мая-июня и всё! Как она объясняла, что на лето к ней приезжает дочка с мужем и внучкой. Приезжает, с другого конца города к ней, ну как бы на дачу городского типа. И я стало быть как-то не очень?! А вот зимой наоборот она к ним в городскую квартиру, а я стало быть на хозяйстве остаюсь.

   Вот так я и познакомился и с Тамарой и с Марьей. Они были как говорят в Одессе, две большие разницы. Если Тамара (давно на пенсии) боевая, уверенная, то Марья прямая ей противоположность! Был когда-то кукольный фильм про бобрят (для детей же). И вот они там что-то решали и каждый должен высказать своё мнение. И только одна девочка-бобрёнок ответила: «А, я не знаю? Знаю я или не знаю?!» Вот это и есть Марья! Упала, сломала ногу. Ходит с костылём. Сижу занимаюсь своим дипломом, слышу как у Марьи что-то грохнуло. Как бы что-то упало? Выждал время, слышу опять упало. Не выдержал, вдруг с ней что-то случилось, пошёл к ней (во вторую половину дома). Вхожу, а она стоит и держит в руках костыль. Спрашиваю мол, что-то с вами случилось? Угадайте с трёх раз, что она делала? Умереть не встать, в смысле от смеха! Это она, как копьём пыталась убить костылём моль! И всё мимо!

   Тамара конечно приходила домой время от времени, но не очень надоедала. И вот однажды, ещё по осени припёрлась в выходные с внучкой. Не помню уж как внучку звали, где-то лет шесть-семь-восемь? Ну естественно частный сектор, ребят её возраста много. И у всех мордуленции и остальное в цветных пятнах! От зелёнки естественно. А тут внучка вся насквозь воспитанная строгой Тамарой... Незабываемая сцена! Подбегает внучка к Тамаре и спрашивает её... Угадайте с трёх раз о чём? И даже не старайтесь, не угадаете! Спрашивает Тамару: «Бабушка, а можно я упаду?» В смысле все бесятся, валяются на земле, а ей нельзя, а хочется! Тамара покосилась на меня еле сдерживая улыбку: «Можно-можно!» Сейчас этой самой внучке уже где-то за пятьдесят.

   А, собственно это я об чём? Как обычно припёрлась Тамара и типа заночует... Ну, а я то что? И вот работает телевизор, новости отовсюду, обо всём и с Украины тоже. Что-то там про экономику и успехи на этой самой Украине... Это же было в СССР, в смысле когда Украина была ещё Украиной. А, я слушая все эти восклицательные знаки, возьми и брякни недовольно: «Вот хохлы паразиты расхвастались!» И тут произошло то, о чём мне до сих пор стыдно! Тамара как-то напористо стала возмущаться: «А, что не правда, что ли? Конечно на Украине лучше чем у нас! И вообще я тоже хохлуха! А фамилия моя это от мужа, он у меня русский. А вот сын мой живёт на Украине, в Донбассе. Он „шахтер“ у меня!» Я конечно извинился... И с тех пор хохол, хохлы для меня нецензурные слова! На моей бывшей работе работали пять украинцев и я никогда и никак в их адрес не упоминаю таких слов. Хотя... Хотя они сами иногда себя называют хохлами. Типа украинцы это те, что живут на Украине, а хохлы там, где значительно лучше!

   Но это было ещё не всё! Оказывается её зять, кто бы мог подумать, преподавал у нас в институте кажется импульсные устройства. Вот это я попал?! Но ничего, последствий не произошло. Прошла зима, настало лето (спасибо партии за это!). Я как бы защитил диплом и как бы закончил институт, если бы? Если бы не военка и сборы с июня до конца августа на очень Краснознамённом Черноморским флоте, в Севастополе... Приехал к сентябрю в Таганрог, дом на замке, а Тамара оказывается уматала на Донбасс, к сыну стало быть. Что делать, ведь все вещи у неё под замком?.. Так вот я познакомился с Тамариным зятем.

   Увиделись мы с Тамарой только через четыре года. Нашёл её на квартире дочери. Не скажу, что встретила как родного, но тепло, гостеприимно! Внучка уже выросла, с Тамару ростом, где-то в пятом-шестом классе? Я был в отпуске и ездил к своим знакомым в Таганрог (миниатюра «13-й вагон») и с тех пор более с Тамарой мы не виделись. Как-то в 84-м, наверное позвонил в Таганрог, ответила внучка... Тамара была ещё жива-здорова, но опять находилась у сына в Донбассе... Что с ней сейчас? Жива ли? Сорок пять лет ведь прошло...

   Как бы там не было, но Тамара в моей жизни осталась не на последнем месте! Я её не забуду никогда!

P.S. Как-то пришло мне в голову найти тот дом №60. Честно признаюсь помнил, что первая цифра шесть... Долго на гуглевской панораме крутил по улице и никак и ничего! Фото дома у меня не было, только случайно, кусочек угла и фундамент. По этим признаком дома не было! Конечно столько времени прошло?.. Помог соседний почти полностью попавший случайно на фото. Как оказалось он почти не изменился. И вот он дом №60 по Чеботарской! Поменяли облицовку современным кирпичом. Ворота забабахали, наверное авто имеется? Навес сделали над двором. По-видимому гаража как такового нет. Да и где его делать? Наверху, справа виден дом. Это уже с соседней улицы №37. Как такового земельного участка нет, такая вот скученность! Всё те же три окна. Крайнее слева «моё». Я бы ещё долго сомневался в находке, если бы не обратил внимание на две трубы видневшиеся над крышей. Ну правильно: два же хозяина и две кухни, две трубы, — всё сходится. Правда деревья под окном исчезли. Ну, дык?! Кто там сейчас живёт, кто хозяин я скорее всего никогда уже не узнаю!


Рецензии
Интеренний детский ответ: "А я не знаю, знаю я или не знаю".
Моя Таня на слова "А ты подумай!"-говорила: "А я думать не умею!"
Почему эта зарисовка названа "Тамара"?
Как всегда, звучит достоверно и с выразительным фото.

Галина Матросова   11.12.2021 15:26     Заявить о нарушении
Спасибо Галина!!! Так это хозяйка моя частной Тамара! Ей посвящена... Наверное в живых-то уже её нет? Это ещё один человек в моей судьбе которого я не забуду!!! Всего доброго! С уважением! Там Вас "телеграмма" ждёт! С уважением!

Владимир Сысолятин   11.12.2021 18:00   Заявить о нарушении