18. Веер для пароходов. Депо в Коноваловке

Казалось бы, что общего между сараем и увеселительным садом? Когда эти слова рядом стоят? Когда от одного к другому среди Ёлок проезжает колЁсный пароход. Слышите Ё?

В 1783 году на заседании Академии словесности княгиня Е.Р. Дашкова убедила Державина и Фонвизина в необходимости новой буквы Ё для звука "io". Патриотка русского языка и словесности, Екатерина Романовна на дух не переносила иноземные слова - панталоны, фрак, жилет.

По этой причине в Словарь Академии Российской 1789 года не внесли модное тогда слово "воксал", означавшее увеселительный сад, место для гуляний. И мне непонятно, к чему рукоделие называть хэнд-мэйдингом, чем лучше? Княгиня, простите пиплов за ивенты и лайфхаки.

Однако, прижились и буква Ё, и воксал. Александр Пушкин ностальгирует в стихотворении "К Наталье" 1813 года:

"Пролетело счастья время,
Как, любви не зная бремя,
Я живал да попевал,
Как в театре и на балах,
На гуляньях иль в воксалах
Лёгким зефиром летал..."

Неожиданно гулянья соединились с магией железных дорог! Правление Царскосельской железной дороги приглашало жителей Санкт-Петербурга в Павловск, обещая увеселения в воксале с музыкальным оркестром, иллюминации и фейерверки.
В русском языке появилось слово "вокзал" с иным смыслом - железнодорожная станция. При станциях для обслуживания паровозов и вагонов возводили обычные сараи, склады.

Оркестр, вальсы и прекрасные дамы, понимаете ли, и вдруг рядом – сарайка?!
О, mon dieu! Как это вульгарно, не по-французски!

И паровозные сараи превратились в "депо", ведь французское "depot" буквально значит склад, хранилище. По-русски остался только "паро-воз", он же локомотив. Первый паровоз "Блюхер" в 1814 году создал Джордж Стефенсон. Своё творение изобретатель называл "локомоушном". Локомотив – "сдвигающий с места" (от латинского locus + motivus).

В России первый паровоз построили Ефим и Мирон Черепановы в 1833 году. Отец и сын испытали его в Нижнем Тагиле на Выйском заводе в следующем году. О новом чуде Черепановых доложил пятый номер "Горного журнала" за 1835 год: "Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень чугунным колёсопроводам".

Вот так, паровозы звались сухопутными пароходами, а рельсы – колЁсопроводами. Пароходы земли -  мне нравится, что-то в этом есть. Почти "корабли пустыни".

Дамы в Павловском воксале, встречая "сухопутный пароход", бросали в воздух чепчики. Машина обдавала станцию жаром, и нежные создания принимались обмахиваться веерами.
Вееры пригодились в железнодорожном деле. Где именно? При возведении сараев. Простите, в депо!

*** ВЕЕР ДЛЯ ПАРОХОДОВ ***
При взгляде на первые паровозные депо можно было принять их за цирк с большим куполом. Так выглядит круговое депо Николаевской железной дороги, круглую схему заимствовали из Америки. Тоннель вёл внутрь, где "выходят на арену силачи".
В Санкт-Петербурге 16 июня 1845 года утвердили проект круглого "дома паровой машины" и "запасной локомотивы" с 18 стойлами и 4 выездами.

Паровоз заезжал в караван-сарай, в котором его разворачивали "посредством поворотной рамы в середине здания, над которым возвышался купол в 15 саженей". Локомотив направляли в свободное "стойло". Да, стойло. Привычнее всё же был набор слов для конюшни. 

Величественный застеклённый купол со световым фонарём наверху и окнами по бокам произвёл впечатление на императора Николая I. Легенда гласит, что он остановился у депо на платформе с возгласом "С’est un Panteon! С’est un Тemple!" (Это пантеон! Это храм!).
Купол депо, водонапорная башня и часовая башня вокзала – архитектурный ансамбль железных дорог середины XIX века.

Со временем паровозы становились всё мощнее и длиннее. И уже не помещались в круглые "храмы". Тогда и пригодился веер! Кольцо кругового депо разомкнули - получилось "веерное" депо. В 80-х годах XIX века веерные депо имели радиус до 75 метров, перед ними размещался центральный поворотный круг. Мастерские ютились в пристройках – их попросту негде было размещать в полукруглом здании, где площадь занята стойлами.

Прямоугольные депо вместе с мастерскими были удобнее. Их строили на дорогах Урала, Сибири и Дальнего Востока, в том числе в Екатеринбурге. Затем появилось новое решение – ступенчатое депо.  Сергей Витальевич Дорожков объясняет: "В ступенчатом депо расположены прямоугольные блоки со смещением таким образом, чтобы уменьшить расстояние от ворот до стрелок при использовании обычных стрелочных улиц".

Депо ступенчатого типа было наиболее экономичным. Там можно было разместить большие токарные станки для обточки колёс. Удлинялись отстойные пути для ремонта, где локомотивы также мыли и чистили от золы и шлака, изгари из дымовой коробки.
Ступенчатое депо в России появилось на Рязано-Уральской железной дороге в 1903 году. Его построили по проекту русского инженера Г. Красина.

Депо было не просто храмом локомотивов, а целым городом, где есть склады топлива, водоёмные здания и пескосушилка. Рядом вырастал посёлок с казармами для путейцев.
В 1915 году в девственных лесах Чусовой близ устья Сылвицы появился паровозный город-храм! Веерное депо на пять стойл снабдили поворотным кругом.

Из-за сложного рельефа на склонах горы не хватало места для разворота локомотивов с помощью обычного "треугольника" из стрелок.
В то время Рязано-Архангельскую железную дорогу переделывали на широкую колею. Поэтому Усть-Сылвицкому заводу и его железной дороге посчастливилось получить оттуда три американских паровоза "Болдуин", а возможно, и поворотный круг впридачу.

Герман Брезинский, инженер путей сообщения из Кушвы, возглавил строительство Коноваловского завода и железной дороги. Второй год грохотала Первая мировая война, но правительство России не отказалось от проекта лесопильной фабрики.

Управляюший Осип Яблонский, видимо, надеялся, что до чусовской глухомани мировые потрясения не дойдут. Около устья Чувашки он обустроил яблоневый сад, с павлинами на песочных дорожках. Музыканты играли для приглашённых гостей на террасе с видом на Чусовую. Знал толк в "воксалах"…
В 1918 году гражданская война положила конец амбициозному проекту.

*** НАЗАД В БУДУЩЕЕ ***
Прошло сто лет. Правый берег Чусовой в урочище Коноваловки зарос вековым лесом. От дома и воксала Яблонского остались камни фундаментов с озерцом. Оттуда мы отправились на поиски депо Кушво-Сылвицкой железной дороги. Едва заметная дорога увела нас в лес.

В лесу обнаружилась насыпь, на вершине которой остались каменные фундаменты путейских казарм и водокачки. Полотно бывшей узкоколейки терялось в соснах, среди крон которых плыли арки неведомого моста. Так мы впервые увидели Коноваловское депо.

…На радостях мы скатились вниз с насыпи к линии. Не разбирая пути, мы помчались по ней, рискуя сломать ноги. И угодили в котлован. Вот он, поворотный круг! Наполненный мхом, как илом, он был неглубоким для нас. На дне росли цветы, рядом перевалились упавшие деревья.

Пытаясь выбраться, я нечаянно ухватился за какой-то рычаг. Раздался скрежет. Срывая покрывало мха, круг начал движение. Сосны закружились в вальсе под неслышную музыку. Под вечерним солнцем среди кустов черники внезапно заблестели рельсы. Наваждение?

Круг плавно остановился. Перед нами веером расходились пути к пяти пролётам депо. В глубине его, под ажурными арками мерцали лампы, освещая тусклым светом три новеньких паровоза, прибывших из Америки. Близнецы "Болдуины" смирно расположились в стойлах.

…Вокруг сновали ремонтники. Один наполнял песочницы паровозов песком, другой заливал воду уставшим локомотивам. Молодой парень с чумазым от угольной пыли лицом поднимал тачку по эстакаде к тендеру. Он кричал что-то весёлое товарищам, скаля белые зубы. Его слова терялись в грохоте молота из кузницы и шипении пара, который травили железные мамонты.

Мишка просто вспомнил про табличку рядом с депо, которую распорядился установить Брезинский. На ней было правило: "Закрой сифон и поддувало!"

Сифон – это устройство для увеличения тяги в трубе паровоза при помощи пара. Когда работает сифон, паровоз может обжечь выхлопом крышу или мост над собой.  Поддувало нужно закрывать, чтобы на дорогу не сыпались раскалённые кусочки угля с золой. Бывало, что от паровозного жара дымились шпалы и дома вдоль путей.

По натуре Мишка был обидчив. Брякнет ему кто-нибудь глупость – а он про это думает да забыть не может. Недавно появилась в заводе телефонистка, Ольгой звать. Чернобровая казачка. И начал Мишка тонуть в её глазах. Конечно, все заметили. Ребята на вечерних посиделках над ним подтрунивали.

Больше всех не унимался Андрюшка, мелкий и вихрастый слесарь. "Во-от, закроешь ты у меня поддувало!" – думал про себя Мишка, направляясь к Тихону. Тихон был могучим молотобойцем и молчальником. Силач, а мухи не обидит. Мишка надеялся выпросить у него хромовые сапоги на вечеринку.

На выходные у заводских в Коноваловке намечались гулянья, и он хотел пофорсить перед Ольгой – знай, мол, наших. Он знал, что её семья переехала с Малороссии. Видел её отца на стройке. А Мишка попал на завод с Вологды. Молодой помощник машиниста легко переучился с бельгийских Коккерилей на американские Болдуины. Новая техника была ему по душе. Нравилась ему и стройка, и вольная река Чусовая. Казалось, вся жизнь впереди и нет ничего невозможного.

Ольга танцевала кадриль, глядя Мишке прямо в глаза. Мишка не отводил глаз от её взгляда из-под изогнутых бровей. Он не любил проигрывать даже такие "маленькие сражения". Конечно, он смотрелся медведем напротив грациозной лани. В танцевальной битве они забылись и сгоряча не поняли, что гармонь перестала играть. Их обступили люди, хлопающие в ладоши. Девушка вспыхнула румянцем, набросила шаль на плечи и вышла на улицу. Следом выскочил кавалер.

- Оль, хочешь, я тебя до самого Северного полюса на паровозе прокачу?
Мишка выпалил первое, что пришло в голову.

- Ага! Построим чум и будем пасти оленей!
Ольга засмеялась и надвинула Мишке картуз по самый кончик носа.

Она побежала по тропинке, и её смех ручейком переливался в соснах. Мишка смутился, но в его сердце разом открылись все "сифоны и клапана". Ведь она не сказала "нет", чего он так боялся. В ногах появилась лёгкость, и Мишка помчался вдогонку...

Вечер тлел последней зорькой. Небо отражалось в реке малиновыми сполохами. Под ногами у парочки вода перебирала камни и длинные косы травы. Они стояли в тишине на берегу Чусовой, обнявшись, и мечтали. Вечная река слушала их, таких юных и наивных.

С плёса потянуло туманом, и видение стало расплываться. Последнее, что я услышал, был звонкий девичий голос:
- Миш! Покатай меня на круге!

Поворотный круг медленно стал вращаться в обратную сторону. На месте перелеска появились вековые сосны. Соснами прорастало депо. Исчезли паровозы, и та самая табличка про поддувало. Растворились в воздухе тяжёлые кованые ворота на чугунных петлях. Сиротливо повисли доски обшивки. Не слышен был молот Тихона в кузнице.

Там, где были рельсы, на моховом ковре среди берёз спела черника. Перед нами высился Пантеон. Его стройные арки, расходящиеся веером, по-прежнему были великолепны. Храм, дошедший до наших дней, был прекрасен - несмотря на то, что стены местами почернели от времени.

Солнце било в огромные проёмы, шарило зайчиками в залах Коноваловского депо. Оно искало в опустевших стойлах железных мамонтов.


Рецензии