От начинающего - начинающим. 10 Заметки и лайфхаки

Мой дорогой невидимый друг, здравствуй!

Я почти перестала верить в то, что написано у меня на стене – на самом деле, видно, не бывает таких друзей, как и всего, что мы пишем. Все только у нас в голове. Иллюзию рождают уже сами ограничения.
Как в школе. Сидишь в школе за партой, скучно. Товарищи близко – а разговаривать нельзя. Думаешь: урок, учитель не разрешает. А на самом деле: всю жизнь так сидишь. И никакой перемены. Так с большинством людей. То ссоришься, то разговаривать не о чем, но вот это вежливое молчание – тошнее всего.

Мой дорогой и невидимый, это был тот момент, на котором я перестала тебе писать.  Вместо того закончила роман.  Впервые в жизни вчера написала: конец.
Оттого настроение у меня сегодня более сговорчивое. Роман я отложила отлежаться перед тем, как перечитывать и финально править – договорилась сама с собой, что на месяц. Стивен Кинг рекомендовал минимум на полгода откладывать, чтобы совершенно забыть, и сразу начинать писать следующее.
У меня в голове торчит заманчиво косточка, скелетик уже даже следующей большой вещи… Но я хочу себя пока для неё сдержать и попытаться написать рассказы из того множества идей, что расплодились у меня в голове, как моль без нафталина, за время написания романа. 
Поэтому в этом письме я хочу перечислить все оставшиеся лайфхаки, скопившиеся за написание большой вещи, а то забуду.  Письмо наверняка получится длинным, пойди налей себе кофе.
1) Заметки.
Про то, как собирать заметки и зачем я уже писала в 9 письме «Писать легко». Теперь лайфхаки, помимо использования телефона и интернета:

- Тэгирование. Обычно писатели заметки делают по датам и как-то потом в этой каше разбираются.  У меня заметок так много, а голова такая дырявая, что это совершенно невозможно. Я ввела систему тэгов. В Word это удобно делать с помощью заголовков. Как только появляется повторяющаяся тема заметок, сразу выводим её в заголовок и выделяем стилем Заголовок в главном меню в Word. От этого она автоматически появляется в списке Навигации слева. Удобно.  Потом, если появляются новые заметки по этой же теме – складываем всё туда же.
Совершенно необходимые заголовки:  Лето, Осень, Весна, Зима.
В романе важно блюсти не только последовательности событий, но и времена года. Особенно всё это важно, если части перетасовываются между собой(частая история). Все заметки, отражающие времена года, обязательно рано или поздно пригодятся – у меня их самый большой расход.

- Подслушиваем! (зачеркнуто) То есть записываем диалоги! Это, к слову, сложнее всего сделать, так как диалоги, происходящие при тебе, часто требуют твоего участия, а невозможно одновременно говорить и запоминать дословно. Дословно! Потому что как раз диалоги – самая неуклюжая и сложная вещь в письме.
Мысль я эту сама почерпнула недавно из Techniques of Novel Writing (Edited by A. S. BURACK), спасибо Волчку в Тумане за наводку на эту совершенно замечательную книгу, сборник советов от многих популярных современных писателей. К сожалению, только на английском. 
Там одна авторша специально ходила на вечеринки чтобы записывать диалоги и её дразнили. Я лично лучше всего подслушиваю в транспорте, но там, к сожалению, представлен только определенный срез, и при том людей незнакомых. Поэтому лучше подслушивать и записывать(на телефон, а как же!),  находясь в соседней комнате(выйдя в коридор в туалет и т.п).
 
До этой счастливой мысли я чаще всего писала диалоги, представляя определенного человека, обстоятельства, и возможный разговор. Тут большой минус в том, что, когда диалоги выдумываешь – они все только *о самом важном*. А люди всегда говорят кучу не относящейся к делу ерунды, долго обсуждают бытовые проблемы, часто повторяются, используют слова-паразиты, присказки и т.п. Очень часто как раз важное-то оказывается сказанным между делом и наиболее косноязыко. Нелегко людям говорить о важном.  Вот это все и надо отловить в естественных беседах и потом использовать. У меня самой тут большой пробел обнаружился, каюсь.

- Когда садишься писать - хорошо вообще начинать с заметок.
Потому что начать писать сложно, не хочется, как и любое дело. Человек скотина ленивая и любит только развлекаться и пихать в себя удовольствия, пока тошно не станет.  Поэтому садиться писать надо (кому надо, конечно) просто по расписанию (или в любое свободное время, у кого его по расписанию нет), физически.
А, сев, начать писать хоть что-нибудь. («Когда пустой холст идиотски пялится на тебя, малюй хоть что-нибудь» (с) Ван Гог). И вот в этот момент хорошо записать все свои ощущения, свой текущий день и дела, и раскидать это все потом в виде заметок. Чем больше раздражения в этот момент, тем лучше получается, кстати.

И раз уж я затронула эту тему, следующая:

2)Как писать дальше

Начать-то что-то наверно уже началось. Это вроде несложно.  Как минимум идея появилась, раз сел писать. А вот продолжить бывает сложно, особенно если прошел первый порыв, исчерпала себя первая заначка вдохновения, тема закончилась, или глава.

- неа, планы не помогают. Я их не соблюдаю, и они меня угнетают. Mind map пробовала (эта фишка такая с работы, если не знаешь, гугли) – вообще без толку. Первое, что получилось – это после первого черновика более-менее ему следовать. Но потом я совершенно отклонилась от курса и он стал бесполезен в этом плане.

Мне помогает:

- Не надо думать, надо писать
Это если есть потребность планировать, ещё как-то городить огород  – лучше сразу писать, раз энергия есть. Просто вот что есть на уме, то и записывать. Потом исправишь, было бы что.

- Если это не помогает, а текст уже начался: представить подробно место, где все это происходит. Откуда оно взялось в твоей жизни. Вспомнить все подробности, связанные с этим местом. Перенести, что можно, в текст. Авось, остальное само подтянется.

- Вопрос – ответ
Это супер-способ от Джулии Кэмерон («Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни»). Она его предлагает вообще для решения всех жизненных проблем. Пишешь себе вопрос: например, что мне писать дальше? И письменно на него отвечаешь. Опять пишешь вопрос, если ещё остались. И так далее. Главное, сильно не задумываться перед ответами. Можно считать это спиритическим сеансом.  Писать первое, что взбредет в голову. Наше подсознательное – Бог – или что там ещё нами пишет знает всё лучше нас, по последним исследованием ученых, и по свидетельству многих уважаемых писателей. Почему бы его не спросить.
Советы бывают очень дельные. Меня ещё ни разу не подводили.

- Заметки
Берёшь первую попавшуюся заметку из подходящего раздела и развиваешь мысль/образ из неё дальше в роман

3) Как ничего не забыть

- см. пятое письмо «пишем роман» - программа есть, или хотя бы основные элементы записывать без программы

- как только появляется интрига, не отвеченный вопрос и т.д – я скидываю всё в конец основного файла с романом. Туда же записываю задумки, что хотела, когда писала, идеи для реализации. Если много всего – списочки по персонажам «не забыть» типа

Честно говоря, не все перечислила, но что-то длинно получается. В другой раз. И ты пиши, пиши лайфхаки и свои мысли по поводу и без. Здесь все свои, здесь никого нет.


Рецензии
С огромным удовольствием прочитал ваши заметки от "начинающего к начинающему".
Данные заметки показывают именно процесс становления вас, как автора, так и предостерегают от ошибок любого начинающего.
Только овладение формальными приемами еще не свидетельство реальных возможностей автора. Реальные возможности... тут тема бесконечная.
У Паустовского в повести о жизни нашел такое: принесли рассказ в редакцию, рассказ как рассказ, не цепляющий, но появился редактор, крый расставил знаки препинания, в т.ч. точки и случилось чудо - рассказ стал просто великолепным.
Всем пишущим, тем более на этом портале, не хватает грамотного редактора. Собственно, эта профессия уже и стала вымирать, поскольку изд-ва экономят и выпускают книги с такими чудовищными ошибками, что становится грустно.
Если позволите сослаться на свой опыт, мне повезло, у меня "пишущая" профессия, края заставляла и заставляет много писать. Правда, образуется канцелярит, но это издержки любой профессии. Зато имел возможность оторваться в "Долгой дороге" во многих стилях, чтобы попробовать, как это - звучит и выглядит.
Многие не поняли и ругали.
Но - критика - вещь просто необходимая, жаль только, что ее очень мало.
Кстати, на этом сайте есть Филун Джарин, края дает советы начинающим.
Хочу добавить: чтобы произведение+автор стал известным, нужен скандал, нужен эпатаж. Такие вещи легче всего делать в столицах, где их непременно разнесут, и при грамотной подаче материала автор/книга становятся известными и читаемыми.
Нам же остается подвал, забитый до потолка лит.опусами, что не читаются, если и читаются, - считанными единицами.
С уважением, А.Шкурин

Шкурин Александр   24.12.2018 22:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Я коплю, коплю на корректора)
Надо будет посмотреть Вашу "дорогу" повнимательнее, мне интересны разные стили. Насчет "стать известным" я вспоминаю, что Флобер писал на эту тему - сетовал на современных известных авторов, а его, мол, и не читает никто. И где теперь те авторы?)

Грейп   25.12.2018 00:23   Заявить о нарушении
Читали и Флобера, но сейчас он, как и многие авторы 19 века, подзабыт.
Однако французская литература 19 века - это пиршество для читателя. Мне особенно нравится Золя, его, говоря совр.языком, "сериал" Ругон-Маккары. Он настолько меня захватил, что потом на фр.литературы смотрел именно со стороны Золя.
Если вернуться к нашим мелким баранам, которых мы, тужась, выпускаем на свет, моя повесть "Долгая дорога" написана разными лит.стилями, в т.ч. и "потоком сознания". Хотя, когда писал этц часть, приходилось все время себя обергивать, чтобы не ставить знаки препинания. Это было тяжелее всего.
Приятного вам прочтения, а если пожелаете, напишите ваше мнение.
С уважением, А.Шкурин

Шкурин Александр   25.12.2018 15:59   Заявить о нарушении