Сплошной забор из профнастила или право на...

Не хотела говорить о кинофильме, но... не смогла промолчать. 15 октября случайно попала на премьеру короткометражки "Сплошной забор из профнастила". Премьера, конечно же, - событие и возможность пообщаться с создателями картины вживую... Это дипломная и в то же время фестивальная работа молодого режиссёра из Коми Республики Игоря Нестерова.
Казалось бы, надо одобрить её и поддержать земляка, тем более, что в целом зрители и критики встретили картину положительно и сам режиссёр считает, что фильм - "хороший задел на будущее"... Однако после просмотра сразу же там, в зале, захотелось высказаться: нет, не в пику всем... Но почему бы и не иметь собственного мнения? Тем более, что не о личности речь, а о фильме, об авторской позиции. Имеет ли моральное право творец произведения сплошняком убивать своих героев независимо от сверхзадачи?
Так вот, упёртая баба встала и сказала, что забыли прописную истину о том, что зритель должен испытывать очищение, катарсис, то есть облиться очистительными слезами. А этого не произошло.
О чём же фильм? Все события можно рассказать в одном предложении, но показ для широкого зрителя состоится только 28 октября, поэтому пройдусь по эпизодам. Они обозначены как бы пунктиром. Начинается действо с того, что держат поросёнка вниз головой, что-то вырезают между ног и окровавленные кусочки мяса бросают в траву. Он отчаянно визжит. Рядом стоит ребёнок лет 10-12-и. "Пусть смотрит. Это жизнь". А этот "любознательный" в следующем эпизоде берёт ружьё и стреляет в собаку сельского врача Коренючки. Она днём ранее кастрировала поросёнка, а ночью вынуждена принимать роды, хотя у неё самой только-только умер муж... А между тем овчарка не дура, учуяла, кто в неё стрелял и кинулась на обидчика, хотя и не искусала... Однако под хмельком возмущённые родители пацана убивают пса. И тут уже одинокая Коренючка берёт в руки ружьё, и раздаются два выстрела. По-видимому, расправилась с убийцами собаки... И всё это за 17 минут короткометражки - череда зла, по возрастающей.
Осталось недоумение от жести, несмотря на философский и социальный посыл. Жизнь и смерть сплелись в тугой узел - не развязать! Ясно, что всегда люди хотят хлеба и зрелищ. Но парадокс в том, что чем меньше "хлеба", чем неуютней живётся человеку, тем больше хочется зрелищ. Душу заткнуть, что ли... Озверина принять или на худой конец водочки на грудь.... Но это не значит, что писатели и режиссёры должны работать на потребу зрителя, на опережение в жестокости. Или на то, чтобы люди валом валили в церковь каяться... Не из крайности же в крайность! Однако жаль, что не задуматься заставляют подобного рода фильмы, а укореняют в силе зла. В уверенности творить самосуд за свою правду. А общая истина в том, что все мы рождены для жизни и во имя жизни...
Потому и спросила: "Что же, насмотревшись такой безнадёги, каждый должен взять в руки ружьё и стрелять в обидчиков в силу справедливости, какой он её представляет? Тогда у нас будет армия и страна "ворошиловских стрелков". (Не стану говорить о "Ворошиловском стрелке" Говорухина: там есть хотя бы какой-то баланс между добром и злом...)
А через пару дней после премьерного показа картины случился "керченский стрелок"... Убийца, который загубил и покалечил несколько десятков жизней. Сын нянечки из онкологии, получающей мизерную зарплату и скорее всего несущей все боли и нищету в дом... И какое отношение это имеет к фильму? Думаю, что самое косвенное в отдельно взятой местности. Но когда эта местечковая жестокая " справедливость" и право на зло, право гнева, право убивать за что бы то ни было завладеет людьми, то в живых не останется никого. Крупное злодейство вырастет из маленького зла и достигнет катастрофических размеров. И это уже не просто "забор из профнастила", забор разобщённости...
И потому, несмотря на все плюсы короткометражки: игру местных актёров, профессиональных и непрофессиональных, энтузиазм и талант режиссёра, который снял фильм даже при отсутствии денег, кажущуюся актуальность сюжета - фильм проигрывает в человеколюбии. В перевесе в пользу добра. И поскольку кино формирует по-своему наше сознание, то хочется, чтобы оно на пике эпатажа и привлечения массового зрителя не сносило "крышу" у людей с неустойчивой психикой. Иначе экзальтированные девчонки будут десятками вдогонку признаваться в любви лжегерою-убийце из Керчи, а пацаны брать в руки ружья по поводу и без повода... И что говорить о стариках...
Фильм не оставляет равнодушным, и потому молодому режиссёру Игорю Нестерову хочется пожелать новых интересных фильмов и умения вынести бремя правды, умения не идти на поводу у зрителей даже тогда, когда хором хвалят. Пожелать не только критического взгляда наблюдателя, но и чёткой авторской позиции. Этого же пожелать и сценаристу, да и всем нам.


Рецензии