Сюжеты русской истории в картинах Вячеслава Шварца

Будучи знатоком отечественной истории, Вячеслав  Шварц не раз в своем творчестве обращался к сюжетам из русского средневековья. Наиболее совершенной в художественном отношении стала его картина «Вешний поезд царицы на богомолье» — одно из последних его произведений.  Всего девять    лет писал свои картины художник Вячеслав Шварц. Но даже за такой короткий срок оставил он о себе  память в истории русского искусства.



   Искусствоведы и зрители знают его как замечательного художника, изображавшего отечественную старину. В списке его работ на историческую тематику, кроме известного полотна «Вешний поезд царицы на богомолье» значится иллюстрации  к повести Алексея Толстого «Князь Серебряный», поэме  «Песня про купца Калашникова» Михаила Лермонтова. За картину «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» от академии художеств он получил серебряную медаль.

     Работа «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича» приносит ему  звание академика исторической живописи, а Русское Археологическое Общество избирает его своим действительным членом.

Его работы не блещут техникой

    Надо сказать, что его картины не блещут техникой. Главное значение скрывается в содержании. Вячеслав Шварц впервые из русских художников сумел воспроизвести бытовую допетровскую Русь. Делал он это, опираясь на свои глубоки знания археологии и удивительное чутье прошедшего.

    Во времена Шварца особый, можно сказать даже, болезненный интерес вызывала фигура Ивана Грозного. Так что нет ничего удивительного в том, что этот период постоянно прослеживается в его работах. Словно в противовес ему он также воссоздает эпоху царя Алексея Михайловича Тишайшего. Но следует отметить неоспоримый факт — чтобы мастер не изображал,    он делал всё с удивительно этнографической точностью.

     Кстати, именно Шварц оказался создателем устойчивой иконографии Ивана Грозного. Предложенный им в полотне «Иван Грозный у тела убитого им сына» физический тип царя выглядел столь убедительно, что разные художники на протяжении всей второй половины XIX века руководствовались им как «портретом» и переносили в свои композиции, считая исторически достоверным.

    Но, если говорить откровенно, сюжетов у художника немного. Чаще всего он варьирует один и тот же мотив, стой лишь разницей, что использует различные техники: масло, акварель, обычные рисунки. Для примера — церемониал представления послов, которых Шварц показал в картинах «Посольская изба XVII века», «Голштинские послы в Московском приказе», «Русский посол при иностранном дворе».  Или праздники, которые изобразил на полотнах «Шествие патриарха на осляти в Вербное воскресенье», «Вербное воскресенье в Москве при Алексее Михайловиче». С повседневной жизнью можно познакомиться на картинах «Вешний поезд царицы на богомолье», «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»).

Великолепное знание деталей показал художник

    Справедливости ради следует заметить, что у него, пусть и редко, но есть «событийные» сцены, где представлен конфликт сил и драматическая ситуация. Это его работы «Василий Шибанов перед Иваном Грозным» и  опять же, «Иван Грозный у тела убитого им сына». Это, конечно, не работы Василия Сурикова или Ильи  Репина, но художнику всё же удалось воссоздать верный типаж, а также атмосферу будничной жизни теремов-дворцов. И «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче», что хранится в Третьяковской галерее тому яркий пример…

   Так какой она была жена царя Алексея, прозванного Тишайшим, чей выезд на богомолье, запечатлел мастер? Современники утверждают, что Мария Милославская, была красива, воспитана в строгих традициях того времени, набожна.  Её отец — стольник  Илья Милославский принадлежал к придворной партии Бориса Морозова. Семнадцатилетнему Алексею Михайловичу  на традиционном в те времена смотре царских невест девушка понравилась, хотя и была на целых пять лет старше жениха.  Это, однако, не помешало состояться венчанию молодых 16 января 1648 года.

    Свадьба Алексея Романова и Марии Милославской  считается самой скучной в истории русской монархии. Дело в том, что патриарх Иосиф имел огромное влияние на молодого правителя и потребовал строгого ограничения светских увеселений в стране. В результате на ней исполнялись только духовные песни и гости откровенно скучали. Но на дальнейшей жизни царской четы это никоим образом не отразилось. Они жили вместе пусть и недолго, но счастливо.

Жизнь Марии Милославской прошла в «старорусском стиле»

     Современники утверждают — царь свою жену любил и ни в чём ей не отказывал. Так, у Марии была личная библиотека и, помимо тоже личной, бани имелась и, такая в те времена     редкость, как деревянная ванна.

     Мария Милославская стала одной из последних цариц, чья жизнь прошла, так сказать, в «старорусском стиле». Большую часть времени она проводила в своих покоях, вход куда мужчинам, кроме царя, был категорически запрещён.

    Её день проходил в кругу ближних дворовых или верховых боярынь. Все они вводились в чин специальным царским указом и получали жалованье до 50 рублей в год.  Главными событиями каждого дня были посещение церкви, домашние хлопоты и ужин, который Мария обычно разделяла с мужем.

    И всё же царицу нельзя было назвать кремлёвской затворницей. Она активно занималась благотворительностью, которая заключалась не только в раздаче милостыни и жертвовании денег монастырям.

    Во время царского похода 1654 года царица выделила средства на устройство по городам госпиталей для больных и увечных. Принимала участие в торжественных проводах русских войск на начавшуюся войну с Польшей, что до того не было принято. Более того, даже устроила два официальных приёма в честь грузинской царицы Елены Леоновны, что по тем временам было почти что революционным поступком.   Однако её основным занятием была семья. За годы брака  Мария Милославская родит 13 детей и умрет от родильной горячки спустя пять дней после рождения своего последнего ребёнка, дочери Евдокии.

     Первая супруга царя Алексея Михайловича была похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля. После его разрушения в 1929 году  её останки были перенесены в подвал Архангельского собора Московского Кремля.

«Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»

    Много времени в жизни царицы уделялось делам духовным. В обычные дни она молилась в домовой церкви. В праздники совершала торжественные выходы в кремлёвские соборы и выезды на богомолье в ближние и дальние монастыри.  На картине изображён именно тот самый момент, когда Мария Милославская отправляется на богомолье к святым местам.

    По широкой равнине, по талой весенней дороге движется царский поезд. Перед жёлтым возком, украшенным двуглавым орлом, гарцует группа всадников. Следом за ними — яркий, кирпично-красный возок, также в окружении конной охраны. Процессия тянется до самого горизонта, оставляя за собой ветхую деревеньку с оторопевшими обитателями, выбежавшими посмотреть на невиданное зрелище.

    Особую роль в картине играет пейзаж. Именно его лирическая трактовка позволила художнику поэтически воссоздать исторический образ. Мягкий рассеянный свет, воздушная дымка смягчает контуры предметов, приводит к гармонии звучание голубоватых и коричневато-серых красок пейзажа и ярких звучных пятен желтого и терракотового. Композиция картины, развернутая в глубину, позволяет воссоздать на полотне сценку, как бы подсмотренную в далеком прошлом.

Вячеслав Шварц творил недолго

     Ещё в годы учебы в Императорском Александровском лицее Вячеслав Шварц успел обратить на себя внимание лицейского старого учителя рисования Василевского, который будет в восторге от его талантов. Вторым его учителем рисования за лицейский период его жизни был известный пейзажист Арсений Мещерский, с которым он начал пробовать живопись масляными красками.

     В сентябре 1859 года, с разрешения своего начальства, Шварц поступает вольнослушателем в Петербургский университет «по части восточных языков» и сразу увлёкся лекциями профессора Николая Костомарова по истории. К этому предмету он всегда чувствовал склонность. Именно Костомаров в дальнейшем и сыграл заметную роль в творчестве художника. Именно с него, сумевшего первым освободиться от гнета рутины академического классицизма, начинается период пересоздания русской школы и возникает чисто русское направление. Его «сцены» способны внушить зрителю романтический пиетет перед прошлым тщательностью атрибутики.. Если же отключиться от «костюмной» стороны, то их смело можно отнести к бытовому жанру.

Картины Шварца имели продолжение

Вячеслав Шварц скончался внезапно, не пережив своего тридцатилетия. Талант живописца, рисовальщика, иллюстратора и декоратора (в его эскизах и костюмах шла драма Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного») не успел реализоваться в полную силу. Казалось, что созданная им жанровая система на нём и оборвалась.

Общее мнение о творчестве художника выразил Иван Крамской после его смерти: «Был Шварц, начал проводить борозду, и очень глубокую, верно угаданную в направлении своем исторически: умер он, и все пошло опять: кто куда. Как будто и не было человека! Заслуги его никому ни урок, ни руководство».

Пессимизм Крамского не вполне оправдан. Картины Шварца, выделявшиеся своей «особостью» на фоне исторической живописи 1860-х годов, имели продолжение как бы «через голову» следующего поколения, ярким представителем которого стал Василий Суриков.



Репродукция картины Вячеслава Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»


Рецензии