Словесные игры. Часть 2
Слово пуще стрелы разит и горы ворочает.
Русская пословица.
Задумывались ли вы когда-нибудь, что язык как воздух? Мы дышим, не замечая воздуха, как и зачастую общаемся, не затрудняя себя мыслями о правильности речи. А зря! Грамотная яркая речь всегда привлекает внимание и способствует прочности общения. И здесь нам, конечно, тоже помогут игры, развивая мышление, внимание, память, логику, пополняя словарный запас.
Иногда вечерами или в выходные дни, надеюсь: вы, дорогие мои читатели, отключаете телевидение, садитесь рядышком с дочерью, сыном, внуком или внучкой и - НАЧИНАЕТЕ ИГРУ.
Предлагаю читателям элементы тех игр для развития устной и письменной речи, которые сама в течение многих лет использовала и в своей семье, и на уроках, и вне - на занятиях литературного кружка «Арион».
Наверное, почти все они уже вам известны. Но хочется обобщить ещё раз (и для себя тоже). А возможно, вы найдёте и что-то новое.
Как и животные, человек общается с себе подобными и с другими живыми существами не только с помощью жестов и действий, но и с помощью звуков. Пройдя тысячелетнее развитие, звуки человеческой речи, соединяясь в определённом порядке, превратились в слова, имеющие определённый смысл, и закрепили своё существование в виде букв.
Удивительное явление, никогда не перестающее меня поражать! Букв в русском языке всего 33, но из них создан океан слов! Об этом стихи любимого мною автора - Якова Козловского:
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв – сестёр родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить их них?!
И всё-таки не слова, не буквы – но звуки ПЕРВИЧНЫ! А хорошо ли мы знаем звуки нашей речи? Умеем ли понимать их? Почему, например, К.Станиславский сказал:
«ГЛАСНЫЕ - ЭТО РЕКА, А СОГЛАСНЫЕ - ЕЁ БЕРЕГА»?
Как бы вы ответили на этот интересный вопрос?
Игры начнём с самых простых. «КТО БОЛЬШЕ?» Помните ещё одно непременное условие: победителям желателен приз (пусть даже маленький) или хотя бы
ДОБРОЕ СЛОВО похвалы.
Итак, начнём!
1. А. Назовите слова, начинающиеся с одинакового звука (буквы).
Арбуз – алмаз, ария, альбом, астра, авиация… Кто больше?
Желательно выбирать реже встречающиеся буквы, как например: У, Ц, Щ, Ю, Я.
Со старшими детьми можно усложнить задание:
Назовите название фруктов на одну букву. Города. Растения. Животные
Назовите слова, начинающиеся с одинакового слога, как в известной шуточной песенке:
Далеко, далеко, на лугу пасутся КО…
- Кони? - Нет, не кони.
Далеко, далеко на лугу пасутся КО…
- Козы? – Нет, не козы!
Далеко, далеко на лугу пасутся КО…
- Кошки? – Нет, не кошки!
Далеко, далеко на лугу пасутся КО…
- Коровы? – Правильно: коровы!
Пейте, дети, молоко – будете здоровы!
«На букву С».
Так назвал своё стихотворение Н.Разговоров:
Я у лягушек на болоте
Спросил: «Чего вы не поёте?»
- Стесняемся! Один нахал
Нас прошлой ночью освистал.
Мы пели правильно, по нотам,
Тянули звуки всем болотом.
Кричали кочки: «Браво! Бис!»
Но вдруг раздался наглый свист.
Мы так же дружно, всем болотом,
Спросили: «Кто там? Кто там? Кто там?»
Но оскорбитель наш исчез,
Свистя: «Ищи на букву «С»!
- На эС? Наверное, Сова?
- Сова совсем не такова!
- Тогда, я думаю, - Скворец!
- Ну что вы! Он же сам певец!
- Раз не Скворец, тогда – синица!
- Синица – скромная девица!
- Но кто же? Саранча? Сверчок?
Сыч? Страус? Стрекоза? Сурок?
Сосиска? – то есть нет – Сорока?
Стриж? Сокол? Суслик? Вот морока!
Снегирь? Снегириха? Свинья?..
Не в силах догадаться я,
Кто из зверей и птиц на «С»
Так дерзко свистнул и исчез.
А оскорблённые лягушки
Боятся петь свои частушки!
И в эту ночь в округе всей
Звенел один лишь…Соловей!
Б. Варианты игры. ЗАГАДКИ.
- Назовите слово, состоящее из семи одинаковых букв (7 Я),
- ….состоящее из тридцати одинаковых букв (подсказка: это имя),
- ….из сорока одинаковых букв (это птица),
- ...из 100 одинаковых букв? Их много! Кто назовёт больше?
(100 Л, 100 Г, 100 П и Т.Д.)
- В название какого города входит одно имя мальчика и 100 имён девочек? (город находится в Крыму)
- Какой полуостров сам кричит о своей величине?
- Какими двумя нотами можно измерить расстояние?
2.Образуйте новое слово, меняя лишь одну букву. Говорим по очереди. Пример:
А) Меняем гласную. ЛАК: лук, лик, (согласную): лад, лаз, лай…
Б) Меняем согласную. Гайка – майка – чайка – лайка, - байка –
В) МЕТАГРАММЫ с использованием парных звуков.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (колос – голос)
***
С глухим траву она срезает,
Со звонким – и листочки объедает.
***
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нём мы обитаем.
***
С глухим согласным я числительное,
Со звонким я металл и имя существительное.
***
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь, горячий.
***
Со звонким согласным мы их собираем,
С глухим – мы все кашляем и чихаем.
***
С Ё колючий, с У ползучий.
***
С буквой О я тела часть,
С А посуда для воды,
С Ы с кольцом иду в носу,
С У расту в густом лесу.
***
С буквой Н в начале слова
Я сижу на лесенке.
И представьте: я готова
Напевать вам песенки.
Букву Н на Р сменяю -
Строем с песней зашагаю.
***
Г) «ПРОПАВШАЯ БУКВА»
Внук написал письмо бабушке. Но одна буква СБЕЖАЛА, оставив вместо себя подруг. Угадайте, что это за буква и верните её на место.
«Дорогая бабушка! В полу было жарко. Мы охали долго, потом увидали лис и сало. Нас ждали в соли. Тётя Луна и дядя Соня были рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку. Или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город».
Д) ПИСЬМО безграмотного ученика. Восстанови правильный текст.
«Наполеон сеял рожь. Вокруг деревни лиса. Сестра любит братца за любую работу. У неё в глазах груздь. Воду наливает в бочок. Она оставалась дома с утками. В районе съест победителей».
3.Измените слово, добавив в него одну букву.
Бак – брак, мак – Марк, рай – край, угол – уголь, север – сервер…
4. Вспомните слово (имя существительное), которое начинается с той буквы, на которую заканчивается сказанное вам.
ЛеС – соН – небО – орёЛ – лодкА – ариЯ…
Усложнить задание, предложив называть лишь животных, птиц, города, предметы домашнего обихода и т.п.
5 «ПЕРЕПУТАННЫЕ БУКВЫ»
Образуй слова из этих перепутанных букв.
КУТА, АЗОК, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ХУПЕТ, КОЛЁЗ, ЦУКИРА, ВОЦА
Если затрудняетесь, подсказка: их можно встретить в деревне.
Ответ: утка, коза… Нет уж! Хватит подсказок! Далее думайте сами!
Или сами придумайте свои собственные слова с перепутанными буквами!
6.Скажи слова, начинающиеся с букв твоего имени на тему: любимое угощение + любимое занятие + животное + предмет + цветок
СВЕТА: салат + ворчание + енот + тарелка + астра
Ещё один вариант этой игры: познакомь нас с собой, назвав на каждую букву твоего имени твоё интересное качество. Пример: КАТЯ - какая ты?
Красивая. Авторитетная. Талантливая. Яркая. (а может, Язвительная?)))
7.Задание сложнее, для детей старше. Составить предложение из слов на одну букву. Пример: Мой Маленький Мягкий Медвежонок Мечтает Мыть Милую Мордочку Мылом…
Кстати, текст, в котором все слова начинаются с одной буквы, называется ТАВТОГРАММА.
Прекрасный образец тавтограммы есть на нашем сайте. Сочинила иронический рассказ "Приключения пенсионера Парамонова" талантливый автор ТАТЬЯНА МИКУЛИЧ. Вот адрес http://www.proza.ru/2018/08/23/1617
Читайте и улыбайтесь!
8. Развиваем фонематический слух (умение выделять отдельные звуки в потоке речи). Замените начальные звуки всех слов в предложении другими, но одинаковыми. Например, из «Воробьи летают и весело чирикают» получаем смешные фразы:
«Лоробьи летают и лесело лирикают».
«Коробьи кетают и кесело кирикают» или
«Моробьи метают и месело мирикают» и т.п.
А дети весело смеются!!!
9.Угадай пропущенные буквы между первой и последней и назови слово. Сколько чёрточек, столько букв. Пример:
О - - - - 0.
Подсказки: вы называете букву, как на «Поле чудес». Или подсказки словесные:
1.Это есть в каждом доме.
2.Чаще это можно увидеть в спальне.
3.Люблю им укрываться.
Надеюсь, что вы уже угадали.
В детстве мы называли эту игру «Виселица».
За каждую неправильно названную букву рисовали: за первую - столб, за вторую – перекладину, далее – петлю, голову, тело, части тела… Если не успел угадать до конца процесса – будешь повешенным!!!
10. Вставь пропущенные буквы. Несмотря на кажущуюся простоту, задание не так уж легко выполнить! Могут быть и варианты слов.
Л – М – А П – Л – А В – С – ОК З – Р – О
О – Р – З С – О – О В – Т – А С – Р – А
У – Н – Е – Ь С – Е – А К – А – ЕР Т – У – О - ТЬ
11.Подбери рифму. Рост (мост, прост, вопрос, кросс…
Лето (света, где-то, котлета, совета, привета…
Сузим задачу, найдём рифмы к частям тела: ухо – (муха), спина – (полна),
Ручка – (штучка), шейка – (лейка), плечи – (свечи) и т.п.
12.Закончи двустишие рифмой:
И царица у окна
Села ждать его….(одна)
Берите любую детскую книжку и экспериментируйте!
13.Сочини двустишие на заданные рифмы, например: один – апельсин
Мне понравился один
Очень вкусный апельсин.
Другие рифмы: небо – хлеба, цветы – красоты,
Книжка – мышка - крышка - фишка - Гришка, и т.д., и т.п.
14. «Перепутанные сказки». Объединив героев, сочини новые приключения.
Пример: «Красная Шапочка и Колобок»
«Волк и семеро умных котят»…
15.Или сочини НОВЫЙ КОНЕЦ известной сказки.
16. «Алфавитная сказка». Сочини сказку из слов, начинающихся с букв русского алфавита.
«Алёша Был Весёлым Гномом, Дом Его Ёжики Знали И, Конечно, Любили»…
Далее, надеюсь, вы закончите самостоятельно!
Продолжение на http://www.proza.ru/2018/10/27/1907
Свидетельство о публикации №218102701876
Полезная статья. Однозначно - жму на "зеленую"!
Александр Грунский 28.03.2025 11:29 Заявить о нарушении
А слово - да, это великая сила!
С улыбкой,
Элла Лякишева 29.03.2025 22:35 Заявить о нарушении