11 глава. Словесные игры. Ч. 2

                СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
               
                Слово пуще стрелы разит и горы ворочает.               
                Русская пословица.

    Задумывались ли вы когда-нибудь, что язык как воздух? Мы дышим, не замечая воздуха, как и зачастую общаемся, не затрудняя себя мыслями о правильности речи.  А зря! Грамотная яркая речь всегда привлекает внимание и способствует прочности общения. И здесь нам, конечно, тоже помогут игры, развивая  мышление, внимание, память, логику, пополняя словарный запас.

    Иногда вечерами или в выходные дни, надеюсь: вы, дорогие мои читатели,  отключаете телевидение, садитесь рядышком с дочерью, сыном, внуком или внучкой и - НАЧИНАЕТЕ ИГРУ.
 
    Предлагаю читателям элементы тех игр для развития устной и письменной речи, которые сама в течение многих лет  использовала и в своей семье, и на уроках, и вне - на занятиях литературного кружка «Арион».
   Наверное, почти все они уже вам известны. Но хочется  обобщить ещё раз (и для себя тоже). А  возможно, вы найдёте и что-то новое.

     Как и животные, человек общается с себе подобными и с  другими живыми существами не только с помощью  жестов и действий, но и с помощью звуков.  Пройдя  тысячелетнее развитие, звуки человеческой речи, соединяясь  в определённом порядке, превратились в слова, имеющие  определённый смысл, и закрепили своё существование в виде букв. 
    Удивительное явление, никогда не перестающее меня поражать!  Букв в русском языке всего 33, но из них создан океан слов! Об этом  стихи любимого мною автора - Якова Козловского:

           Вы подумайте о чуде:
           Сколько букв – сестёр родных?
           Тридцать три!
           А сколько люди
           Могут слов сложить их них?!

  И всё-таки не слова, не буквы – но звуки  ПЕРВИЧНЫ!  А хорошо ли мы знаем звуки нашей речи? Умеем ли понимать их?  Почему, например, К.Станиславский сказал:

         «ГЛАСНЫЕ - ЭТО РЕКА, А СОГЛАСНЫЕ - ЕЁ БЕРЕГА»?   
                Как бы вы ответили на этот интересный вопрос?

     Игры начнём с  самых простых. «КТО  БОЛЬШЕ?»  Помните ещё одно непременное условие: победителям желателен приз (пусть даже маленький) или хотя бы
             ДОБРОЕ СЛОВО похвалы.
Итак, начнём!

1. А. Назовите слова, начинающиеся с одинакового звука (буквы).
    Арбуз – алмаз, ария, альбом, астра, авиация… Кто больше?
   
  Желательно выбирать реже встречающиеся буквы, как например: У, Ц, Щ, Ю, Я.
 
               Со старшими детьми можно усложнить задание:
  Назовите название фруктов на одну букву. Города. Растения. Животные
 
      Назовите слова, начинающиеся с одинакового слога, как в известной шуточной песенке:
        Далеко, далеко, на лугу пасутся КО…
        - Кони?  - Нет, не кони.
       Далеко, далеко на лугу пасутся КО…
       - Козы? – Нет, не козы!
     Далеко, далеко на лугу пасутся КО…
      - Кошки? – Нет, не кошки!
      Далеко, далеко на лугу пасутся КО…
     - Коровы? – Правильно: коровы!
     Пейте, дети, молоко – будете здоровы!
 
                «На букву С».
            Так назвал своё стихотворение Н.Разговоров:
 
                Я у лягушек на болоте
                Спросил: «Чего вы не поёте?»
- Стесняемся! Один нахал
Нас прошлой ночью освистал.
Мы пели правильно, по нотам,
Тянули звуки всем болотом.
Кричали кочки: «Браво! Бис!»
Но вдруг раздался наглый свист.
Мы так же дружно, всем болотом,
Спросили: «Кто там? Кто там? Кто там?»
Но оскорбитель наш исчез,
Свистя: «Ищи на букву  «С»!
    - На эС? Наверное,  Сова?
                - Сова совсем не такова!
    - Тогда, я думаю, - Скворец!
                - Ну что вы! Он же сам певец!
    - Раз не Скворец, тогда – синица!
                -  Синица – скромная девица!
    - Но кто же? Саранча? Сверчок?
     Сыч? Страус? Стрекоза? Сурок?
     Сосиска? – то есть нет – Сорока?
     Стриж? Сокол? Суслик? Вот морока!
     Снегирь? Снегириха? Свинья?..
     Не в силах догадаться я,
     Кто из зверей и птиц на «С»
     Так дерзко свистнул и исчез.
     А оскорблённые лягушки
     Боятся петь свои частушки!
И в эту ночь в округе всей
Звенел один лишь…Соловей!               

    Б. Варианты игры. ЗАГАДКИ.

- Назовите слово, состоящее из семи одинаковых букв   (7 Я),
- ….состоящее из тридцати одинаковых букв (подсказка: это имя),
- ….из сорока одинаковых букв (это птица),
- ...из 100 одинаковых букв? Их много! Кто назовёт больше?
           (100 Л, 100 Г, 100 П  и Т.Д.)
- В название какого города входит одно имя мальчика и 100 имён девочек? (город находится в Крыму)
- Какой полуостров сам кричит о своей величине?
- Какими двумя нотами можно измерить расстояние?

       2.Образуйте новое слово, меняя лишь одну букву. Говорим по очереди. Пример:    

     А) Меняем гласную.  ЛАК: лук, лик, (согласную): лад, лаз, лай…

    Б) Меняем согласную. Гайка – майка – чайка – лайка, - байка –

     В) МЕТАГРАММЫ с использованием парных звуков.

            С глухим согласным наливаюсь в поле,
            Со звонким – сам звеню я на раздолье.     (колос – голос)
                ***
            С глухим траву она срезает,
            Со звонким – и листочки объедает.
                ***
            С глухим согласным мы его читаем,
            Со звонким – в нём мы обитаем.
                ***
             С глухим согласным я числительное,   
             Со звонким я металл и имя существительное.
                ***
             С глухим  шипящим кругл, как мячик,
            Со звонким – как огонь, горячий.
                ***
             Со звонким согласным мы их собираем,
             С глухим – мы все кашляем и чихаем.
                ***
             С Ё колючий,  с У  ползучий.
                ***
             С буквой О  я  тела часть,
             С А посуда для воды,
             С  Ы  с кольцом иду в носу,
             С  У расту  в густом лесу.
                ***   
             С буквой Н в начале слова
             Я сижу на лесенке.
             И представьте: я готова
             Напевать вам песенки.
             Букву Н на Р сменяю -
             Строем с песней зашагаю.
                ***         

 Г) «ПРОПАВШАЯ БУКВА»
         Внук написал письмо бабушке. Но одна буква СБЕЖАЛА, оставив вместо себя подруг.  Угадайте, что это за буква и верните её на место.
   
   «Дорогая бабушка! В полу  было жарко. Мы охали долго, потом увидали лис и сало.  Нас ждали в соли.  Тётя Луна и дядя Соня были рады.  Мы хорошо провыли лото.  Ловили рыбу на руку.  Или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город».

Д) ПИСЬМО безграмотного ученика. Восстанови правильный текст.

        «Наполеон сеял рожь. Вокруг деревни лиса.  Сестра любит братца за любую работу.  У неё в глазах груздь. Воду наливает в бочок.  Она оставалась дома с утками. В районе съест победителей».

3.Измените слово, добавив в него одну букву.
    Бак – брак, мак – Марк, рай – край, угол – уголь, север – сервер…

4.  Вспомните слово (имя существительное), которое начинается с той буквы, на которую  заканчивается сказанное вам.
         ЛеС – соН – небО – орёЛ – лодкА – ариЯ…
     Усложнить задание, предложив называть лишь животных, птиц, города, предметы домашнего обихода и т.п.

5 «ПЕРЕПУТАННЫЕ БУКВЫ»
    Образуй слова из этих  перепутанных букв.

КУТА, АЗОК, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ХУПЕТ, КОЛЁЗ, ЦУКИРА, ВОЦА
       Если затрудняетесь, подсказка: их можно встретить  в деревне.
       Ответ: утка, коза…  Нет уж! Хватит подсказок! Далее думайте сами!

     Или сами придумайте свои собственные слова с перепутанными буквами!

6.Скажи слова, начинающиеся с  букв твоего имени на тему: любимое угощение + любимое  занятие + животное + предмет +  цветок
  СВЕТА: салат + ворчание + енот + тарелка + астра

  Ещё один вариант этой игры: познакомь нас с собой, назвав на каждую букву твоего имени твоё интересное качество. Пример:  КАТЯ - какая ты?

    Красивая. Авторитетная. Талантливая. Яркая. (а может, Язвительная?)))

7.Задание сложнее, для детей старше. Составить предложение из слов на одну букву. Пример: Мой Маленький Мягкий Медвежонок  Мечтает Мыть Милую Мордочку Мылом…

      Кстати, текст, в котором все слова начинаются с одной буквы, называется ТАВТОГРАММА.
     Прекрасный образец тавтограммы есть на нашем сайте. Сочинила иронический рассказ "Приключения пенсионера Парамонова" талантливый автор ТАТЬЯНА МИКУЛИЧ. Вот адрес  http://www.proza.ru/2018/08/23/1617
    Читайте и улыбайтесь!

8. Развиваем фонематический слух (умение выделять отдельные звуки в потоке речи).  Замените начальные звуки всех слов в предложении другими, но одинаковыми. Например, из  «Воробьи летают и весело чирикают» получаем смешные фразы:
       «Лоробьи летают и лесело лирикают».
       «Коробьи  кетают и кесело кирикают» или
       «Моробьи метают и месело  мирикают» и т.п.
                А дети весело смеются!!!

9.Угадай пропущенные буквы между первой и последней и назови слово. Сколько чёрточек, столько букв. Пример:
                О - - - - 0.
Подсказки: вы называете букву, как на «Поле чудес». Или подсказки словесные:               
   1.Это есть в каждом доме.
      2.Чаще это можно увидеть в спальне.
        3.Люблю им укрываться.
              Надеюсь, что вы уже угадали.
 
  В детстве мы называли эту игру «Виселица».
   За каждую неправильно названную букву рисовали: за первую - столб, за вторую – перекладину, далее – петлю, голову, тело, части тела… Если не успел угадать до конца процесса  – будешь повешенным!!!

10. Вставь пропущенные буквы. Несмотря на кажущуюся простоту, задание не так уж легко выполнить! Могут быть и варианты слов.

    Л – М – А      П – Л – А       В – С – ОК            З – Р – О 
    О – Р – З      С – О – О       В – Т – А             С – Р – А
    У – Н – Е – Ь     С – Е – А      К – А – ЕР          Т – У – О - ТЬ    

11.Подбери рифму. Рост  (мост, прост, вопрос, кросс…
                Лето (света, где-то, котлета, совета, привета…

     Сузим задачу, найдём  рифмы к частям тела: ухо – (муха),  спина – (полна),
                Ручка – (штучка), шейка – (лейка), плечи – (свечи) и т.п.

12.Закончи двустишие рифмой:
                И царица у окна
                Села ждать его….(одна)
       Берите любую детскую книжку и экспериментируйте!

13.Сочини двустишие на заданные рифмы, например: один – апельсин
       Мне понравился один
       Очень вкусный апельсин.       
    Другие рифмы: небо – хлеба, цветы – красоты,
                Книжка – мышка - крышка - фишка - Гришка,  и т.д., и т.п.

14. «Перепутанные сказки». Объединив героев, сочини новые приключения.
    Пример:  «Красная Шапочка и Колобок»
                «Волк и семеро умных котят»…

15.Или сочини НОВЫЙ КОНЕЦ известной сказки.

16. «Алфавитная сказка». Сочини сказку из слов, начинающихся с букв русского алфавита.
     «Алёша Был Весёлым Гномом, Дом Его Ёжики Знали И, Конечно, Любили»…
              Далее, надеюсь, вы закончите самостоятельно!

        Продолжение на  http://www.proza.ru/2018/10/27/1907
   


Рецензии
Уважаемая Элла, вы молодец,что систематизируете игры, связанные с русским языком. Очень полезное занятие для детей всех возрастов, даже студентов.
Мои студенты с удовольствием составляли кроссворды языковые, шарады, загадки.
Языковые игры и ум шевелят, и внимание к слову развивают, и грамотность укрепляют.Конечно, и любовь к родному языку прививают.

Хорошо, если все взрослые будут в одной упряжке заинтересованно помогать осваивать все пласты русского языка.

С уважением,

Светлана Весенняя   03.08.2019 20:54     Заявить о нарушении
Светочка, спасибо за рецензию. Сейчас в школах труднее сдружить детей - у каждого свой телефон с личными играми - и это разобщает, а не сплачивает. А какие безграмотные СМСки - это ужас... С горьким вздохом,

Элла Лякишева   03.08.2019 23:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.