Интервью о камергере Резанове

Интервью о камергере Резанове


- В одном из Ваших произведений описывается первое российское кругосветное плавание с участием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, Н.П. Резанова.

Напряженный сюжет взаимоотношений Крузенштерна и Лисянского, с одной стороны, и Резанова, с другой стороны, завершается неуспешным посольством Резанова в Японии.

Затем Резанов остается на восточных территориях Империи.

Первая кругосветная экспедиция продолжает свое движение без него. Далее о Резанове в Вашем произведении лишь краткое упоминание: он умер по пути в Россию. Возникает впечатление, что авторский интерес к Резанову в какой-то момент исчезает.

- Посмотрите на биографию Николая Петровича Резанова.

Неясный пункт в его биографии связан с его недолгим пребыванием в молодом возрасте рядом с Императрицей Екатериной II.

Затем не плохая, но и ничем не выдающаяся карьера. 

Затем он метеором пролетает через пространство российской истории. Но метеор не он. Он пассажир метеора. Метеор – это первая российская кругосветная экспедиция. Затем он «сходит на берег». Экспедиция двигается дальше. Он продолжает действовать самостоятельно.

- То есть интерес к нему теряется, исчезает?

- Не то, чтобы теряется. Судьба сама по себе интересная. Но странным образом оказывается сложным вопрос о формате описания его жизненного пути. Сказать что-то хорошее? Сказать что-то плохое? Хотелось бы сказать хорошее… Но если описывать последовательно, комплексно, более или менее объективно, то получается неоднозначная, печальная картина…

Читаешь некоторые подробности его жизни. Вроде бы, человек не плохой – изначально. Его судьба – это, на первый взгляд, набор обстоятельств. Через которые он не смог пройти  с успехом. Чего ему не хватало? Ясно, что у него не было дерзости как, например, у А.Н. Радищева, у автора «Путешествия из Петербурга в Москву». Тот сам писал, сам исполнял (то есть публиковал), сам вошел в историю.

Не видно из биографии Резанова стремления к освоению знаний, умений – как например, у Юрия Лисянского. Нет у Резанова тех способностей, той воли, того «комбинационного» ума, которые были у Ивана Крузенштерна.

После неудачного посольства в Японию Резанов предпринял действия по обеспечению населения на Восточных территориях империи продовольствием. Что в итоге?  Вроде бы, что-то получил.  Но каким образом? Оставил за своей спиной какую-то грустную драматическую историю, связанную с несостоявшейся женитьбой.

На одной чаше весов – репутация, на другой – корабль с продовольствием … Как-то не хочется бросать в него камень. Так ведь и Аляску не за дорого продали…

Можно иронизировать над итогами его деятельности, над его судьбой вообще. Но почему-то нет желания этого делать, хочется оставить его в покое.

- Но ведь камергер Резанов – это герой романтического произведения. Сколько о нем пели.

- Пели те, кто закрывал глаза на реальные факты его биографии. Человечество любит сказки.

- В вашем изложении он производит странное впечатление. Если бы его не «раскручивали» через «романтизацию» истории, то о нем бы забыли?

- Может быть, это было бы не так уж и плохо.

Полностью о нем бы не забыли. Он «интегрирован» в историю первого российского кругосветного плавания.  Это плавание имеет самостоятельную историческую ценность. Независимую от истории Аляски и от истории посольства в Японию. Общение с другими – «историческими» - людьми «вводит» его в историю.

Что касается периода, после того, как Резанов «сошел с корабля», то об этом периоде можно было бы и забыть. Каждый имеет право быть слабым. Хотя слабость для мужчины и не достоинство, но и пинать за слабость нет никакого желания.

Обнаруживаешь в Резанове при знакомстве с фактами его жизни какие-то симпатичные черты, достоинства.

В общем, тот случай, когда о человеке писать ничего не хочется. Эту инициативу предоставляешь другим.

- Благодарю за высказанное мнение.


27 октября 2018 г. 06:41


Рецензии