О Юлиане Семенове и Штирлице

Кто не знает героя знаменитого сериала «Семнадцать мгновений весны» Штирлица? Когда его показывали по телевидению первый раз, улицы всех городов Советского Союза вымирали. Герои фильма вошли в каждую семью, а сыгравшие их роли артисты стали знаменитыми.  Кто знал о Леониде Броневом, сыгравшем роль шефа гестапо Мюллера,  до этого сериала? Разве что заядлые театралы. Хотя на самом деле Мюллер в исполнении Броневого совершенно не похож на оригинал. Настоящий Мюллер был ровесником века, т.е. ему было столько же лет, сколько и Штирлицу в исполнении  Вячеслава Тихонова, и он был похож скорее на Тихонова, чем на Броневого. Но замечательная игра именно Броневого  понравилась даже родственникам настоящего Мюллера. Так  и игра Олега Табакова в роли шефа внешней разведки РСХА Шеленберга очень понравилась его потомкам.  И, несмотря не некоторые шероховатости в сериале (знатоки насчитали их почти двадцать, начиная с черной формы главных героев), этот фильма режиссера Татьяны Лиозновой до сих пор смотрится с большим интересом.

Взятый за основу фильма роман Юлиана Семенова под таким же названием был опубликован в приложении к журналу  «Подвиг»  в 1969 году, и я прочитал его на одном дыхании в течение одного дня и части ночи.  Но этот роман был не первым про Штирлица. Первым был роман «Пароль не нужен», где события разворачиваются во Владивостоке в годы Гражданской войны. И там Штирлиц, вернее, Исаев Максим Максимович, а еще вернее, Всеволод Владимиров, еще не немец Штирлиц, а русский журналист Исаев, который узнавал тайны белогвардейцев и японцев, и передавал их легендарному Василию Блюхеру, военному министру Дальневосточной Республики. А после поражения белых ушел вместе с ними в эмиграцию, где и стал Максом фон Штирлицем, вступившем в нацистскую партию и перебравшемся в Германию, где поднимали голову националисты Гитлера.  Роль Исаева в том, снятом еще в конце 60-х годов, играл Родион Нахапетов.

В этот же 1967 год увидел свет и другой роман Семенова, «Майор Вихрь», где тоже действует Штирлиц, который узнал планы гитлеровцев по уничтожению польского города Краков и помог уберечь его от разрушения. И по этому роману был снят кинофильм с таким же названием. Чуть позднее был снят еще один фильм по роману Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата», где события разворачиваются в начале 20-х годов в Ревеле, ныне это город Таллинн. Там тоже Исаев в исполнении артиста Владимира Ивашова помогает молодой республике Советов продать по выгодной цене драгоценности, и на них купить хлеб для голодающего населения.  И все романы, и поставленные кинофильмы поражали высокой достоверностью тех событий, что в них описаны. И это благодаря автору Юлиану Семенову, который на самом деле Юлиан Семенович Ляндрес. Вот что о нем написано в Википедии.

Юлиа;н Семёнович Семёнов (настоящая фамилия Ля;ндрес;( 8 октября 1931, Москва, РСФСР, СССР — 15 сентября 1993, Москва, Россия) — русский советский писатель, сценарист, публицист, журналист, поэт. Основатель журнала «Детектив и политика» и газеты «Совершенно секретно» (1989), для которой придумал название. Один из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике.

В 1948 году поступил в Московский институт востоковедения. Во время учёбы был дружен с Евгением Примаковым. В 1953 году окончил ближневосточный факультет Московского института востоковедения.
Затем преподавал в МГУ пушту и одновременно учился там же на историческом факультете.

С 1955 года начал пробовать себя в журналистике: печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене».
В 1962—1967 годах был членом редколлегии журнала «Москва».
В 1960—1970 годах много работал за рубежом корреспондентом вышеупомянутых изданий (Франция, Испания, Германия, Куба, Япония, США, Латинская Америка).
Во время журналистской деятельности был в тайге с охотниками на тигров, на полярной станции, на строительстве БАМа, на вскрытии алмазной трубки, в Афганистане, Испании, в Чили, на Кубе, в Парагвае.
Семёнов профессионально работал с архивами. Ему приписывают цитату: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем».
В 1989 году учредил первое частное советское издание, бюллетень «Совершенно секретно». Для работы над концепцией и пилотным номером привлёк ведущего программы «Взгляд» Евгения Додолева и журналиста АПН Александра Плешкова, который позднее был, по всей видимости, отравлен в Париже на совместном ужине с главным редактором французского журнала VSD (после прогулки с Эдуардом Лимоновым); «в том, что это было покушение не на Плешкова, а на Юлиана, никто не сомневался».

Семёнов был одним из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике. В 1974 году, в Мадриде, взял интервью у нацистского преступника и любимца Гитлера Отто Скорцени, который до этого категорически отказывался встречаться с журналистами, а работая корреспондентом «Литературной газеты» в Германии, взял интервью у бывшего рейхсминистра Альберта Шпеера и одного из руководителей СС Карла Вольфа. Беседы с ними, а также история поисков Янтарной комнаты и других культурных ценностей, перемещённых из СССР за границу во время Второй мировой войны, были опубликованы Семёновым в 1983 г. в документальной повести «Лицом к лицу».

Так что у Семенова хватало материала, чтобы выводить в своих произведениях многих героев, придавая историческую  правдоподобность их образам. Его коллеги по перу удивлялись, как много в произведениях Семенова исторических личностей. Тех же бонз III рейха – Гиммлера, Бормана, Геббельса, Кальтенбруннера, Мюллера. Шеленберга. Кроме них, в других произведениях написаны другие личности – Президент Аргентины Перон, Президент Никарагуа, главари американской мафии, шеф будущего ЦРУ Аллен Даллес.  Но не только знание исторических материалов, но и богатое воображение Семенова помогало ему писать свои романы. Например, прочитав в переписке между Сталиным и Рузвельтом об операции «Санрайз Кроссворд», т.е. о попытке заключения сепаратного мира межу западными союзниками и Германией, он написал свой самый известный детектив «Семнадцать мгновений весны».


Но перейдем к следующим произведениям о нашем разведчике, полковнике Исаеве.  Произведения написаны не в хронологическом порядке. Например, роман «Приказано выжить», где описываются события после возвращения Штирлица в Берлин, написан через 13 лет после «Семнадцати мгновений весны». А перед этим были написаны романы с участием Штирлица «Бомба для председателя» (1970 год) – о событиях 60-х лет, о попытке заполучения атомной бомбы Председателем КНР Мао Дзедуном; роман «Испанский вариант» о событиях  1938 года во время Гражданской войны в Испании; романы  «Альтернатива» и «Третья карта» - о событиях 1941 года в лесах, где действовали банды бандеровцев,  и в Югославии.  И лишь потом Юлиан Семенов пришел к идее написания продолжения «Семнадцати мгновений весны».  Хочу немного остановиться на этом романе и трех последующих.

Многие зрители не в курсе, чем же закончилась эпопея нашего разведчика Исаева-Штирлица после того, как на экранах телевизора появились титры «Конец фильма». А случилось вот что.  Штирлиц вернулся в Берлин, где шеф гестапо Мюллер был уверен, что Штирлиц – разведчик, но какой страны, не знал.  Вначале романа Штирлиц перевербовал агента Мюллера шведку Фрайтаг,  передал с ней сведения в Стокгольм, но фрау отравили на пароме, чтобы скомпроментировать Штирлица.  Потом действия происходили в Альпах, где штандартенфюрер СС Штирлиц помог сохранить произведения искусства, которые гитлеровцы спрятали в штольне, снова в Берлине, где его уже арестовали и подвергали допросам и пыткам. Коварный Мюллер уже был уверен, что Штирлиц русский агент, и через него решил опорочить высший командный состав Красной армии якобы сотрудничеством с германской разведкой. Зная, что Штирлиц обладает феноменальной памятью, он заставил своего подчиненного громко диктовать машинистке якобы досье на агентов немцев, чтобы это мог слышать Штирлиц. И тот, выйдя по замыслу Мюллера на свободу, должен быть опорочить командиров Красной армии. Но коварный план шефа гестапо провалился по чистой случайности. Просто выбравшегося из развилин дома, где его пытали подручные Мюллера Штирлица, находящегося в эссесовской форме,  прострелил автоматной очередью простой советский солдат, который тот час был убит. А раненного штандартерфюрера доставили в госпиталь, прооперировали,  и по тайным каналам через Ватикан отправили в Испанию.

А потом события разворачиваются уже не в Германии, а в Испании и Аргентине, куда переберется Штирлиц с помощью резидента американской разведки Пола Роумена, ярого антифашиста, побывавшего в застенках гестапо.  Там читатели снова встретятся со старыми знакомыми – Мюллером, другими второстепенными персонажами из предыдущих романов, а также с новыми героями, против которых Исаев-Штирлиц будет вести борьбу.  Все это описано в трех романах Юлиана Семенова под одним названием – «Экспансия», только они будут различаться цифрами – I,II, III.  Захватывающее чтение, как и все предыдущие романы. Их я прочитал через 10 лет после выхода в свет, когда написанные в 1984 году романы были собраны в четырехтомник. Его я купил в середине 90-х и тогда познакомился с судьбой Штирлица в послевоенные годы. Он по-прежнему был на высоте, обманывал и немецких агентов, и испанскую полицию, и американцев. Я не собираюсь описывать все происходящие в этих романах события, начните читать, и вы не оторветесь. Отмечу лишь, что по книгам Семенова я знакомился с бытом испанцев, аргентинцев, американцев, их привычками, образом мыслей. И это наряду с огромным количеством персонажей дает представление о титанической работе писателя Юлиана Семенова на протяжении многих лет.

Так если вы собираетесь в Испанию, прочитайте «Экспансию», где прекрасно выведены и участники корриды. Если хотите побывать в Аргентине – «Эспансию-II», если покататься на горных лыжах – «Эспансию-III».  Вы узнаете много полезного и о местных национальных блюдах, о которых Семенов пишет со знанием дела.

А вот последний роман Семенова о Штирлице «Отчаяние» мне не понравился. Он вышел в свет в 1990 году, в разгар горбачевской «перестройки», когда стало модным поливать грязью и советские спецслужбы. Не удержался от соблазна и Юлиан Семенов. В романе Штирлиц попал уже в застенки НКВД, вернее, уже МГБ, его пытались использовать в игре со шведским дипломатом Валленбергом, но Штирлиц перехитрил и наших охранников, помог шведу выстроить правильную линию поведения, и за это был помещен в спецколонию, из которой вышел только по смерти Сталина и Берии. За эти годы погибли от рук  палачей НКВД его жена  Сашенька Гаврилина, и его единственный сын Александр Исаев, капитан Красной армии, с которым Штирлиц встречался в освобожденной Праге.  Получив из рук Суслова звезду Героя Советского Союза, Штирлиц, сославшись на нездоровье, отказался сфотографировать со всей группой награжденных. А написанная Всеволодом Владимировым  научная работа о гитлеровской Германии без защиты признана докторской,  и помещена в спецархив.  Вот так закончилась эпопея советского разведчика Владимирова-Исаева-Штирлица.  Правда, он снова фигурирует в романе «Бомба для председателя», где уже не обижен на советскую власть. Но тот роман был написан за 20 лет до последнего, и времена были другие.

При всех достоинствах романов Юлиана Семенова мне не совсем понятна красная нить, где Штирлиц выступает как отличный спортсмен в разных видах спорта. В романах он попал в Германию не раньше 1933 года, и стал чемпионом по теннису. И это в 33 года? Ведь Штирлиц родился в 1900 году, регулярно не тренировался долгие годы. Технику любого вида спорта проще осваивать в молодом возрасте, она доводится до автоматизма многочасовыми тренировками. Или в Германии не было хороших игроков в теннис в те годы? Весьма сомнительно. Тоже самое касается и умения Штирлица кататься на горных лыжах. Когда это он успел так освоить горнолыжную технику, что стал инструктором в горах Аргентины.  Есть и еще другие неточности в 14 романах Юлиана Семенова о Штирлице, но это не умаляет их достоинств.  Видимо, именно поэтому появился ремейк – сериал «Исаев», снятый Сергеем Урсуляком по романам «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен». Урсуляк стал известен по сериалу «Ликвидация», многие артисты из этого сериала перекочевали в новый сериал, снятый   в 2009 году.  Интересный сериал, и артист Даниил Страхов, подобранный на роль молодого Исаева-Штирлица, напоминает Вячеслава Тихонова больше, чем Владимир Ивашов и Родион Нахапетов. Снят фильм добротно, ощущается эпоха. Но не думаю, что будет ремейк «Семнадцати мгновений весны», на шедевр нельзя сделать ремейк. Но  можно снять сериал по роману "Приказано выжить" а вот продолжение сериала вряд ли возможно,  уж больно сложно закручены сюжеты, и снимать надо и в Испании, в Аргентине, в том числе в сельве, и в США, и в Норвегии, где действуют герои романов Юлиана Семенова, замечательного советского писателя, перу которого принадлежат и другие романы.

На протяжении всей творческой жизни Семёнов писал сценарии для кино, преимущественно по мотивам своих произведений. Полная фильмография писателя насчитывает более 20 экранизированных произведений, некоторые из них: Майор «Вихрь» (1967), Семнадцать мгновений весны (1973), Петровка, 38, Огарева,6 (1980), ТАСС уполномочен заявить… (1984), Противостояние (1985).
После внезапного инсульта, случившегося в 1990 г., Семёнов оказался прикованным к постели,  и вернуться к работе уже не смог. Скончался Семёнов 15 сентября 1993 года в Москве

Прах Семёнова, согласно его завещанию, был развеян над Чёрным морем. На Новодевичьем кладбище установлен кенотаф. По утверждению дочери писателя Дарьи Семеновой: "Это не так. Папу кремировали. После кремации урна месяц стояла у меня в мастерской, потому что нам не давали места для захоронения. А когда дали, я сама пришла на кладбище, выкопала яму и поставила ее туда. Но тогда я еще не могла положить плиту, поэтому после первого же дождя урна верхней частью вышла наружу. Пришлось все повторить. И сейчас там лежит плита.".

О  Юлиане Семенове сняты документальные фильмы:
• «Как уходили кумиры. Юлиан Семёнов» (режиссёр Михаил Роговой, 2005)
• «Юлиан Семёнов. Информация к размышлению» (режиссёр Александр Пасечный, 2006)
• «Юлиан Семёнов. Агент влияния» (режиссёр Михаил Кузовенков, 2006)
• «Юлиан Семёнов. Под грифом „Секретно“» (режиссёр Алексей Аленин, 2007)
• «Рассказы об отце. Юлиан Семёнов глазами дочери» (режиссёр и автор сценария Алевтина Толкунова, 2011)
• «Он слишком много знал…» (режиссёр Константин Смилга, автор сценария Дмитрий Лиханов, 2011)
• «Неизвестный Юлиан Семёнов» (режиссёр Сергей Стафеев, 2011)

Независимо от того времени и исторических реалий, в которых пришлось жить и работать Юлиану Семенову, он сумел создать живые, исторические правдивые произведения, благодаря которым многие поколения его читателей учатся любить и гордиться своей Родиной, как любил и гордился ею замечательный  советский писатель Юлиан Семенов.


Рецензии
Интересно... Бесспорно - отличный писатель. Интересна ваша ссылка - Юлиан Семёнович Семёнов (настоящая фамилия Ляндрес) - русский, советский писатель. Думаю, что вы спутали, какой он русский? Удачи.

Александр Аввакумов   04.12.2018 11:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.