Конная гвардия Кубани ч. 16

Танки «Валентайн» группы генерала И.А. Плиева (4-й гвардейский механизированный корпус и 4-й гвардейский кавалерийский корпус), район Бобруйска, июнь 1944 г.

Сомнений не оставалось - фашисты и батарея открыла огонь. Переодетые гитлеровцы рассеялись вправо и влево от дороги и открыли стрельбу, из-за поворота показались немецкие танки. Расчёты батареи Петра Горлова перенесли заградительный огонь на новые цели. Вот одна за другой загорелись автомашины противника, задымился танк. Однако немцы поняли, что перед ними незначительные силы и решили уничтожить дерзкую батарею. Танки открыли орудий огонь, заработали на них и пулемёты. Разгорелась ожесточённая схватка. Офицер Горлов мужественно руководил боем и вдруг понял, что ранен. Левая рука повисла плетью, из рукава сочилась кровь. Ранение получил и парторг батареи, казак Николай Нижник, но он продолжал сражаться во главе группы казаков. Фашистов всё прибавлялось, они лезли со всех сторон, окружая батарею. Снарядов оставалось всё меньше. Миномётчики открыли дружный огонь из карабинов и прижали к земле, готовящихся к броску автоматчиков. Танки продолжали движение и вот уже один из них раздавил миномёт ст. сержанта Николая Приходько. Уже раненым, он почти вплотную подполз к тёмно-серой громадине с крестом на броне, и изловчившись, бросил бутылку с горючей жидкостью. Танк густо задымил, пламя быстро охватило его. Приходько перестрелял весь экипаж и пополз к другой машине. Навстречу второму танку тяжело шагнул миномётчик Василий Кленовой, участник Гражданской войны, с окровавленным лицом и горящими глазами, он нёс мину и две гранаты. Увидев его, вражеский танкист в неистовстве дал несколько коротких очередей, но Клиновой успел бросить под машину всё, что нёс в руках. Раздался взрыв! Добивать танк подоспел казак Григорий Романовский. Он забросал танк бутылками с зажигательной смесью.

Отважно действовал в рукопашном бою командир миномётчиков лейтенант Горлов. Раненый, он отбивался от гитлеровцев, бил их штыком и прикладом карабина пока не упал, сражённый насмерть. Он ещё смог крикнуть: - Бейтесь смелее! Гв. сержант Роман Силкин бросился в контратаку на новую группу немецких автоматчиков с обнажённым клинком. Вслед за Силкиным поднялись со штыками наперевес раненый парторг Нижник, казак-коммунист Мигашко, сержант Олифиров, казак Малый и другие. Яростной была та сеча. Николай Нижник, потерявший много крови, нашёл в себе силы заколоть штыком двух немцев. Силкин рубил клинком со страшной силой направо и налево. Гв. казак Малый ловкими штыковыми ударами свалил пятерых врагов, а троим, размозжил головы прикладом карабина. Когда у сержантов-гвардейцев Олифирова и Мигашко кончились гранаты, они стали бросать в наступающих мотоциклистов 4-х кг мины. Неравный бой продолжался более часа. Ни один из миномётчиков не отступил. Увидев тяжёлый бой на батарее, казачьи сотни под командой армавирца В. Заводнова поспешили на помощь миномётчикам. Они зашли во фланг прорвавшейся немецкой мотоколонне и разбили её наголову, отомстив за своих братьев-казаков. О их славном подвиге рассказал ветеран гвардейского КК Иван Бойко. Жители ст-цы Пшехской помнят погибших героев. В школьном дворе есть могила казаков-миномётчиков, где воздвигнут памятник. У его подножия всегда лежат свежие цветы. На поле боя, в тот памятный день - 12 августа 1942 г., осталось более 300 бойцов (впоследствии установлены имена 252 чел.). На некоторых воинов были представлены документы для награждения. Подвиг командира миномётной батареи лейтенанта П. Горлова, описан так: - ...боях с немецко-фашистскими войсками, показал образцы стойкости, мужества и отваги.

Его батарея неоднократно оказывалась лицом к лицу с противником, принимала рукопашный бой и выходила победителем. В бою под ст-цей Канеловской КП батареи оказался окружённым группой автоматчиков до 100 чел. Офицер Пётр Горлов вызвал огонь на себя, в результате немцы были уничтожены. В бою под ст-цей Пшехской на батарею двигалось 5 автомашин с автоматчиками и 15 танков. Казаки-миномётчики смогли истребить до 200 фашистов, сожгли и подорвали несколько автомашин и 3 танка. В боях под Кущёвской и Шкуринской конно-артиллерийский дивизион офицера С.Т. Чекурды неоднократно десятками выводил из строя хвалёные немецкие танки, расстрелял несколько сотен солдат и офицеров. Со временем когда на захватчиков нежданно-негаданно обрушивался огонь русских пушек, они говорили: "Чекурда". Часто неуловимые кочующие артбатареи внезапно появлялись на пути целых вражеских полков и разносили их вдребезги, и немцы произносили: "Чекурда". Они уже боялись и обходили леса, камыши, лесополосы - там может быть Чекурда... Чекурда всюду, везде! Майор С.Т. Чекурда до войны был военным комендантом г. Краснодара. Когда началась запись добровольцев в казачий КК, пришёл к ген. Кириченко и попросился. Узнав, что бойкий майор артиллерист, тот с удовольствием принял его и направил в истребительный противотанковый дивизион. Чекурда подбирал в дивизион артиллеристов, обучал их, используя свои заповеди: "Хитрость, храбрость, маневр. "Бой - это труд и расчёт", - учил батарейцев командир. Таким образом, пушки Чекурды били врага с той стороны, откуда их меньше всего ожидали.

Пока гитлеровцы засекали их, артиллеристы успевали сменить свои позиции и снова открыть по ним яростный огонь. За боевые подвиги С.Т. Чекурда был награждён орденом Ленина. От имени Гитлера немцы даже объявили  награду в размере 100 тыс. рейхсмарок за поимку в живом или мёртвом виде майора Чекурды. Оккупантам с помощью предателя удалось обнаружить супругу Степана Тихоновича, Людмилу Фёдоровну. Её зверски пытали в краснодарском гестапо, однако она, приняв мученическую смерть, так ничего и не сказала. Подпольщикам и партизанам удалось выкрасть из лап палачей малолетнюю дочь Чекурды. Он сам тяжело, но стойко перенёс гибель жены и ещё беспощаднее громил захватчиков. На марше у реки Белой, близ х. Новоалексеевского, случилось неожиданное: навстречу движению орудийных расчётов из-за высоты появились танки из дивизии "Викинг". Для разворота орудий требовался простор и тогда командир дивизиона даёт команду: - Галопом вперёд! Лошади выносят пушки в нужное место и следует новая команда: - Орудия с передков! К бою! По танкам был открыт уничтожающий огонь и вот уже головная машина с крестом подбита. В ходе огненной дуэли вышел из строя расчёт основного орудия. Командир взвода лейтенант Дикун без промедления стал к прицелу. Запылали ещё два танка. Выведен второй расчёт, разбито орудие. Одновременно замолчали четвёртая и пятая бронированная махина. Немцы не выдержали и стали отходить, отстреливаясь. Девять танков и большое количество фрицев остались на поле боя.

К 27 августа группа ген. Тутаринова в составе штаба дивизии, 23-го кавполка, эскадрона 19-го кавполка, 108-го артдивизиона, миномётной и зенитной батарей, а также подчинённых в ходе боёв около 300 бойцов других частей, вышла в район Божьи Воды. За период боев в окружении 12-я Кубанская КД понесла огромные потери и прошла более 250 км без дорог, фуража и продовольствия. Было вынесено с собой 36 раненых казаков. 29 августа восстановили связь со штабом 17-го КК и уже 1 сентября части дивизии вышли в район восточнее г. Туапсе. Сюда же подошёл 4-й кавполк, с момента боёв в Белореченской, находившийся в резерве комкора. С 4 по 16 сентября 1942 г. 12-я КД находилась на отдыхе, частично пополняясь личным составом и материальной частью. 13-я КД ген. Миллерова ещё 15 августа перешла дорогу Майкоп-Апшеронская. Не имея связи со штабом КК и 12-й КД её подразделения уже к 18 августа вместе с армейскими артиллерийскими частями и обозами вышли в район Поповка - Рожет - Верхние Тубы. Впереди продвигался 24-й кавполк, который в районе Черниговской вступил в бой с наступающими немецкими частями и оборонялся до 10 утра 17 августа. Благодаря самоотверженности и стойкости казаков полка, через Волчьи ворота удалось провести материальную часть и обозы отступающих армейских соединений и колонны беженцев. С 19 августа кд приказом Маршала Будённого, была подчинена командованию 18-й армии и участвовала в боях в районе Самурская, Рожет, Черниговская. 1 сентября 1942 г., 13-я КД, передав участок обороны стрелковым частям, совершила марш через Кавказский хребет, Грачёв перевал и вышла в район пос. Лазаревское, поступив в резерв командующего ЗКФ.

Таким образом, части КК в течение двух недель вели упорные бои в горно-лесистой местности с немецкими мотомехчастями, наступавшими в направлении станиц Белореченской и Хадыженской, прикрывая отход 12-й армии. Однако, действия командования корпуса в период тяжёлых оборонительных боев на территории Краснодарского края не всегда были удачны. Если говорить о потерях 12-й и 13-й КД, то они лишились 15 орудий, 2-х миномётных батарей, 2700 винтовок, радиостанции, 11 автомобилей, 14 пулемётных тачанок и много другого имущества, в том числе почти все людские и конские противогазы (были и такие). Эти данные приводил в своём письме замкомкора Кириченко - полковник-правдолюбец Бардадин в адрес ЦК ВКП(б) от 28 октября 1942 г. Несмотря на тяжёлые людские потери, казакам удалось сдержать первый натиск соединений 17-й армии Вермахта на новых оборонительных рубежах в предгорьях западной части Главного Кавказского хребта, а затем выйти в советский тыл. Так о чём ещё шла речь в письме Бардадина. Он рассказал, как не совсем удачная атака дивизий корпуса на станицу Кущёвская в донесении штаба Кириченко превратилась в большую победу: "Атака в 8 утра не состоялась, так как опоздали два полка 13-й кавдивизии, и с выходом их в исходное положение атака началась в 11 час. 30 мин. С началом атаки противник обрушился артиллерийским, миномётным и пулемётным огнём на атакующие группы конницы, вследствие чего полки понесли большие потери в людском и конском составе, атака захлебнулась и конница повернула назад. Пешие части 15-й кавдивизии подошли к южной окраине Кущёвской и дальше продвинуться не могли..."

Продолжение следует в части  17                http://proza.ru/2020/07/22/1482            


Рецензии
Большое спасибо автору за подробное описание боев кавалеристов РККА!

Владимир Пузиков   26.03.2019 22:14     Заявить о нарушении