Федерализация или вертикализация

ПОПЫТКИ РЕАЛЬНОЙ ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ VS. ВЫСТРАИВАНИЕ  «ВЕРТИКАЛИ»:
РОССИЙСКИЕ ИЗДЕРЖКИ
На фоне многочисленных российских  бедствий стоит специально остановиться на сложной ситуации в российской провинции, положении в регионах.  После разрушения Советского Союза формы существующего там «социалистического федерализма» были сохранены и предпринята попытка наполнить их новым содержанием. Однако предпринятая попытка реализовать известный лозунг «берите суверенитета столько,  сколько сможете проглотить» сопровождалась многочисленными и показавшимися невыносимыми части элит и населению – ИЗДЕРЖКАМИ. Именно проблема издержек в попытках устроения российского федерализма в 1990-е годы является ключевой с точки зрения теории рационального выбора, если в ее свете смотреть на попытки устроить реальное  федеративное устройство в России и резкой смены парадигмы в сторону централизации и «вертикали», которая произошла в 2000 годы. «Рационально» перейти в новое состояние российское государство и общество не сумели. «Рационально» - вообще, это значит кратчайшим путем, с наилучшими результатами и наибольшим полезным эффектом. Однако вариант будущего, который был предложен в ходе реформ после распада СССР, вообще,  не устроил значительную часть элит и населения, как по материальным, так и по идейным причинам. Эти люди просто не захотели предлагаемого им будущего и стали деятельно ностальгировать по идеализированному прошлому («старые песни о главном»).
Но ведь и попытки выстраивания в России отношений, которые свойственны федеративному государству (иногда это происходило «по учебнику», чаще по произволу и «обстоятельствам») также оказались  неудачными в силу высокой цены за них, которые многим показались непомерными. Проблем было много, и можно было бы попытаться преодолеть эти и сходные противоречия развивая демократические начала и опираясь на местное самоуправление, как фундамент региональной автономии, а также проводя более взвешенную и отвечающую интересам большинства населения и регионов экономическою политику. Но в 2000 годы после смены президентской власти был выбран иной путь, делающий акцент на выстраивание административно-силовой «вертикали». Но когда управленческие меры не были дополнены политикой в русле демократии и федерализма, лекарство могло  вполне оказаться хуже болезни.
Издержки отказа от выстраивания реальных федеративных отношений в огромной и крайне разнородной стране оказываются гораздо выше, чем тогда, когда институты демократии, местного самоуправления и федерализма пытались как-то выстроить. Разумеется, результаты были весьма скромными и противоречивыми, но сами эти попытки были жизнеспособны и не лишены перспектив.  При отказе от демократизации и федерализации (на практике) ущерб оказывается гораздо большим, а главное блокируется создание институтов, без которых развитие современного общества и государства становится невозможным.

ИЗДЕРЖКИ
попыток создания реального федерализма и осуществления «вертикали» в РФ
(Сопоставление по некоторым основным характеристикам)

№   Параметр – Попытки федерализации в 1990-е гг. /
/ Практика «вертикали» после 2000 г.
1.Ассимметрия  – Неравенство регионов де факто и де юре. Война на Северном Кавказе. /
/ Сохранение фактического неравенства. «Дань» Чечне и Кавказу. Неисполнение там российских законов.
2.Многообразие  – Фрагментация интересов и выход за пределы здравого смысла; противопоставление региональных интересов общероссийским, спекуляции на «самодостаточности» отдельных регионов /
/ Игнорирование региональной специфики, резкое сокращение возможностей выражать региональные и местные интересы, отсутствие политических субъектов, которые бы эти интересы защищали и представляли
3.Диалог и дискуссии –  Заметный «восходящий» поток предложений и оценок. Порой шантаж Центра со стороны региональных элит. Критика федерального центра /
/ Отсутствие сколько-нибудь равноправных дискуссий и обсуждения проблем с регионами. Управленческий сигнал  преимущественно «сверху вниз». Замалчивание многих проблем.
4.Культурный ландшафт –  Распространение региональных мифов /
/ Унификация, символическое унижение провинции.
5.Русофобия  –  Ущемление прав русского  большинства в ряде «национальных регионов» в вопросах языка, культуры, доступа к карьерным должностям и т.д. Этнизация политических и экономических конфликтов /
/Сохранение проблемы при внешней унификации культурного и правового пространства.
Игнорирование реальных противоречий и уход «болезни «вглубь».  Нарастание потенциальной угрозы насильственного разрешения существующих противоречий.
6.Совет Федерации ФС РФ - Половина представителей губернаторского корпуса, нарушение принципа разделения властей/
/ Полное подчинение исполнительной власти. Отсутствие разделения властей де факто
7.Партии и движения  – Региональные партии, особые интересы на местах, пренебрежением федеральной повесткой /
/ Игнорирование региональных особенностей и интересов, федеральная квазипартийность.
8.Выборы – Выход за пределы правового поля /
/ Выхолащивание и/или отмена выборов.
9.Губернаторы и Центр – Случаи произвола «региональных баронов».  Асимметричное вмешательство Москвы/
/ Полная зависимость подавляющего большинства региональных руководителей.
10.Легитимность губернаторских выборов - Неравномерное проведение выборов в субъектах РФ, назначенцы до 1996 года. Избрание кандидатов вопреки воли центральных органов. Некоторая степень соревновательности и плюрализма при существенной разнице  региональных политических режимов /
/Отмена выборов губернаторов под предлогом террористической угрозы, выхолащивание  «возвращенных» выборов глав регионов, вмешательство в них, снятие нежелательных кандидатов, отставки и аресты губернаторов посреди срока полномочий
11.Регионы и МСУ – Конфликты региональных и местных властей за полномочия и ресурсы, типичное противостояние: «губернатор – мэр»/
/ Подавление местного самоуправления, отказ от выборов глав МСУ населением, практически полная зависимость муниципальных органов от вышестоящих властей, ликвидация автономии МСУ
12. Бизнес – Неудобства для крупного межрегионального бизнеса, необходимость договариваться отдельно с региональными элитами при коррупционной составляющей./
/ Ухудшение переговорных позиций региональный властей против монополий. Подавление и ликвидация малого и среднего местного бизнеса. Системная коррупция.
13.Криминал - Сильное влияние криминалитета на  региональную и местную власть в духе «лихих девяностых». Несистемные бандиты вытесняются складыванием иерархии «крыш». Взятки в Москву. /
/ Системная коррупция, мафия стейт, сращивание региональных и местных чиновников с криминальными группировками. Использование «борьбы с коррупцией» силовиками в рамках борьбы мафиозных «элитных» групп. Губернаторы как слабое звено в войнах за убывающий «пирог».
14.СМИ - Скандальность и безответственность, сильные различий в уровне свободы прессы между регионами/
/ Подконтрольность и низкая значимость региональной и местной прессы, повсеместная ликвидация независимых СМИ,  дотирование официоза, преследования оппозиционных блоггеров.
15.Научные и экспертные обсуждения проблем регионализма и федерализма – «Бесплодный плюрализм» в обсуждении существующих проблем, определенная свобода дискуссий, некоторый эффект воздействия при принятии решений, интерес к актуальным проблемам /
/ Переход от споров по существу дела к наукообразным и псевдоэкспертным обсуждениям, пропаганда под видом «экспертизы», уход от обсуждения острых тем и т.п.

Перечень далек от завершения…
Примечание. Схема, конечно, весьма приблизительная и  часто с неточными формулировками, но анализ в этом направлении представляется небесполезным.


Рецензии