Сплетения истории продолжение...

Михаилу многое давалось с немалым трудом, тем не менее, Станиславу и Андрею было интересно наблюдать за мыслительной работой гения. Поэт, словно губка, впитывал информацию, задавал множество вопросов, увлекаясь, переходил на манеры и речь своего времени. Его любознательность и умение усваивать много информации просто поражала. Иногда смешил своей наивностью и детской непосредственностью при столкновении с простыми бытовыми приборами. Боялся к ним прикоснуться, но стоило показать и рассказать назначение и их функции, как он смело пытался пользоваться ими. Старался во всём докопаться до сути вещей, узнать принцип действия, вопросами иногда ставил в тупик добровольных учителей. Ведь и современник пользуется достижениями цивилизации, порой едва прочитав инструкцию. Нам ведь как, главное – кнопки «вкл» и «выкл», а принцип действия – не столь существенен. Для этого есть мастерские, в случае ремонта.
Михаил за месяц освоился со многим в домашних условиях, но в городе всё оказалось сложнее. Чего-то пугался, чему-то по-детски удивлялся, чего-то не хотел принять категорически. Например, издержки моды, сленговую речь, бесконечные слова-паразиты, обедняющие общение. На эти особенности он сам обратил внимание. На недоуменный вопрос по этому поводу к Станиславу, тот только развёл руками – «плетью обуха не перешибёшь» – время такое.
Освоил мобильный телефон, пытался овладеть компьютером. Но без глубоких познаний химических, физических процессов, того, что давали детям в школах, в высших учебных заведениях, многое казалось настоящим чудом. Простой для нас принцип действия электричества ставил в тупик. Почему оно приводило в движение, при этом каждый прибор издавал своё характерное жужжание, гудение, визг, рычание – всё удивляло Михаила, вызывало желание докопаться до самой сути явления.
Иногда он злился, но упорно пытался понять, и просил найти ему источники информации, где расписано всё так, чтобы было понятно.
– Что мне делать? – спрашивал он, – неужели я такой тупой, так безнадёжно отстал?
Андрей и Стас, как могли, успокаивали Михаила, объясняли, насколько хватало знаний. Как-то во время уборки комнат Стас включил пылесос, Михаил, вздрогнул, не выдержал шума, ретировался на кухню. Стас, заметив это, выключил гудящее «чудовище», зашёл к Михаилу, сел рядом:
– Что – не комфортно, Миша? Понимаю, в твоё время люди жили с толком, с расстановкой по старинным обычаям, обрядам, устраивали специальные дни для уборки, помывку в бане, дни охоты, солки, заготовки. И в наше время в станицах и хуторах есть семьи, живущие неспешно, размеренно. В городах всё расписано по минутам. Утром встал по будильнику, быстро перекусил и помчался на работу. В перерыве заскочил в магазин, вечером – на тренировку, в бассейн на плавание, в спортивную или танцевальную секцию. Люди бизнеса назначают встречи в ресторане, за городом на даче. Расстояние в сотню километров для нас не проблема: сел в метро, маршрутное такси, в свою машину, наконец. Поезда, самолёты за несколько часов домчат в любую точку планеты. Скажи, за сколько времени можно было добраться из Москвы до Пятигорска на лошадях?
– По-разному, ну недели за две, а то и больше.
– А сейчас за пару часов...
– Невероятно! Всем ли доступно это или нет?
–Летают все, даже грудные дети.
– А я смог бы полететь в Москву, в родные Тарханы?
– Прямого самолёта нет, но с пересадкой в Москве можно. Или поездом, автобусом такси. Это ещё нас ждёт впереди, сначала надо хорошенько освоиться, потом тебя ждут и путешествия и множество впечатлений и открытий.
– Мне обидно, я чувствую себя здесь лишним, непроходимым дикарём, человеком другой эпохи, пугаюсь всего. Как я отстал от жизни, вернее, это она ушла далеко вперёд! Надо начинать с азов, пойти, наверно, в первый класс, как Ломоносов в Первопрестольной. Пусть надо мной смеются малыши, но я должен усвоить все эти премудрости. Иначе так и буду чураться всего, как говорят, обжегшись на молоке, дуть на холодную воду.
– Насчёт образовательного процесса – это хорошая мысль, но в наше время в школу ходить не обязательно. Можно заняться самообразованием. Я педагог, гуманитарий, могу подтянуть по истории, по литературоведению, в современном русском языке. По точным наукам материал есть в интернете. Если понадобятся педагоги, найдём их среди моих знакомых.
Кстати о пылесосе… Внутри установлен мощный мотор, его включают для создания вакуума, чтобы всасывать пыль и мусор. Он шумный, потому что мощный, но совершенно безопасный. Безопаснее, чем «безопасная бритва». Без навыка ею порезаться можно, пылесосом никогда.
Станислав, глядя на своего подопечного, думал:
«Михаил по внешнему виду остался примерно в том же возрасте: двадцать семь лет, это не критический возраст. Пусть он не сможет освоиться полноценно, но приблизить его, как человека девятнадцатого века к двадцать первому вполне возможно. Порой и современники бывают настолько умственно непроходимы, что им и в девятнадцатом веке было бы делать нечего. Станислав вспомнил свои уроки литературы для детей в санатории. Теперь все дают тестовые знания и у детей – клиповое мышление. Среднестатистический ученик образован слабо, практически не читает сверх программы. У него – мешанина в голове, а к экзаменам его натаскивают, как собачонку, лишь бы хватило интеллекта выбрать правильный ответ и поставить значок в клеточку напротив. В его время необходимо было иметь знания, чтобы написать сочинение, решить задачу, доказать теорему. Ну, разве дело, если классик русской литературы будет походить на двоечника?
Михаил перестал страшиться автомобилей, Станислав с Андреем шли рядом, объясняли правила перехода через дорогу. Рассказывали, словно инопланетянину, о поведении на улице. Друзья потели под жарким августовским солнцем, желая упредить, предвосхитить его любопытство или неловкую ситуацию.
Ездили в маршрутных такси, побывали в церкви, в кинотеатре, кафе, супермаркетах. Осмотрели архитектурные достопримечательности. Михаилу понравился фасад грязелечебницы, бюветы питьевых источников, курортная зона с её благоустроенными санаториями и всё, что видел его острый взгляд. Всё вызывало эмоции, рождало новые вопросы, а его добровольные гиды и учителя, если недостаточно знали предмет, искали информацию в интернете вместе с Михаилом.
Настоящий взрыв эмоций вызвало у Михаила современное искусство: театр, балет, многожанровая эстрада, кино, спорт. Михаил открывал, впитывал всё с жадностью. Насколько красив, динамичен, профессионален современный спорт. Экипировка, стадионы, тысячи болельщиков, фанатов, какие фантастические достижения спортсменов! Как может быть совершенно тело человека, и каких интеллектуальных высот можно добиться, работая целенаправленно в определённой области. Для этого есть всё, целые индустрии работающие в нужном направлении. Казалось бы, вот путь человечества – развивать каждого, делать из молодых людей личности. И тогда нет предела совершенству…
Но, глянешь на политику, на разъедающие душу противоречия между государствами, между группами людей, кланами, интересами богатых и бедных и тоскливо становится. Бесконечные распри, войны и задаешься вопросом: отчего так всё устроено? Почему несовершенен человек при увеличивающемся совершенстве условий жизни?
Закрадывается мысль, что в самой природе человека заложена червоточина, как инструмент и средство самоуничтожения. Средства уничтожения вначале были примитивные, и они регулировали человеческую популяцию, сдерживая быстрое расселение по планете. Пришло время, когда можно стереть с лица земли всё живое и созданное самим же человеком. Но человек не умнеет… Имея миллиарды, обеспечив себя и потомков на много десятилетий вперёд, любой, кто достиг такого положения, состояния, стяжает и дальше, готов на всё, чтобы приумножить и так немыслимые богатства любой ценой.
Как же образумить тебя, человек? Как перевести стрелки на созидание, неужели личный интерес всегда будет преобладать над общественным? В этом отношении, – размышлял поэт, – не далеко ушло человечество с его времён. Это утешало с одной стороны, но и огорчало с другой. Так куда же ты катишься, цивилизация?

продолжение следует...


Рецензии