Книга Судей в моём толковании
Смысл книги в том, что вся история человечества есть ответ Бога на поступки людей. Из этой книги мы видим, как Бог наказывал народ Израиля, когда он отступал от Него (за идолопоклонство и, что они "делали злое в очах Господних".
Мы видим из Книги Судей, как за отступление от Бога, Господь отдавал израильцев в руки других царей того народа, которые окружали их, тех которых, они вместо того, чтобы изгнать из земли обетованной, сделали их своими данниками. Израильцы не послушались Бога и Господь поклялся им, что Он не изгонит те народы, но они "будут израильцам петлею, а боги их сетью". Но, Господь их прощал, когда они каялись и взывали к Богу (и вновь обращались к Богу). Тогда Бог им давал Судью, который освобождал их от порабощения.
Но, как только умирал судья, они снова уклонялись к другим богам, забывали своего Бога и делали злое в очах Божиих.
Снова израильцы смешивались с народами, которых они сделали данниками. Они отдавали своих дочерей филистимлянам, амморитянам, амилекитянам, мовинитянам, мадианитянам и другим народам, и стали брать в жёны их дочерей. Произошло не только кровосмешение, но и идолопоклонство, то есть вера в тех богов, в которые верили их жёны и мужья. Израильца стали поклоняться чужим богам; Ваалу и Астартам.
За это их Бог снова отдавал их в рабство очередному царю, окружавших их народа. Но, когда они каялись и снова взывали к Господу, Господь воздвигал им судью из их среды. Так как у Израиля не было царской власти и армии, то они были беззащитны перед другими царями. Их порабощали иногда очень жестоко.
Безвластие ... "не было у них царя и каждый делал, что хотел".
Анархия пораждает безнравственность, испорченность народа и упадок духовности. Израильцы совсем развратились и "делали злое в очах Господних" (худые сообщества развращают нравы), потому и были израильцы в порабощение 110 лет из 400 лет, который охватывает этот отрывок из истории израильского народа.
Всех судей было 15 - это Гофониил, Аод, Самегар, Девора, Варак, Гедеон, Авимелех, Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Елон,Самсон, Илий, Самуил.
Но много лет израильцы жили без судей. В это время они становились идолопоклонниками, но а Бог не только Любовь и Благо, но ещё и Ревнитель. Он и не прощает тем, которые поклоняются чужим богам.
И, когда избранный Богом народ-израильцы, поклонялись другим богам, и делали злое в очах Божиих, то Господь наказывал их. Он посылал завоёвывать этот развращённый народ, царей других народов, и те порабощали их.
Так израильский народ жил вначале 8 лет без царя, потом их освободил от рабства Гофониил, который был судьёй в Израиле 40 лет, потом снова безвластие и 18 лет в рабстве. И снова израильский народ каялся и призывал Бога, Господь милостиво прощал их. И в следующий раз Он послал им судью Гедеона, потом Аода, который был их судьёй 80 лет, потом Самегар был судьёй и снова 20 лет без судьи - идолопоклонство и безнравственность.
А потом Господь послал судью-женщину Девору, который их судил 40 лет, после Варака.
Потом Авимелех, сын Гедеона и рабыни, сам он очень желал быть главным над израильским народом, но он был сыном рабыни Гедеона. У Гедеона же было 70 сыновей от разных жён. Но Авимелех уговорил(возбудил) братьев, чтобы Сихемский народ избрал судьёй его - Авимелеха. Но когда избрали, то Авимелех убил всех братьев, кроме младшего Иофама, который убежал в Беер и жил там, скрываясь от брата по отцу - но сына рабыни. Авимелех был судьёй всего три года, потому что он не угоден был Господу, так как сделал злое дело, убил своих братьев. Авимелех и умер позорно. Его убила женщина горящей головяшкой.
После него Господь послал израильскому народу судьёй Фолу, и он судил народ 23 года, а потом они(израильцы) были опять без судьи 18 лет в рабстве. И снова возопили к Господу. Господь смилостивился и дал им Иеффая, который был их судьёй 6 лет, потом Есевон - 7 лет, затем Елон - 10 лет, Авдон был судьёй - 8 лет, а затем снова без судьи 40 лет были в рабстве у филистимлян и, когда они снова покаялись и возопили ко Господу, то Господь послал им сильного телом и духом назорея Божьего-Самсона, который был их судьёй 20 лет. Но Самсона погубила жена-филистимлянка, которого он любил и открыл ей тайну своей силы - его волосы не стриглись "не касалась их бритвы". И его жена предала его своим землякам, филистимлянцам, и те возбудили женщину остричь его, так Самсон потерял силу и был схвачен и ослеплён филистилямцами. Но постепенно, по мере роста волос, у него вновь появились силы. И, когда филистимлянцы на празднике-сборище вызвали его, чтобы он забавлял их, то есть своего слепого раба(потешались над ним). Он велел поводырям привести его колонне и, раскачав колонну разрушил дворец с филистимлянами и погиб сам под обвалами.
После над израильским народом был судьёй 40 лет Илий, а потом Самуил.
В первой главе мы читаем: "По смерти иисуса(Навина) вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдёт на Хананеев - воевать с ними?
И сказал Господь: Иуда пойдёт; вот Я предаю землю в руки его.(Суд. глава 1:1-2). И мы видим, что только вождь или царь из колена Иудино способен освободить от рабства физического и духовного, избранный народ. (Давид был из колена Иудино и дальше из истории израильского народа мы видим, как борьба за власть велась между коленами израилевыми. Саул был из колена Вениаминоваи он гнал Давида, так же гнали всякие книжники и фарисеи Иисуса Христа из колена Иуды, Который и был потомком Давида). Так же в первой главе мы читаем про царя Адони - Везека, как его победили Иуда и брат его Симеон, и отрезали ему большие пальцы на руках и на ногах его. Как Адони-Везек сказал, что он победил 70 царей и так же отсёк им большие пальцы на руках и на ногах их и они собирали под его столом крохи и что его постигло то же.
Главный смысл книги о том, как пренебрегали израильцы Словом Божиим, и как они не исполняли закона Моисея. Израильцы совсем отступили от Бога, и они не изгнали народ той земли, которую им обещал Господь, но вопреки слову Господа, сделали их своими данниками. Все колена израильцев смешались с другими народами и поклонялись чужим богам. За это и наказывал их Господь...
А во второй главе мы читаем о том, как пришёл Ангел Господень из Галаала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввёл вас в землю, о которой клялся отцам вашим - дать вам, и сказал: "Я не нарушу завета Моего во век и вы не вступайте в союз жителями земли сей; жертвенники их разрушьте", но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали?" (Суд 2: 1-2).
Мы читаем из этой главы о первых судьях, который дал им Господь, чтобы те освободили Его народ от рабства.
Из третьей главы мы узнали, как Господь разгневался на Свой народ за то, что они отступили от Него и стали поклоняться Ваалам и Астартам, и как развратился народ Его и Он наказал народ посредством Хусарсафема - царя Месопотамского, который жестоко порабощал их 8 лет. "Тогда возопили сыны израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам израилевым, который спас их - Гофониила, сына Кеназа младшего брата Халевова".(Суд 3-9). И покоилась земля 40 лет. И умер Гофониил. "Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа, и укрепил Господь Еглона, царя Моавитского..."(гл 3:13).
И служили сыны Израилевы Еглону 18 лет. И снова израильцы возопили к Господу и Господь воздвигнул им спасителя Аода...
Потом мы узнаём из 3 главы, как Аод убил Еглона, потом он призвал сынов Израилевых и победил Мовинитян. И покоилась земля 80 лет. После Аода был Самегар, который шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном; и он так же спас Израиль.
Из главы 4 мы узнаём, что, когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа и предал их Господь в руки Иавина - царя Ханаанского и был у него военачальник Сисара. Дальше в 4 главе говорится о пророчице Деворе судьи Израиля. Девора призвала Варака и сказала ему: "повелевает тебе Господь, Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Неффалмовых и сынов Завулоновых. Я приведу к тебе Сисару... и предам его в руки твои. "Варак сказал ей: если ты пойдёшь со мною пойду, а если не пойдёшь со мною не пойду"(гл 4:6-8). Почему он так сказал? Видимо, он не был уверен в Боге , так как Девора ответила: "... пойти пойду с тобой, только не тебе уже будет слава... но в руки женщины предаст Господь Сисару..." Так и случилось; не Варак убил Сисару, военно-начальника Иавинова, царя Ханаанского, а убила его женщина по имени Иаиль.
В четвёртой главе подробно рассказывается, как Иваиль убила Сисару, взяв кол и молоток. Варак только увидел убитого женщиной Сисару. "И смирил Бог в тот день Иавина, царя Ханаанского пред сынами Израилевыми"(гл 4:23).
Вся пятая глава посвящается песне Деворы... А в последнем 31 стихе написано: и покоилась земля сорок лет...
В шестой главе мы читаем "Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа и предал их Господь в руки Мадинитян на семь лет"(гл. 6:1).Дальше описывается, как Мадианитяне тяжело порабощали израильтян. Потом мы читаем, как Господь послал пророка к сынам израилевым и как тот напоминал о делах Божиих и вразумлял их. Потом Бог послал Своего Ангела к Гедеону, как Гедеон разрушил жертвенник Ваала...израильцы за это хотели убить его, но отец Гедеона Иоас вступился за него и напомнил Завет Господа, а после Гедеона стали называть Иероваалом... потом чудеса свидетельства Господня...
В седьмой главе мы читаем, как Гедеон посредством трёхсот человек, при помощи Господа, победил бесчисленное войско Мадианитян и Амаликитян.
А в восьмая глава начинается с протеста Ефремлян против Гедеона за то, что он не позвал их воевать с Мадианитянами. Потом мы читаем, как жители Сокхофа и Пенуэлы отказались дать хлеба войскам Гедеона и их наказание за посмеяние над ним. Убийство Салмана и Зевея за братьев Гедеона. А потом, как сыны Израилевы просили Гедеона быть их царём, но он отказался.
А в 33-35 стихах восьмой главы мы читаем: "Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа. И не вспомнили сыны Израилевы Господа, Бога своего, Который избавлял их из руки всенх врагов, окружавших их. И дому Иероваалову или Гедеонову не сделали милости за все благодеяния,какие он сделал Израилю".
Девятая глава полностью говори нам о сыне Гедеона и рабыни, об Авимелехе, о его хитрости и жестокости. О том, как он убил своих шестьдесят девять братьев и, как убежал от него младший брат Иофам, о проклятие Иофамом Авимелеха. Здесь мы читаем, как народ Сихемский протестовал против Авимелеха и когда оставшийся от бойни народ спрятался в башне, то Авимелех хотел сжечь её, но одна женщина сбросила с башни отломок жернова на голову его и проломила череп. "Авимелех тотчас призвал отрока, оруженосца своего и сказал ему: обнажи меч свой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне "женщина убила его". И пронзил его отрок и он умер"(гл 8:54). Ибо эта была позорная смерть, умереть от руки женщины!
А в 56 стихе мы читаем: "Так воздал Бог Авимелеху, за злодеяние, которое он сделал, убив семьдесят братьев своих".
В десятой главе мы читаем о том, как Бог дал израильцам судью из колена Иссахара Фолу, который был судьёй 23 года. Когда он умер восстал новый судья Иаир и был судьёй Израиля 22 года.
А потом снова анархия и каждый делал, что хотел. Израильцы опять стали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам арамейским, и богам Сидонским, и богам Филистимским, и богам Аммонитским, а своего единого Бога забыли. "И воспылал гнев Господа на Израиля и Он предал их в руки филистимлян и в руки аммонитян"(гл 10:7).
И они теснили и мусили сынов Израилевых 18 лет. И опять возопили сыны Израиля ку Богу. Они покаялись, но Бог ответил им: "Не угнетали ли вас Египтяне и Аморреи, и Аммонитяне, и Филистимляне, и Сидояне, И Амаликитяне, и Моавитяне и когда вы взывали ко Мне, не спасал лиЯ вас от руки их? А вы оставили Меня и стали служить другим богам: за то Я не буду уже спасать вас....", но израильтяне умоляли Его и отвергли чужих богов и сказали: "Делай с нами, что хочешь, только избавь нас ныне". О, Бог милостивый! Сколько раз можно искушать Его? Господь долготерпелив, но и у Него кончилось терпение и Он вынужден был напомнить израильцам сколько раз Он спасал их, а они всё забывали.
Глава 11. Здесь говорится о Иеффае Галаадитянине, который был блудницы и его изгнали братья от законных жён Галаада. А когда он вырос то, собрал праздных людей и пошёл на войну с аммонитянами, только тогда, когда он стал начальником Галаадским по просьбе старейшин и как он посылал послов царю Аммонитскому. И дал обет Богу и сказал: "если Ты предашь аммонитян в руки мои, то по возвращение моём с миром от аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу и вознесу сие на всесожжение ... и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами, она была у него только одна... когда он увидел её, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься. Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста пред Господом - делай со мной то, что произнесли уста твои..."(гл 11:30-36).
Вот это смирение! Вот это послушание! Дочь полностью покорялась отцу, а отец не мог отречься от слова своего данное Богу, он должен сжечь единственную дочь, но дочь только попросил отца, чтобы он отпустил её на гору на два месяца оплакивать своё девство. Но по происшествие двух месяцев она возвратилась к отцу своему и он совершил над нею обет...
"И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно ходили плакать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году"(гл. 11:40).
В начале 12 главы мы читаем о Ефремлян, что они пеняли Иеффаю грозились сжечь его и дом его, но Иеффай собрал жителей Галаадских И поразил Ефремлян. И перехватили Галаадитяне переправу через Иордан, и когда Ефремляне говорили "позвольте мне пройти, Галаадитяне говорили ему: скажи "шибболет", а он говорил сиболет", так как не мог выговорить букву"Ш", то Галаатиняни узнавали,что он ефремлянин и убивали его. "И пало в то время из ефремлян сорок две тысячи"(гл 12:6).
Когда умер Иеффай, после него был судьёй Есевон из Вимфлеема. Он был судьёй Израиля семь лет. "И умер Есевон и погребён Вифлееме"(гл 12:10). После него был судьёй Израиля Елон, Завулонянин и судил Израиль десять лет. "И умер Елон... и погребён Аивалоне в земле Завулоновой"( гл 12:12). После Елона был судьёй Израиля Авдон, он судил израильтян восемь лет.
Глава 13 А после Авдона снова безвластие и полная анархия. Снова продолжали делать в Израиле кто, что хотел и "злое пред очами Господа" и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет. Дальше рассказ о рождение назорея Божия Самсона.
"И родила жена сына и нарекла ему имя : Самсон. И рос младенец и благословлял его Господь" (гл 13:24).
В главе 14 мы узнаём о женитьбе Самсона на дочери филистимской. И хотя мать и отец были против, говоря: "разве нет женщин из братьев твоих... Что ты идёшь взять жену из Филистимлян необрезанных?", но он настоял на своём, потому что девушка понравилась ему. И когда они шли сватать филистимлянку навстречу им вышел молодой лев, но Самсон убил его. Но а филистимлянка предала его друзьям. Самсон разгневался и ушёл, а жена его вышла замуж за брачного друга.
В главе пятнадцатом мы узнаём, что Самсон пришёл к жене через несколько дней, но она была уже замужем за его другом. В пятнадцатой главе ещё мы читаем, как Самсон отомстил за жену филистимлянам и сжёг их несжатый хлеб и копны в их полях и виноград и масличные сады. За это филистимляне, узнав что это сделал зять Фимнафянина сожгли огнём её и отца её. Очень рассердился Самсон и перебил им голени и бёдра, а сам ушёл и засел в ущелье скалы Етам. И тогда филистимляне пошли на войну с иудеями. "И спросили Иудеи: за что вы вышли против нас? Они ответили: мы пришли связать Самсона, чтобы поступить с ним, как он поступил с нами".(гл 15:10)
Иудеи пошли к скале Етам и уговорили его, связав его новыми верёвками и передали его в руки Филистимлян, а он порвал верёвки, как перегоревший лён и с Духом Господним перебил ослиной челюстью тысяча человек. А потом он стал судьёй Израиля и был о судьёй двадцать лет.
А в 16 главе мы читаем о Самсоне, о его великой силе и как хотели убить его, но он был сильный и непобедимой, но однажды он увидел девушку из долины Сорек по имени Далида и как к ней пришли филистимляне и говорили "уговори его и выведай в чём великая сила его и как нам одолеть его, а мы дадим тебе каждый тысячу сто сиклей серебра"(гл 16:5). И она продалась им. Трижды она уговаривала Самсона и трижды он говорил ей неправду, но когда она снова и снова упрашивала и плакала то, он наконец открылся ей и сказал, что сила его в волосах, которых не касалась бритва с рождения его. Филистимляне уговорили её усыпить и когда Самсон уснул, она призвала человека, который остриг Самсона и начал Самсон ослабевать и отступила сила его. "Филистимляне взяли его и выкололи его глаза... и оковали его двумя медными цепями и он молол в доме узников"( гл 16:21). Между тем волосы на голове его начали расти и когда владельцы филистимские собрались, чтобы принести жертву Дагону богу своему, и повеселиться. И когда они развеселились сказали: позовите Самсона, чтобы он позабавил нас, и когда позвали Самсона и поставили меж двух столбов, то он раскачал столбы и дом разрушился. Умер Самсон под обвалами вместе филистимлянами, которых было множество, а братья Самсона взяли его и похоронили между Цорою и Есталом во гробе отца его Маноя.
Самсон был судьёй Израиля двадцать лет.
В 17 главе говорится о Михи, который жил на горе Ефремовой, как он сделал истукана и как принял левита, и, как он сделал его священником. "И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь мне будет благотворить, потому что левит у меня священником"(гл 17:13). "Не делайте себе кумира..." - говорит Бог, а Миха сделал истукан и молился на него... Вот уж поистине безвластие порождает безнравственность и бездуховность, ибо "в то время не было царя у израильского народа и каждый делал, что хотел" А левит продался "за чечевичную похлёбку" и служил, как настоящий священник из рода левита.
А 18 главе мы читаем, как пришли сыны дановы 5 человек к дому Михи, и как они пришли в город Ланс и увидели, что народ тот живёт тихо и мирно. Возвратились они к братьям своим и рассказали про народ, который живёт мирно. И уговорили братьев своих - сыновей дановых идти на землю ту и завоевать её. "И отправились оттуда... шестьсот мужей препоясовавшись воинским оружием". А увидев своими глазами землю ту, и осмотрев землю зашли в дом Михи и переманили левита такими словами: "Лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени израилевым?" "Священник обрадовался и взял ефод, терафим и истукан и пошёл с народом".Но, когда Миха погнался за ними они пригрозили ему, чтобы он не противился им и не погубил свой народ. А братья дановы пошли и завоевали город Лаис и перебили всех, кто там жил.
В 19 главе рассказывается о левите и наложницы, как они остановились в городе Вениаминово на ночлег и как сыны Вениаминовы хотели их убить и как надругались над наложницей, так что она умерла. А левит разрезал её на 12 частей и послал части её 12 коленам израилевым.
А глава 20 как бы продолжение главы 19 . Когда израильцы получили части наложницы, то ужаснулись и возмутились. Они пришли к левиту и он рассказал им всё то, что сыны Вениаминовы сделали с наложницей. Израильцы хотели наказать сынов Вениамина за это срамное дело и сказали им: "выдайте развращённых оных людей, которые в Гиве, мы умертвим их, и искореним зло из Израиля. Но сыны вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых"(гл 20:13). Потом в 20 главе рассказывается, как сыны вениаминовы воевали с братьями своими израильцами.
В 21 главе рассказывается о том, как израильтяне сожалели о том, что потеряли одно из израильских колен, но они поклялись, что никто не выдаст дочь за Вениаминца. Но взяли девушек из Иависа Галаадского 400 человек и объявили им мир. Но этих девушек было недостаточно, так как израильтяне перебили всех девушек вениаминцев, то израильтяне приказали Вениаминцам украсть на празднике в Силоме каждому,кому не достались девицы, схватить жён из девиц Силомских. А кончается двадцать первая глава опять же словами, который автор Книги Судей повторял несколько раз: "В те дни не был царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым"...
Свидетельство о публикации №218102801196