велосипед

Все свои девять лет Петька прожил в деревне с бабушкой, дедушкой и мамой.
Про папу никто никогда в их семье не разговаривал и когда, однажды Петька все-таки спросил свою маму,  почему у него нет папы, она ничего сочинять особо не стала, сказала просто, что он их бросил, когда на свет появился Петька.
На этом все Петькины вопросы по поводу отца и  закончились. Он посмотрел тогда на маму и  не по-детски как-то грустно сказал:
-Предатель!
А вообще в жизни Петьки все было нормально, у него был любимый дед, с которым он мог , если что, порешать все свои пацанские вопросы, без участия мамы и бабушки.
Дед Миша был, конечно, строгий и даже очень, но Петьку любил.
Петька это знал, потому что помнил, как он однажды , когда ему было лет пять, он наступил на гвоздь, вернее на  доску из которой торчал этот самый гвоздь, и проткнул ногу. Так дед подхватив его на руки , бегом отнес внука в больницу. Там  всех поднял на ноги и Петьку сразу забрал врач. Ему там поставили болючий укол,  и потом обработали рану. Все это время дед сидел в коридоре и сильно переживал за него. А когда  Петьку с перебинтованной ногой благополучно отправили домой, предварительно дав наставления деду по обработке раны,  и они оба шли назад из больницы, Петька все-таки получил подзатыльник от деда.
-А вот за то, что ты,  безглазый обормот и не убрал эту доску, как я тебе говорил  перед этим , а бросил куда попало! А попало как раз  тебе за твою же безалаберность!
Петька тогда , конечно, надулся на деда, но поразмышляв немного, все-таки понял, что дед был прав и что неча быть балбесом.
Мама Петьки от  безработицы в деревне, уезжала работать в город и приезжала только на выходные. Привозила Петьке всякие там рубашки, джинсы и вкусности. И не забывала и про деда с бабушкой.
Однажды привезла деду  теплую рубашку. Тогда дед весь изворчался, что мол у него этих тряпок и так хватает, и что нечего зря тратиться, лучше бы вот  Петьке  книжек купила. А то, мол, гоняет целыми днями по улице, лучше бы сидел читал, а то по русскому одну трояки нахватал.
Но потом, когда его заставили все-таки надеть эту рубашку, дед незаметно от женщин, а Петька это видел, пошел в комнату и минут пять вертелся перед зеркалом рассматривая  обновку, потом довольно крякнул и  нагнав на себя опять суровости вышел из комнаты.
Петька стоял тогда  за дверями и в щелочку все это видел. Он зажал себе  рот ладошкой, чтобы не рассмеяться.
Зато когда мама привезла деду и бабушке утепленные галоши, вот тут уж дед вообще не сопротивлялся, а  надел их сразу, да потом еще и в них в магазин отправился, чтобы значит, все соседи увидели , какую нужную обновку ему купила доча.
Вообще-то Петька, всегда был очень рад приезду матери, он скучал по  ней и конечно, был рад ее подаркам, но больше всего ему хотелось, чтобы у него появился велосипед.
Вон его дружок Колька! Так тот гонял на новеньком блестящем велосипеде , аж пыль из-под колес. Петька  даже попросил его прокатиться. Ох, как было здоровско нестись  по улице, ветер в ушах шумел, и казалось, что ты прям летишь!
Но это был Колькин велик. Колька сказал, что велик ему купил батя, за хорошие оценки в дневнике.
Нуууу! Петьке  такого велика, по такому критерию, сроду было не видать! Трояки в дневнике не давали никакой надежды на такие подарки.
Он как-то, все-таки попытался заикнуться деду про велосипед. Напомнив ему как бы невзначай, что хорошо бы на его Петькин день рождения купить ему вот такой же велосипед, как у Кольки.
На что дед грозно глянул на него и веско так  сказал, как отрубил:
-Не заслужил покеда!
Вот так и рухнули Петькины мечты. Петька  понял про что сказал дед , обидчиво шмыгнул носом и пошел в сарай.
Он залез на сеновал, под крышу сарая и вот теперь  полулежал на сене и смотрел в  дырку между досок, где висела  ажурная паутина и в этой паутине билась здоровенная муха,  пытаясь освободится от пут.
Петька уже минут десять наблюдал за мухой, но  результатов ее потуг не было. В итоге она видимо устала и обреченно затихла.
- Вот Тихону то подарочек! – услышал Петька откуда-то из угла.
Он испуганно оглянулся и увидел, что в другом углу  на сене сидит маленький смешной старичок и тоже внимательно наблюдает за мухой.
-Это….ты кто? – спросил Петька, вытаращив на него глаза..
-Вот те раз! – всплеснул ручками дедок, - так домой я, дворовый! Ты чтоль сапсем не знаш?! Стока тута живешь, а ничего не знаш! Как так то?! – искренне удивляясь и усмехаясь , сказал дедок.
-Так вроде как бабушка говорила, что домовой в доме живет! – сказал Петька, пристальнее разглядывая, дедка.
Он был одет в полосатую рубаху, шаровары и какие-то чуни. На голове была смешная шапка ,из-под которой торчали во все стороны  пучками волосы.
-Дык енто домовый домовой, а я дворовый! – сказал он.
-А что прямо вот разница что ли какая ?! - еще больше удивляясь спросил Петька.
-Дык, а как жааа! – хмыкнул дедок, - домовый , в доме хозяин, а я во дворе и вот в сарайке тожа!
- А имя то у тебя есть? – спросил Петька.
-Дык, а как жа! Федотом меня кличут, - улыбнулся дедок, - а вота того, кто в доме, Фомой, родня как никак моя!
-Так вы что братья что ли? – все больше удивляясь, спросил Петька.
-А то! Родня ещо кака! – расплылся в улыбке дедок, - в гости ходю к нему, а он ко мне!
- А Тихон , это кто? – поинтересовался Петька.
-Дык паук енто, вона глянь, ужо  улов свой запаковал ! – дедок указал пальцем на дыру , в которой была паутина.
Петька повернулся и глянул.
Там паучок старательно обматывал  муху паутиной, топом прикрепил ее и   умчался куда-то.
-А ты чего всех пауков здесь знаешь? – спросил Петька, не переставая удиыляться.
-А как жа! Енто мой дом, а кто в нем, я всех знать должон! – ответил Федот, - я вот услышал, что тута кто-то есть, вот и пришел глянуть. Ты вот чаво тута?
-Да так просто! – ответил Петька и вдруг опять вспомнил, как дед ему сказал про велосипед.
- Здря ты на деда  дуешься! – сказал Федот, - ой здря! Он жа не просто так табе  в велике отказал! Знать заслужил !
-А ты откуда знаешь, про велик? – спросил  Петька.
-Так я ж дворовый и все слышу, чаво вы говорите. – хитро улыбаясь , сказал Федот, - кто ж табе виноват, что ты плохо учишься?!
-Не твое дело! – шмыгнув носом , сказал Петька и  опять начал смотреть на паутину в дыре.
А там опять билась в конвульсиях очередная муха.
-Удачный день у Тихона, - сказал Петька, пытаясь как-то перевести разговор на другую тему.
- Ты не увиливай, ты чаво такой глупый али чаво не знашь в ентой учебе! – настойчиво спросил Федот.
Петька глянул на дедка, опять тяжело вздохнул.
-Да все я знаю! – отмахнулся Петька, - только быстро не умею! – честно признался он, - вот пишу диктант и все боюсь, что не успею! И конечно же обязательно настряпаю ошибок! То букву пропущу, то окончание не то напишу! Ну не умею я быстро! Или вот по арифметике! Надо в уме быстро посчитать! Я посчитаю, но вот быстро не умею! И как с этим справляться,  я прям вот даже и не знаю!
-Дак ты деду то расскажи, може он чаво и придумает! Можа  он  знат чего то тако,  чего ты не знашь и поможет табе! – оживился дедок, - ты вот пряма  скажи ему и все! Он хороший! Я ж его давненько знаю! Ещо с мальцов! Тожа как и ты непоседа был! – дедок хихикнул, - он ведь тожа не ахти тада учился! Ох и драл его батяня тогда ! Так он вишь ты, тада чтоб не получать от отца ночами сидел и учил! Упертый такой был, вот!
-Чо правда что ли? – Петька с недоумением слушал дедка.
-А то! Как на духу говорю! Так он апосля  в учебе то преуспел! Молодцом был! В город уезжал учиться! Так что ты скажи деду то! Мобыть чем и поможет! – сказал Федот, - ладность, пора мине! Делов полно!
Не успел Петька его еще о деде, что-то расспросить, а он уже исчез.
Петька задумался над словами Федота.
-А может и правда  сказать все деду,  все равно же не знаю чего делать то! – размышлял он , лежа на сеновале.
Со двора послышался бабушкин призыв идти кушать.
Петька соскочил с сеновала и помчался домой.
За столом уже сидел дед, и Петьку ждала тарелка с картошкой и котлетой.
-Где носишься то? – сурово спросил дед, - обед для всех в одно время! Чего это тебя искать то надо?!
-Дед, я  не носился, я на сеновале  анализировал , что ты мне сказал! – серьезно сказал Петька, усаживаясь за стол.
Дед лукаво улыбнулся в бороду, кашлянул и  опять сурово посмотрел на Петьку.
-О как! И чего нанализировал?!
-Мне надо с тобой серьезно поговорить, - глядя на деда совсем серьезно, сказал Петька.
--Ну что ж! -  сказал дед, - раз надо, значит надо! Приходь ко мне в мастерскую, я там  грабли чинить надумал, вот тама и поговорим! А пока , ешь! И после обеда чтоба бабушке помог со стола прибрать! Понял?!
Петька я полным ртом кивнул согласно головой.
А дед посмотрел на бабку и  подмигнул ей, ухмыльнувшись в бороду.
После обеда дед встал и ушел, а Петька дожевал  булку с молоком и начал помогать убирать со стола.
-Петенька, да я сама! -  остановила его бабушка.
-Неее баб! Дед сказал надо помочь, значит надо! -  сказал Петька и понес тарелки к тазику с горячей водой, - ты это, иди мой, а я со стола уберу все!
- Ну как скажешь! - бабушка улыбнулась, и  пошла, мыть тарелки.
Собрав все крошки и кусочки со стола , Петька положил их в пакетик и выскочив из дома  вытряс курам, которые шустро засуетились вокруг   хлебных крошек.
В конце огорода у деда была сделана небольшая мастерская, где он занимался починкой  огородной утвари  или  чинил там валенки себе, всему семейству и даже соседям.
Сегодня он  менял зубья у деревянных грабель.
-Ну что, помог? – спросил он Петьку, поглядывая на него поверх очков.
-Ну да, убрал все, - сказал Петька и сел на стоящий около стола табурет.
-Тогда говори! Чего та у тебя такого срочного? - сказал дед и сел напротив него.
-Деда, я же понял, чем я не заслужил велик, это из-за троек моих, да?! – Петька  вопросительно посмотрел на деда.
-Нууууу, допустим, а я что разве не прав? – и дед глянул на внука.
-Дак у меня только по русскому и арифметике! – оправдываясь, сказал Петька, - я ж, понимаешь, все вроде знаю, а быстро не умею. Я ж если вот устно отвечать, так запросто , а как диктант или  вот если быстро в уме посчитать, ну никак не выходит! Я ж, по-всякому старался! Не выходит и все тут! – и Петька уныло повесил нос.
- И это все что ль? – спросил дед
-Ну да! – ответил Петька, - я ж трояки только по диктантам и получаю и вот по арифметике, когда  училка попросила в уме посчитать быстро, а я ответил, но потом! А она мне трояк влепила! Ну вот чего делать то?! Ты ж тожа  , мне сказали, не очень учился , когда маленький был, а потом как-то вот  выучился! Может, знаешь какой секрет?! – и Петька посмотрел на деда.
-Тюююю! Это кто ж тебе сказал про меня, а ? – удивленно спросил дед, - уж не бабушка ли?
-Неее, Федот! -  ответил Петька , немного растерявшись.
-От же старый пенек, а обещал, что никому и никогда! От жа врунишка! – дед усмехнулся, - ентим дедам точно веры никакой!
-Так что  ты его знаешь? -  удивленно подняв брови, спросил Петька.
-Ну как же не знать то! Я и Федота и Фому знаю,  без них же дом сирота! – сказал, улыбаясь дед, - в доме и во дворе должон быть хозяин иначе ладу в доме   не будет! А ты где это его видал-то?
-Дак я ж говорил, на сеновале сидел, а он там был! – ответил Петька, - вот мы там и поговорили! Он мне и посоветовал тебе все рассказать, может ты мне чего подскажешь!
-Ну ясно теперь все, - усмехнулся опять дед, - ну давай чего-нибудь придумаем вместе! – дед задумался , потом улыбнулся, - а давай я тебе на время буду задачки давать, а ты их решать! Если не успеешь уложится в срок, полоть тебе грядку морковки! А потом будешь писать под диктовку слова, ну как в школе!  Тетрадку принесешь сюда, вот и будем с тобой упражняться! Так сказать нарабатывать опыт! Понял!?
-Ага!  - кивнул головой Петька и помчался в дом за тетрадкой и карандашом.
-От ведь, паразит старый! – пробурчал дед, - все тайны мои выдал!
-И ничо я не выдал, - на верстачке сидел Федот, - чего ругашься?! Я ж как лучшее хотел! Малому помочь надоть, а ты все наказываш, да орешь!
-Ух ты!- дед от неожиданности чуть со стула не слетел, -  опять подслушиваш!
-Так енто ж мое хояйство, - улыбнулся дедок, - вот проверяю, чего тут тако! А тута вы  разговоры разговариваете!
-Хитрюга! – дед погрозил ему пальцем, - а вообще то спасибо табе1 Я ж и правда даже и не думал , что у него такая проблема! Ничегоооо,  тут дело навыка! Привыкнет и все сможет, он парень сметливый!
Минут через пять примчался Петька .
-Вот и тетрадка и карандаш, пускай тута лежат, - Петька положил на стол тетрадь с карандашом, -  и чего сейчас делать будем?
-А сейчас будем зуб граблям новый делать и вставлять, а то у нас грабли беззубые, - засмеялся дед.
Дед пилил, Петька  деревяшку держал. Дед строгал, а Петька стружку собирал с корзинку. А между делом дед вдруг спрашивал Петьку.
-Ну ка быстренько мне сосчитай пять  прибавить восемь?
Петька напрягался, переставал собирать стружку, усиленно смотрел в потолок, сопел, потом  через минуты три выдавал,
-Тринадцать!
-Молодец! Но долго думаешь, я и то  сосчитал уже! – засмеялся дед.
Теперь в любой ситуации дед мог внезапно спросить Петьку любое арифметическое действие. И Петька опять замирал на месте, смотрел вверх, как будто там было что-то написано, усиленно шевелили губами , но ответ всегда выдавал правильный.
После месяца таких занятий Петька уже шустрее начал соображать и не прикладывал столько усилий, все стало как-то легче получаться и быстрее.
А вот с писаниной , тут было чуток сложнее. Дед взял  детскую книжку и  диктовал Петьке , а тот старательно выводил буквы и стряпал ошибки.
-Ну и чего ты написал? – смеялся дед,- сам найди свои ошибки!
Петька водил карандашом по написанным им словам, и найдя свою же ошибку, изумлялся.
-Это как же я так то?! Вот же балбес! – и они с дедом вместе смеялись..
-Во –первых пиши чуток быстрее, а не выводи буквы, как китайские ероглифы! И когда пишешь, проговаривай слово про себя, а если не знаешь как написать правильно, вспоминай правила , ты ж их знаешь и учил.
В итоге все усилия деда и самого Петьки оказались не напрасны.
Петька перестал таскать тройки  по арифметике и по русскому. Последний диктант вообще написал на «отлично», чем очень удивил учительницу.
-Молодчина! Это кто же тебя так  научил? – спросила она, вручая ему тетрадку.
-Да это Федот с дедом меня научили, - ответил Петька, сияя от  мысли, что придет и покажет деду тетрадку с пятеркой.
-А Федот, это кто? – поинтересовалась учительница.
-Это то? Да наш дворовый домовой! – ответил Петька.
-Ах, вот оно что, - улыбнулась учительница, - ну тогда понятно, откуда такие замечательные успехи, домовые они такие!
 Каникулы уже маячили в виде яркого солнышка за окном.
Наконец Петька принес дневник без троек. Это была его победа, ну и деда тоже конечно!
Петька торжественно вручил дневник деду и сидящей за столом мамой.
-Вот! Ни одной троечки! – сказал сияя как начищенный самовар.
-Умничка ты наша! – бабушка чмокнула внука в макушку.
-Ну что сказать, - дед  напустил на себя серьезный вид, но в глазах прыгала смешинки, -угроза полоть летом грядки подействовала как нельзя лучше! Хотя полоть все равно придется, тут уж как не крути!
-Ничего деда, это уже не страшно! – улыбаясь сказал Петька, - я же все равно косячил, когда тебе отвечал!
-Ну это дааа! – засмеялся дед и вместе с ним мама.
-Значит так! – дед встал из-за стола, - айда ка со мной!
Он пошел на выход, а следом за ним Петька, бабушка и мама. мама с бабушкой переглядывались и загадочно улыбались.
Дед зашел в сарайку и через минуту выкатил оттуда  велосипед.
Петька  от изумления так и застыл с раскрытым ртом.
-Значит так1 Велик не новый, это еще мой! Но я его отладил, все запчасти смазал, руль подправил, сидушку перетянул, цень купил новую, так что ездит он не хуже  Колькиного! – дед деловито осмотрел велосипед, - держи! Вот теперь заслужил!
-Деда! Да как же это… - Петька  держал велосипед за руль и не знал что сказать.
-А скажи спасибо Федоту, он мне подсказал, что под сеном мой велик  лежал! – тихо на ушко прошептал дед.
Счастливый Петька  обнял деда и  покатил велосипед на улицу, надо же было похвастаться перед ребятами ! А как же, обязательно, даже!!

 


Рецензии