Тысяча и одно - 30

"Наука"


Знаешь, Настя,
Как-то надолго отложился
Мой рассказ о собственных научных успехах,
О которых ты года три тому спрашивала.
Но к делу!
В науке важно не только
Много и успешно экспериментировать,
Но и много читать по теме,
Анализировать полученные знания.
В девяносто восьмом году
С боем я оставил на два с лишним месяца
Героический учебный процесс
И на курсах повышения квалификации,
Сколько мог,
Сидел в киевских научных библиотеках.
В итоге года за полтора
Я осилил несколько сот тезисов
И около ста научных статей,
Преимущественно англоязычных.
Это и позволило что-то варганить самому.
Во-первых, мной было предложено,
Что значительная доля
Анафилактических реакций
На пчелиный яд на самом деле
Являются анафилактоидными.
То есть, что основной пептид пчелиного яда мелиттин
Запускает развитие гистаминового шока
Не с помощью плавающих в крови
Специфических к нему IgE,
А с помощью непосредственного взаимодействия
Головок мелиттина
С головками C1q системы комплемента.
Причём запуск системы комплемента,
Главным образом, должен приводить
К образованию С3а и С5а факторов,
Которые запускают высвобождение гистамина
Из тучных клеток.
Оказалось, что на головках мелиттина
Есть центры, аналогичные таковым на молекулах IgG,
Для связывания с головками C1q.
Кроме того, методом иммуно-ферментного анализа
Мне удалось показать, что иммобилизованный мелиттин
Действительно может связывать С1q.
По литературным данным оказалось,
Что целый ряд известных аллергических реакций
В действительности могут быть псевдоаллергическими,
То есть основанными на непосредственном
Запуске аллергеном системы комплемента.
(Например, "аллергия" на пыльцу амброзии).
Стоило бы дальше возиться с системой комплемента.
Но на это не было ни реактивов,
Ни желания научного руководителя.
Он считал, что вокруг него великого
Должна суетиться группа пожизненных
Старших лаборантов.
И когда недавний мальчишка
Стал превращаться в способного преподавателя
И серьёзного учёного,
Он буквально возненавидел меня.
С боем я защитил кандидатскую,
Но о продолжении работ
Пришлось забыть навсегда.
Оттого главные мои научные открытия
Сделаны в 28-30 лет от роду.
Что ещё интересного было получено?
Были кое-какие интересные заделы
В изучении мелиттинового лизиса эритроцитов.
Но самое интересное - это теория
Эволюционного происхождения молекул IgG.
Обобщив результаты известных исследований
Структуры и функционирования молекулы IgG,
Я пришёл к выводу,
Что изначально IgG являлся
Иммобилизованным поверхностноклеточным
Защитным ферментом, который непосредственно
Разрушал молекулы вирусных
Или клеточных агрессоров.
Причём кинетика работы этого пра-IgG была такова,
Что связывание субстрата во втором активном центре
Поставляло кинетическую энергию
Для превращения субстрата в первом активном центре.
Сам общий план организации молекулы IgG
Свидетельствует о подобной первоначальной функции.
Эти работы были опубликованы в ведущих
Профильных журналах на постсоветском пространстве:
В "Украинском биохимическом журнале" и в "Иммунологии".
Можно было, конечно, пытаться посылать статьи
В хорошие западные журналы,
Но моего знания языка для этого не хватало,
А научному руководителю это было нужно
Меньше всего на свете.
Но и теперь, когда я уже много лет
Не занимаюсь серьёзной наукой,
Благодаря этим старым научным статьям
У меня имеется какой-то небольшой
Индекс научного цитирования,
Без которого в российской действительности
Преподавателю вуза или научному работнику,
Ну, прям совсем никак.
Будучи способным аналитиком,
Я довольно посредственный исполнитель.
Так что ставить меня в исполнители - всё равно,
Что гвозди компьютером забивать.

P.S. Существует старый буддистский принцип:
учение нарастает, если ученики превзойдут учителя.
У моего давнего научного руководителя было наоборот:
принцип затухания "гениальности", т.е.
каждое следующее поколение учеников
должно быть всё более посредственным.


Рецензии