Да будет Отцу Всеблагому хвала

Вообще объявлять о ходе и условиях эксперимента в процессе проведения эксперимента неправильно методически, ибо такое объявление может повлиять на результаты эксперимента, если станет известно задействованным лицам. Но я сделаю это, ибо прямо сейчас у меня есть время написать несколько абзацев, а будет ли оно через месяц по завершении эмпирического исследования – не знаю.

Я годик как хочу сказать цикл проповедей о Евангелии. Об опасности скатывания в законничество, в спасение своими усилиями, о пренебрежении благодатью. Обертона легализма слышу регулярно, вот ну просто постоянно – в репликах на церковном разборе, в личных разговорах, да много где. И с кафедры в том числе. И вот сегодня, уловив их, придумал эксперимент. Очень простой.

Он не на выявление законничества, п.ч. здесь надо четко определяться с понятиями, провести черту между здоровыми и нездоровыми пониманиями и т.д. Нет, он просто выявит, какая тема, какой акцент преобладает в наших проповедях. Слушая каждую проповедь, я буду определять, о чем в ней говорится больше – об усилиях человека или о деяниях Божьих. О том, что мы делаем для Бога, или о том, что принимаем от Него. Повторяю: это еще не тест на легализм, но уверен, что эта информация даст пищу для размышлений.

Итак, что я увидел по результатам конспектирования и анализа утренних проповедей. (Я сегодня был сам со всеми восемью детьми на служении, маленькие дети были или на руках у меня, или вокруг меня, поэтому я периодически отвлекался, но основное, думаю, уловил. К одной проповеди у меня записан ряд дополнительных вопросов и, увы, претензий, об этом лично с проповедником переговорю).

• Первая проповедь: идея эксперимента пришла мне во время слушания второй проповеди, поэтому содержание первой проповеди я не законспектировал, но вспомнив ее, записал в списочке на отдельной, выделенной страничке в оранжевой спецпапочке, что эта проповедь о делах человека.
• Вторая проповедь: тоже об усилиях человека (посвящать время размышлению над Писанием, стараться приносить добрый плод и т.п., заключение: «постарайтесь принести плод»). О Божьей стороне спасения и помощи человеку вообще ничего.
• Третья проповедь: тут младшая дочка закапризничала и я вышел из зала, но по началу проповеди и общему ее направлению я уловил, что она тоже о делах человека. Было зачитано «вы дайте им есть» и подобные тексты, да и сам проповедник сразу же сказал, что его проповедь будет похожа по содержанию на предыдущую.
• Т.е. в трех проповедях последовательно и многократно говорилось о человеческих усилиях по ведению христианской жизни. Тут бы четвертой проповеди снивелировать общий тон собрания, и представьте себе – она почти это сделала! Почти, но не сделала. Вот что я запротоколировал: «Христос пришел служить. Он хочет из нас сделать служителей. Длинный список очень хорошо подобранных примеров того, как Христос служил ученикам. Текст «служите друг другу каждый тем даром, который получил». Еще один длинный список, но теперь о том, как мы можем служить людям. Список тоже дельный и конкретный. Вывод и заключение проповеди: давайте будем служить». Эта проповедь – самая сбалансированная из четырех (повторяю: третью я почти целиком пропустил, сужу на основании услышанного). В ней было почти поровну сказано о стороне Бога и о стороне человека. Но заключение было посвящено стороне человека, а в свою табличку я записываю не оценку по шкале, а однозначный результат «или / или», одно из двух – акцент на делах человека или на делах Бога. Поэтому эта проповедь тоже получила маркер «о делах человека».

Результат анализа первого богослужения: на нем основной темой были усилия человека. Буду наблюдать и записывать дальше, хочу продлить серию наблюдений хотя бы до 10-15 богослужений, чтобы сделать обобщающие выводы.

В самом конце богослужения обратил внимание на пение. Я вдруг заметил, насколько приятно мне петь слова заключительного гимна именно после сосредоточенного наблюдения за тематикой проповедей.

Да будет Отцу Всеблагому хвала!
Господня любовь нас от смерти спасла.

Аллилуйя, честь и слава!
Аллилуйя вовек;
Аллилуйя, честь и слава!
Бог с нами! Аминь.

Спаситель! Да будет Тебе честь вовек;
Лишь в Тебе избавленье нашел человек.

Бог сил! будь прославлен Ты в Духе Святом;
Он ведет к небесам нас премудрым путем.

До чего же оказалось отрадно петь о том, что сделал Бог, петь славу и честь Ему после четырех проповедей акцентирования на человеке! Сразу после собрания я попросил регента сбросить мне список и тексты всех песен, звучавших на этом богослужении – как хоровых, так и исполнявшихся общим пением. Вот они:

• Перед собранием ОП "Спаситель, говори нам" и хор "Услышь, Господи"
• После 1 проповеди ОП "За любовь..."
• После 2 проповеди хор "Буду славить"
• Молодёжь "Недавно открыл…"
• ОП "Люблю, мой Спаситель"
• После 4 проповеди ОП "Да будет Отцу…"

Я чуть не запрыгал от радости, когда увидел это. Еще рано делать далеко идущие выводы, но прямо сейчас видно то, что хотя бы музыка нас вытаскивает из колеи сосредоточенности на человеке и его делах. Откройте песенники или погуглите эти тексты – они все о спасении, совершенном Богом, о Его любви, о Его величии, о нашей правильной реакции на это, выражающейся в прославлении Его…

Здесь есть о чем подумать дальше.

• Во-первых, стоит обратить внимание на время написания этих песен и на принадлежность их авторов определенным традициям. Выходит, песни – это мосты, соединяющие микроэпохи в истории церкви и позволяющие нам продолжать идти путем веры отцов, даже не особо об этом задумываясь. А желательно, конечно, и задумываться.
• Во-вторых, стоит задуматься, частью какой проповеднической традиции мы являемся прямо сейчас, поддерживая, формируя, корректируя или утверждая ее дальше.

Ну, и есть тут о чем подумать еще, но мое время на написание нескольких абзацев истекло, у нас некоторые семейные мероприятия предстоят (увы, не все радостные), на сим заканчиваю свой краткий отчет.

28.10.2018


Рецензии