Бог Птах

Тот город давно безвозвратно исчез,
Руин не осталось и вырублен лес.
А звался когда-то он Град Белых Стен,
Он древним народам известен был всем.
Его основал Менес, бог-фараон,
Чтоб город стоял до последних времен.
Вверх устремлялся колонн известняк,
Хранителем города избран был Птах.
Года пролетят, образуя века,
В честь бога страну назовут Хет-ка-Пта.
"Хет"- значит дом, "ка"- святая душа,
Дом Души Птаха зовется страна.
Древнейший язык греки переведут,
Египтом эллины страну назовут.
Кто этот бог, чем прославился он?
В тайну бессмертия был посвящен.
Спеленат, в льняных погребальных бинтах,
Он удивителен, избранный Птах.
Сакральную мудрость Птах здесь заложил,
Египет как центр земли учредил.
Град Белых Стен в тьме веков не пропал,
На месте его Мен-нефер заблистал.
Мемфис, нам ныне прекрасно известный,
Город царей и деяний чудесных.
"Мен" –это гавань, "нефер" – красота,
Находятся здесь в царство мертвых врата.
О Мемфисе память хранит целый мир,
На месте его  вырос славный Каир.
Названья меняют свои города,
Незыблемы только владения Пта.
Пусть власть будет бога или царя,
Священна навеки Египта земля.


Рецензии
Красивый стих!
Благодарю, за резонанс интереса к этому имени и желание копаться в «нэтях». Вот что оказалось, спешу поделиться!
*
Центром почитания Птаха был город Мемфис. Само название «Египет» восходит к одному из названий Мемфиса — «Усадьба души Птаха» (вавилонское hikuptah, др.-греч. Αἴγυπτος, а́йгюптос)
Мне лично больше нравится «Дух Святой — (Руах Элохим) витал (мрахефет) над лицом (ли-пней) вод (маим)» - это из первых слов Библии (генезис). Очевидно отсюда возникла арабская сказка о Птице Рух. Ну и украинское «птах» - птица, откуда и русское — пташка. И раз Святой Дуж витал — то разве это не птичка?
Конечно, понимаю, что это не Птах, а Пта-ка, демиург, бог-творец, создавший первых восемь богов (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары. По каббале — у Хашема 10 проявлений Своей божественной сущности (Сфирот, сферы), пять пар.

однако... и вроде есть такая запись слов Птаха (из «Текстов Саркофагов»):
… «Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли — прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моём, достоинство Моё в руках моих, Я — Господь».
*
Но где это всё? Улетел? Жалко птичку... (шутка)

Левин Айзек   10.03.2020 22:03     Заявить о нарушении
Уважаемый Левин Айзек,спасибо за внимание к моем творчеству. Как приятно снова вспомнить то, с чего начиналось мое обучение. Наверное, сейчас и Вы испытываете те же чувства, что и я, когда погружалась в глубины познания древней великой культуры.

С уважением, Тараксандра.

Тараксандра   11.03.2020 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.