Европейская цивилизация Андрея Тарковского

Перечитываю «Мартиролог» Андрея Тарковского - тест высочайшего культурного уровня, и нахожу, что гениальный режиссёр - раб европейской культуры. Намертво закодированный культурным кодом европейской цивилизации.

В связи с этим, вот что интересно: Тарковского совсем не интересуют литературные произведения, которые он экранизирует. Боюсь, что он их и не понимал, и, во всяком случае, не смотрел на них как на самоценные произведения искусства, а только как на материал для создания собственных художественных и этических конструкций.

Вот в фильме Тарковского «Солярис» главный герой Крис Кельвин через испытания, перенесённые на орбите чужой, враждебной планеты, встречу, попытку сблизиться и расставание с материализовавшимся образом нечаянно погубленной им возлюбленной, очищается от греха и возвращается на Землю блудным сыном в лоно своего дома.

В первоисточнике же - повести Станислава Лема «Солярис» - герой, пройдя через те же испытания, в конце концов, принимает решение остаться на орбите, порвать связь с домом на Земле и, по существу, отдаться  океану - инопланетному разуму.

Вариант Тарковского  - кавер великой евангельской притчи в том виде, в каком она понята, пережита и интерпретирована культурой Европы эпохи Возрождения. Сюжет закольцован: он начинается с рефлексии и рефлексией закачивается, создавая ощущение «завёрнутости в себя».

А вот у Станислава Лема герой вырывается за пределы «культурного», да и просто мирского. По значимости и уникальности его поступок можно (пусть с оговоркой) сравнить с деяниями первых апостолов, поверивших во Всевышнего и готовых идти за ним, несмотря на опасности и риски. К слову, в книге нерелигиозного Станислава Лема последний диалог Кельвина со Снаутом - о Боге.

В фильме-притче Тарковского «Сталкер» главный герой  - «маленький человек», почти юродивый, с дочкой-инвалидом - по вине отца, одарённой необычными способностями, и женой, словно вышедшей из произведений Достоевского. Главные герои - Писатель и Учёный - типы, списанные с лучших представителей «сумрачного германского гения» эпохи между двумя мировыми войнами, и всё это в декорациях времён расцвета экспрессионизма. Тут вам и Достоевский, и Гессе, и Сартр, и Манн.

А что же в исходнике - повести братьев Стругацких «Пикник на обочине»? Там всё проще и решительнее. Сталкер Рэдрик Шухарт - хулиган, контрабандист, дитя низших слоёв буржуазного общества, не вызывающий серьёзной симпатии до тех пор, пока, добравшись до золотого шара, исполняющего желания, он неожиданно для себя (а также и для читателя) требует «счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!». Он, таким образом, тоже уходит «в прорыв», и его (пусть, опять-таки, с оговоркой) можно представить разбойником на кресте рядом с Сыном Божьим, уверовавшим и попавшим в Царствие небесное.

Каким-то образом, у нерелигиозных мэтров научной фантастики герои осуществляют поступок, духовный прорыв, по смелости, значимости и последствиям сопоставимый с религиозным катарсисом. А Тарковский не видит этих прорывов, составляющих смысл исходных произведений, они удивительным образом не интересны ему.

Зато ему интересны духовные движения, искания и мучения человека в узких культурных и цивилизационных координатах «старой» Европы и то, как человек пытается устроиться в этих рамках, установить «духовный порядок», не вырываясь «за флажки».

Творчество Тарковского - рефлексия на рефлексию на рефлексию в периоде. Бах, новозаветные притчи, живопись Возрождения, юродство, чудесные способности, даже буддизм-даосизм, увиденный сквозь европейские очки. У Тарковского есть все европейские мемы на тему религии, духовности и культуры, но нет попытки выйти из этого цивилизационного кокона, просто вдохнуть полной грудью и, почувствовав себя «варваром», посмотреть на всё «со стороны».

Напротив, Тарковский в своих вольных экранизациях, споря с авторами исходных произведений, решительно возвращает «варваров», родившихся в умах великих фантастов, на землю, в русло традиции, словно боясь, что эта традиция не выдержит наката фантазии, предсказывающей бури и испытания.

В произведениях режиссёра я ощущаю беспокойство:

- а достаточно ли глубок фарватер великой европейской культуры, чтобы безбоязненно пропускать через себя айсберги чуждых ей культур?
 - а достаточно ли крепки её берега, чтобы выдержать будущие цивилизационные шторма?

И главное: способна ли европейская цивилизация выжить «завернувшись сама в себя»? Эти вопросы сейчас представляются ещё более актуальными.  Ответов у Тарковского нет, да и у нас  тоже. Но беспокойство есть.


Рецензии
Доплутогонная Европа к сегодняшней не-Европе (географической Европе) не имеет отношения. Тарковский выразился как плутогон сегодняшней не-Европы.

Есть некоторые сценарные находки, есть заслуживающие экзистенц-мотивы, интеллектуальные пассажи. Но до осознания Европы исконной, до архетипов белоевропейской Европы, — Тарковский, к сожалению, не дорос. Вся его жизнь — это бесконечная «подростковая» рефлексия, а с такой безудержной всепожирающей рефлексией Европу-действие, Европу-жизнь (военный экзистенциализм) не осмыслить. «Европа» как архетип, как - мета и как -фора — не осмыслена. Европу как изначальную Мораль, как мобилизацию духа — мы не увидели.

Мало того, в «Андрее Рублеве» Тарковский выступил как ненавистник Европы, ненавистник прекрасной и Холодной страны, - со своим тяготением к грязи, аморальным поступкам в отношении женщин, прославлением латинизации. Лживый грязный фильм о белоевропейской истории, воровская пропагандность известного животного происхождения.

Примечательно, что Тарковским образ Сталкера (Кайдановский) кинематографично размазан и плаксив – в отличие от литературного Рэдрика Шухарта. В этот типично по-женски переделанный образ (я даже не говорю – реконструированный) Тарковский вложил свою «женскую», «мятущуюся» рефлексию на всех и вся (жить, кстати, вообще «тяжело», не только режиссерам) и даже эмигрантскую «космополита-мира-гражданина» душу. Неудивительно, как неоднократно отмечалось, что, уехав «обиженным» из России (на обиженных воду возят), ему уже ничего не удалось создать – там, в сытости, безмятежности и благополучии итальянских штатов.

Вычитки шифров Европы через лингвистику мы не увидели. Сплошные стенания — женское начало в душе Тарковского очевидно.

Какие-то концептуальные манифестации не просматриваются. Дневники его примитивны. Интеллектуал? Да, можно согласиться. Интеллекрат? Нет, на эту роль он не годится.

Он нанес сильнейший, кинематографический удар по образу Студеной страны, объективно (или все-таки субъективно) принес русским людям вред.

Валерий Галицких   29.10.2018 13:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Насчет вреда русским - нет, не думаю. Но вы правы: попытки "дотянуться" до белой Европы, найти в ней свое место и интеллектуальное успокоение, не увенчались успехом. В том числе и по причине упоминаемой вами "женской рефлексии".

Алексей Чурбанов   29.10.2018 13:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.