Невероятная корона Марокко

Пару слов о султанате, а затем королевстве Марокко, или, как его частенько называли в VIII – XIX веке – королевстве Фес. Люди, вытеснив динозавров, жили тут всегда, а со II тысячелетия до н.э. появились еще и финикийские колонии, благо, места в пустыне хватит на всех. Часть страны платила за крышу Карфагену. К IV веку до н.э. образовалось царство МаврЕтания (!), которое в I веке до н.э. было окончательно покорено Римом. Его культурой. Его обхождением. Его стилем… А… Точно - его войском.
А дальше государства и династии сменялись, как бабки в очереди у терапевта: 100 лет – следующий! В 429 году приперлись вандалы, наследили, нассали в подъезде, но в 534 году их прогнали византийцы, хотя их власть была номинальной – далеко. В VIII веке территорию захватил Халифат Омейядов, однако уже в конце века он утратил контроль над Марокко. Появились государство Мидраридов и «королевство Фес» с основанной Идрисом ибн Абдаллахом (правнуком имама Хасана, сына 4 халифа Али ибн Абу Талиба) династией Идрисидов (распалось в IX веке), а также княжество народа бергвата. В X веке Марокко снова завоевал Халифат, только теперь уже Фатимидов, а уже в XI веке тут стал распоряжаться Кордовский халифат. Его правящая династия Альморавидов, кроме собственно Испании и Марокко, «освоила» к XII веку большую часть западной Африки, но в середине XII веке уступила все вот это вот Альмохадам. Те тоже продержались еще век, пока не стали сдавать позиции. Воспользовавшись этим, в XIII веке берберская династия Маринидов основала в Марокко свой султанат. В XV века власть ненадолго перешла к Мухаммеду ибн Али из рода Джути - потомку династии Идрисидов, но очень бысть была отнята у него боковой ветвью Маринидов – Ваттасидами, которым пришлось уже не захватывать христианские земли, а оборонять их от португальцев. Ну, и в середине XVI веке Ваттасидов сместили Саадиты,
потомки Мухаммеда ан-Нафса аз-Закийи, внука того самого имама Хасана ибн Али ибн Абу Талиба. Им удалось-таки разобраться с португальцами и еще век продержаться у власти. Поначалу султанам удалось подчинить себе даже империю Сонгай в (Мали, Нигер, Нигерия), но в целом территория султаната к XVII веку съежилась, а сам он фактически распался на несколько княжеств, управляемых шерифами. Нет, никакого отношения к Ноттингему и «Штату одинокой звезды»! Шериф это вождь, а позже - почетный титул потомков Мухаммеда.
В 1666 году к власти в области Риф пришел, зарезав братца, гражданин Мулай Рашид ибн Шериф из Алауитов - рода, восходящего к... ну да, все верно, к имаму Хасану ибн Али Ибн Абу Талибу. И воцарилась сия династия, правящая, на минуточку, до сих пор. Пацаны объединили страну, навели порядок, прибрались, но в первой половине XVIII века пересрались меж собою на тему кто достоин царствовати и всем владети, и выяснилось, что оччень многие повинны смерти. Междусобица завершилась выпиливаем большинства персонажей только в 1757 году. А уже вскоре очередному султану пришлось разбираться с восстанием берберов на севере страны, которое он смог подавить только к 1822 году. Вскоре Франция захватила Алжир, и еще один султан додумался вмешаться и выступить против французов. Был бит, и неоднократно. Возможно, даже ногами.
Плюс, по итогам испано-марокканской войны 1859-60 годов к Испании отошли города Сеута, Мелилья и еще кой-какие города на средиземноморском побережье, а также расположенный на атлантическом побережье г. Сиди-Ифни (в XV веке где-то там португальцы основали позже уничтоженный берберами г. Санта-Крус-де-ла-Мар-Пекенья - перевалочную базу для торговли «черным деревом»? ну так, значит, все права на эту территорию у Испании имелись – так тоже можно), зона вокруг которого стала колонией Ифни.
Марокко активно катилось в жопу, сдавая позиции Франции, Англии и Испании, заключая с ними невыгодные договоры и проводя реформы в их интересах. Англо-французским договором 1904 года остававшееся еще хоть как-то самостоятельным Марокко было «включено в сферу французского влияния». Не думаю, что мнением султана при этом кто-то интересовался. Свои претензии на участие в дележе добычи заявила даже Германия и в итоге, в 1905-12 годах великие державы определили судьбу страны.
Город-порт Танжер был объявлен международной зоной под управлением представителей от Франции, Испании, Британии, а с 1928 года – еще и представителей от Италии, Португалии и Бельгии.
К Испании в качестве колонии отошло 5 провинций вокруг «коронных земель» - Сеуты, Мелильи и протчего (получившие название «Испанское Марокко»), а также сектор Тарфая (Мыс Хуби) - территория вдоль границы с колонией Рио-де-Оро (северную часть которой также называют «Сегиет-эль-Хамра»), основанной 1904 году испанцами южнее Марокко (в 1920 году из нее выделили колонию Агуэра – мыс на саааамом юге, а в 1924 году объединили Рио-де-Оро, Агуэру и сектор Тарфая в «Испанскую Сахару»). В землях, отошедших под власть Испании, султан оставался номинальным сувереном и был представлен вице-регентом под контролем испанской комиссии.
Собственно Марокко становилась французским протекторатом. Марокканцам, берберам разным, это почему-то не понравилось, а они народ буйный: того и гляди, копием ткнут, или из кремневого ружья шмальнут. Ну, восстания были, конечно. Как без этого?! Вот, например, в 1921 году создали даже независимую Рифскую Республику. Французы лишь через 5 лет ее забороли. Ну а как? Пустыня, горы… Сыра приличного нет, вина нет, лягушек – даже не предвидится. Воевать просто невозможно! Да еще по городам аборигены нахватались дурного влияния – партии всякие создали, реформы там, ходатайства, публикации, хартии, манифесты. Пинжаки надели, в политику полезли. Нет бы бомбу кинуть, а так – как их возьмешь? Цивилизация… Да и сам султан Мухаммед V внаглую стал требовать от Франции вернуть марокканцев к управлению страной. Париж возмутился: что за фигня?! Кто пищит? И в 1955 год отправила султана в ссылку на Мадагаскар, назначив своего ставленника. Что сделали марокканцы? Подняли восстание (как будто Франции не хватало своих проблем в Алжире).
Четвертая республика и так дышала на ладан, а тут еще этивот. Ну и вернули срочно султана из ссылки – он даже лемуров сосчитать не успел. В 1956 году Париж признал независимость Марокко. Тут и Танжер марокканцам отдали. И вот, в 1957 году султанат был провозглашен королевством, а султан Мухаммед V - королем. С 1999 года правит его внук, Мухаммед VI.
Короны у него нет, он и без нее достаточно экзотичный чувак. Но в гербе, как и положено, имеется… что-то похожее… Кажется. Ну не может ведь это быть чем-то другим? Значит – корона. Условная и стилизованная, но кааакая красивая!
Что с испанским протекторатом? Оооо… Тут все весело. В 1956 году испанцы отказались выполнить условия договора 1912 года и вернуть Марокко г. Ифни и сектор Тарфая. Началась т.н. «война Ифни» (в Испании именуется - «Забытая война». Романтики…), по итогам которой в 1958 году Испания вернула Марокко этот самый сектор. И еще испанцы закрыли глаза на то, что от колонии Ифни «доблестный марокканский зольдатен» оставили испанцам только сам г. Сиди-Ифни, сохранив себе на память территорию, занятую ими в ходе конфликта. Формально колонии Ифни и Испанская Сахара (все, что осталось, то есть, собственно Рио-де-Оро) получили статус заморских провинций Испании, управляемых «Генеральной ассамблеей Западной Сахары». Вот отсюда это названьице-то и идет. Под нажимом дядек из ООН в 1969 году г. Сиди-Ифни был передан Марокко. Рио-де-Оро оставалось под контролем Испании, но Марокко (которое никогда им по правде-то не владело) очень возмущалось сей несправедливостью. И «не нытьем, так каканьем» добилось. В 1975 году сдающий дела Хуану Карлосу I престарелый каудильо Франко разделил остатки колонии между Марокко (сектор Тарфая – вернулся домой, родненький) и Мавританией (Рио-де-Оро).
Правда… аборигены в 1976 году провозгласили здесь Сахарскую Арабскую Демократическую Республику, которую поддержали записные хулиганы – Куба, Алжир и Ливия. Но Мавритании это самое оно нафиг не было нужно, и Марокко потихоньку забрало его себе (повстанцы там, не повстанцы – дома разберемся). Кто-то признает САДР, кто-то считает, что это то же самое Марокко, кто-то предлагает сделать там автономию в составе Марокко, кто-то признает лишь право на самоопределение (это мы). А король просто берет – и ставит в пустыне стенку, оттяпав ; «Западной Сахары». Потому что все это излишества! Проще надо быть. И вот сейчас теперь Марокко бодается за присвоенное им Рио-де-Оро (включая Сегиет-эль-Хамра) уже с САДР.


Рецензии