Марголины

      В 60-х годах при постройке в районе Голосеевской площади гостиницы «Мир» снесли старое кирпичное здание. А напрасно – здание было историческим. Некогда в нем размещалось трамвайное депо Марголина – одно из первых в столице Украины трамвайных депо.
    До царствования императора Александра II в Киеве, не входящем в черту оседлости, евреям разрешались лишь временные остановки для лечения, учебы или торговли на ярмарке, но указ от 1861 года значительно расширил их права, позволив некоторым категориям евреев и членам их семей постоянное проживание в городе. Одну из таких привилегированных категорий составляло купечество и не удивительно, что к концу XIX века 44% киевского купечества составляли евреи, а на еврейские производства приходилась четверть выпускаемой в городе продукции. Немало полезного для Киева сделали предприниматели-евреи  и благодаря своей предприимчивости оказались среди уважаемых в городе лиц. Одним из них был киевский олигарх конца XIX – начала XX века председатель правления Киевского Частного коммерческого банка, председатель правлений: Киевского газового общества, Киевского общества водоснабжения, Общества Киевской городской железной дороги (так в то время называли трамвай); директор-распорядитель Общества Ново-Быковского свеклосахарного завода и член правлений: Первого пароходного общества по Днепру, Второго пароходного общества по Днепру, Пермского лесопромышленного и торгового общества, потомственный почетный гражданин г. Киева Давид Семенович Марголин. Родившийся в 1850 году в провинциальном белорусском городе Пинске и не окончивший никаких университетов, Давид Марголин в 1868 году поселился в Киеве, посвятив себя коммерческой деятельности и сумел стать одним из самых влиятельных и уважаемых киевских предпринимателей. А начинал он управляющим пароходным движением по Днепровскому бассейну пинского купца Левина и с разрешения на временное пребывание в купеческом сословии.
   «Владелец заводов, газет, пароходов» – охарактеризовал одного из своих героев Самуил Яковлевич Маршак. Про газеты не знаю, а вот заводы и пароходы у него таки да были. В кругу коммерческих интересов купца I гильдии коммерции советника (а этим званием жаловали купцов лишь в исключительных случаях) Давида Марголина были финансы и кредиты, сахарные заводы (кстати, его жена Розалия в девичестве носила «говорящую» фамилию Цукер), нефтяная промышленность, водо- и газообеспечение. С его помощью на Днепре и его притоках 1-е пароходное общество стало набирать силу. В 1888 году он учредил 2-е пароходное общество и, соединив их, стал во главе. Правление соединенных обществ размещалось в частном доме Марголина на улице, ныне именуемой улицей Сагайдачного (в доме № 12). Общества использовали плавсредства различного качества – от небольших прогулочных пароходов, которым проход под мостами не составлял особых проблем (нужно было просто опустить трубу), до фешенебельных двухтрубных с каютами первого и второго классов, прекрасной кухней и отменным обслуживанием.
   Д. С. Марголин увеличил днепровский флот, удешевил пассажирское и грузовое сообщение, что дало большой толчок развитию торгово-промышленного капитала Днепровского бассейна. Он явился инициатором постройки пароходов, в то время заказываемых исключительно за границей, на русских заводах, чем оказал поддержку отечественному производителю. Первые заказы получили Брянский, Сормовский и Мальцевский заводы. Согласно сведениям 1905 года, Первое общество владело 36 пароходами, в частности, пассажирскими судами «Княгиня Ольга Святая», «Князь Владимир Святой», «Ратмир», «Царь», «Царица». Второе – 21 пароходом, среди которых – «Держава», «Словянин», «Могучий», «Цесаревич», «Пушкин». В общем пользовании учреждений были 12 пароходов, в том числе самый большой на Днепре выше порогов 70-метровый пассажирский освещаемый электричеством «Царь Николай II». Эту флотилию обслуживали 84 пристани, а также ремонтно-механические мастерские на Трухановом острове.  В пору своего расцвета Соединенные общества пароходства по Днепру обслуживали одиннадцать маршрутов. Дважды в день от киевской пристани отходили суда в Екатеринослав. По одному пароходу курсировало ежедневно между Киевом и Гомелем, Киевом и Ржищевым, два осуществляли связь с Черниговом. Постоянно в шесть часов вечера отправлялся пароход на Чернобыль. По понедельникам, четвергам и пятницам можно было отплыть в Могилев, Лоев, а оттуда добраться другим судном до самой Орши (Беларусь). Кроме этого, существовала дачная линия «Киев;Плюты». Компания контролировала 9 водных магистралей, перевозила за год около 2 млн пассажиров, свыше 4 млн пудов (48 тыс. т) грузов и имела годовой доход около 1,4 млн руб. Современники утверждали, что лучшие пароходы Киева не уступали пассажирским судам на Волге, Миссисипи. Хотя природный режим днепровских вод усложнял движение плавсредств, и даже в путеводителях указывалось: «Время прибытия пароходов в Киев определить крайне трудно, так как вследствие мелководья и других причин они обыкновенно запаздывают в пути и чрезвычайно редко приходят в Киев в назначенное по расписанию время».
   Вот как отозвался в 1892 году о деятельности Давида Семеновича в качестве директора-распорядителя Соединенного общества пароходства по Днепру начальник киевского округа путей сообщения: «Из сведений, собранных из дел по Киевскому округу Путей Сообщения оказывается, что начало пароходно-судоходной деятельности Марголина на Днепре относится к 1868 году. В то время 10 пароходов совершали рейсы 3 раза в неделю между Киевом, Кременчугом и Екатеринославом. Пароходы были построены за границей, стоили дорого, были очень неудобными с тесными каютами и открытыми палубами. Кроме общественных пассажирских пароходов тогда же появилось несколько буксирных пароходов, но со вступлением Марголина судостроение на Днепре получило новое оживленное направление».
   Стоит отметить, что Д.С. Марголин сочувствовал делу просвещения и не однажды бесплатно предоставлял свои суда под детские экскурсии, за что был пожалован  «Анной на шее» – орденом Св. Анны 2-й степени.
   Еще одна отрасль, в которой киевский олигарх приложил свой талант организатора – трамвайное сообщение. На его деньги в 1908 году были построены две трамвайные линии. Первая, Кадетская, связала Триумфальные ворота с Кадетским корпусом (высшее военное учебное заведение, ныне в этом здании поВоздухофлотскому проспекту – Министерство обороны Украины). В 1916 году трамвайную линию продлили до нынешней Соломенской площади, для нужд Артиллерийского военного училища. Еще более известна вторая линия – марголинский демеевский трамвай: линия от Байкового кладбища до нынешней Московской площади и дальше до Голосеевской. Ее длина составляла 4,8 км. Демеевский трамвай не соединялся с городским: их разделяла железная дорога. Марголин построил электростанцию, оборудовал парк для стоянки вагонов. На линии работало 7 вагонов: 6 пассажирских и личный вагон владельца: с роскошными диванами, баром, зеркалами.
   Недаром именно Марголина избрали председателем бельгийского общества «Societe anonume Belge des tramways de Kieff», владевшего правами на киевский электрический трамвай – первый в Российской империи и второй в Европе.
   29  мая   1913 года была открыта Всероссийская фабрично-заводская, сельскохозяйственная, торгово-промышленная и научно-художественная выставка. За 17 дней работы ее посетили около полумиллиона киевлян и гостей. И здесь Марголин оказался на высоте положения. Он проложил вдоль территории выставки узкоколейку, по которой курсировал самый настоящий электрический трамвай. За пятачок посетитель мог проехать с нижней территории на верхнюю и наоборот. За восемь копеек предлагалась обзорная круговая поездка по выставке.
  Нередко Давид Семенович бесплатно предоставлял трамвай для экскурсий по городу киевским гимназистам или приютским ребятишкам, чем снискал уважение горожан.
   Д.С. Марголин занимал видное положение среди деятелей сахарной промышленности, являлся учредителем свеклосахарных заводов. В качестве члена правления сахарозаводчиков принимал деятельное участие при выработке вопросов и мер, касающихся сахарной промышленности. Был выборщиком киевского биржевого комитета.
   Марголин вкладывал деньги в добычу кавказской нефти. Как финансист он являлся членом совета Киевского частного коммерческого банка (куда также входили «сахарный король» Лазарь Бродский, его брат Лев Бродский являвшийся членом правления многих коммерческих структур, а возглавлял совет Андрей Гудим-Левкович, родственник киевского губернатора), сотрудничал с Киевской конторой государственного банка.
   А вот как описал журналист визит в «штаб-квартиру» миллионера на Николаевской площади (ныне пл. Ивана Франко)   в одном из газетных фельетонов того времени:
     «Нам завязали глаза и долго водили по каким-то ходам и переходам, после чего сняли с нас повязку, и мы увидели себя в кабинете Давида Семеновича. Давид Семенович сидел в кресле и внимательно рассматривал модель несуществующей скважины, могущей давать два миллиона ведер в сутки.
     После обычных приветствий мы сказали:
     - Давид Семенович! Мы хотим интервьюировать вас насчет артезианской воды...
     Не успели мы произнести эти слова, как вдруг Давид Семенович мизинцем левой руки надавил какую-то кнопку в ручке своего кресла, моментально поднялся вверх вместе с креслом и исчез в образовавшемся в потолке отверстии, которое сейчас же бесшумно закрылось. Мы остались сидеть с разинутыми ртами. После чего нам опять завязали глаза и таким же порядком вывели из кабинета».
    Это, конечно, гротеск, но все таки есть в нем и доля истины. Тяга к техническим новинкам позволяла бизнесмену принимать смелые, нестандартные решения. Марголин не был чужд ни одного из достижений прогресса. Он был инициатором строительства в городе системы электрического освещения, с его благословения в городе появлялись новые модели трамвая, фуникулер, артезианское водоснабжение.
   Нельзя не отметить и общественную деятельность Марголина, который материальной поддержкой и личной энергией содействовал всем благотворительным учреждениям, особенно живое участие принимал в делах киевских училищ и торговых школ. С 1893 года Марголин ревностно работал в деле учреждения училищ. Благодаря ему был собран капитал, на который 1-е киевское коммерческое училище выстроило собственное здание. Немало сил приложил Давид Семенович и для учреждения этого училища. Марголин же являлся и членом его попечительского Совета, в который кроме него входили купцы Чоколов, Лев Бродский, Могилевцев, Бернер и Дегтярев, председателем же был профессор Университета св. Владимира (в наши дни университет носит имя Т.Г.Шевченко) Самофалов. Д.С. Марголин состоял почетным членом Санкт-Петербургского совета детских приютов, почетным членом комитета киевской торговой школы им. Терещенко.
    Давид Семенович способствовал развитию Труханова острова, который в те времена формировался как промышленная зона. В ознаменование сорокалетия своей деятельности Марголин построил в 1908 году в Киеве на Трухановом острове двухэтажное каменное здание школы на 150 детей с ремесленным отделением, оборудовал ее и передал под патронаж Киевского благотворительного общества. Председательница этого общества, жена Киевского генерал-губернатора Федора Федоровича Трепова – Елизавета Сергеевна, намекнула Марголину, что, жители Труханова острова испытывают надобность не только в учебном заведении для своих детей, но и в Божьем храме и Давид Семенович профинансировал строительство островной церкви. Храм нарекли в честь и память праведной Елизаветы – небесной покровительницы Треповой. Его торжественное освящение состоялось в сентябре 1910 года. Случай был достаточно неординарный: православная церковь возведена на средства инородца. Настоятель о. Александр (Ходзицкий) после первой литургии произнес прочувствованную речь в честь иноверца-иудея Давида Марголина, который «В наше время, время упадка и шатаний в вере... не усумнился дать материальные средства на наш храм.».
    Этим сооружениям не довелось дожить до нашего времени. Величественный храмовый комплекс и школу, выстроенные по проекту талантливого зодчего –  Киевского епархиального архитектора Евгения Федоровича Ермакова, большевики уничтожили. Теперь на том месте всяческие забегаловки и шашлычные, а вместо учеников-сирот, которых бесплатно обучали ремеслу, здесь теперь, в отсутствие какого-либо благотворительного заведения, попрошайничают беспризорники нынешнего времени. Созданный при содействии Марголина поселок на Трухановом острове существовал вплоть до 1943 г., когда был сожжен нацистами.
   На банкете в честь сорокалетия коммерческой деятельности Давида Семеновича поздравлял сам городской голова Ипполит Дьяков, говоривший, что в Киеве нет ни одного коммерческого предприятия или благотворительного учреждения, которому не оказал бы ценную помощь рублем или интеллектом Давид Марголин. Бывший же до него городским головой Стефан Михайлович Сольский (в свое время много содействовавший непростому разрешению вопроса строительства киевской хоральной синагоги) писал, что «в числе обывателей г.Киева, которые своею выдающейся общественной деятельностью заслуживают внимание Правительства занимает достойное видное Место Киевский 1-ой гильдии купец Д.С.Марголин. Проживая в Киеве 26 лет, вполне доказал, что и единичные усилия и неослабленная энергия честного деятеля, поставившего своею задачей благосостояние населения данной местности, приносит ей существенные выгоды».
   Заслуги Давида Семеновича в бизнесе и филантропии были высоко оценены. Он стал кавалером многих русских и иностранных орденов, почетных знаков. В апреле 1898 года, «по засвидетельствовании г. Министром Финансов о полезной деятельности на поприще отечественной торговли и промышленности», Давид Марголин удостоился звания коммерции советника.
   Будучи активным деятелем еврейской общины, Давид Семенович Марголин принимает участие и в общееврейских делах. На свои средства в 1911 году по проекту гражданского инженера Федора Эссена в Киеве на Подоле по улице Константиновской,37 выстроил и оборудовал 4-классное еврейское училище (Талмуд-Тору) для бедняков и сирот рассчитанное на 300–400 учащихся (теперь в этом здании размещается школа), построил в Киеве для ремесленников синагогу. Он также являлся членом комитета Общества для научных еврейских изданий и много содействовал организации этого научного предприятия. В тревожные 1905 - 06 гг. и позже М. представлял высшим администраторам записки о необходимости уравнять евреев в правах, доказывая, что только бесправие евреев создает возможность погромов и вызывает ненормальные явления в еврейской жизни. Это утверждение было подчеркнуто Марголиным в совещании, созванном сенатором Турау, по высочайшему повелению расследовавшим киевский погром 1905 г. В своем заявлении Киевскому, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору Давид Марголин сообщает, что квартиру его сына Арнольда, проживающего на улице Мало-Житомирской, 6, разгромила «...толпа вместе с городовым», причем впереди всех шел городовой, который и привел туда погромщиков, он же «первый приступил к разгрому».
   Нельзя не вспомнить и старшего сына миллионера – известного киевского адвоката Арнольда Давидовича Марголина (родился в 1877 году в Киеве), который как и отец, имел все данные для того, чтобы преуспеть в бизнесе, но выбрал политику. Он принимал активное участие в сионистском движении,  а затем в территориалистском движении одним из лидеров которого стал после смерти М. Э. Мандельштама, оказывал юридическую помощь жертвам еврейских погромов, резко осуждал погромную политику правительства, сфабриковавшего небезызвестное «дело Бейлиса» за что лишился адвокатского звания и был вынужден на время покинуть Киев и восстановлен в правах лишь после Февральской революции 1917 г. В гражданскую войну, в период борьбы за независимость Украины, Арнольд Марголин оказался на весьма высоких должностях. При гетмане, после провозглашения в ноябре 1917 г. Украинской народной республики, стал сенатором, генеральным судьей, а в ноябре 1918 г. при Петлюре получил портфель вице-министра иностранных дел. В марте 1919 г., после кровавого погрома в Проскурове (ныне Хмельницкий), подал в отставку, но продолжал поддерживать правительство С. Петлюры, считая ответственным за погромы не его, а «черную сотню». В том же году стал дипломатическим представителем правительства Директории в Лондоне, получив  ответственную миссию –  склонять страны Антанты к поддержке Украины и занимал этот пост до падения Директории в ноябре 1920 г. В 1922 г. А.Д. Марголин переехал в США, где занимался адвокатской практикой и выступал как лектор и журналист.
   Арнольд Давидович Марголин стал автором книг, в том числе «Украина и политика Антанты» (1922), «Евреи Восточной Европы» (1926), «Из политического дневника» (1946) и др., в которых старался доказать Западу право украинского народа на собственную государственность, а также описывавших нелегкую долю евреев на Украине.
   Умер А.Д. Марголин в 1956 году в Вашингтоне.
   Биография Давида Семеновича Марголина в советский период полна загадок и домыслов. Большинство из них сводится к тому, что почтенный киевлянин эмигрировал и помог ему в этом сын Арнольд. Точная дата ухода из жизни киевского бизнесмена и филантропа неизвестны.
   Вспомнили о Д.С. Марголине лишь в 30-е годы –  газета «Большевик» вдруг решила напечатать карикатуру на него и ехидную реплику-заметку, в которой говорилось, что «Он построил на Подоле синагогу, на Трухановом острове — церковь. Наверное, построил бы еще и католический костел, и лютеранскую кирху, и караимскую кенасу, и магометанскую мечеть, если бы революция не прогнала его».
    И – долгие годы умолчания и забвения.
   После падения тоталитаризма и обретения Украиной независимости многие забытые на десятилетия имена начали возвращаться – в названиях улиц и площадей, прежде нареченных в честь партийных чиновников. Но имени Марголиных нет на карте столицы. То ли потому, что евреи, то ли улиц для них не хватило. Ни для Давида Семеновича, так много сделавшего для города, ни для сына его Арнольда, чьи книги, доказывающие право украинцев на собственное независимое государство, в последнее время стали довольно-таки актуальными. Их именами не названы улицы. А жаль. Право слово, они заслужили этого.

2009 г


Рецензии
Я не понимаю, какой смысл писать про Украину на русском сайте и на русском языке???... разве она, право слово, этого заслужила?

Елена Хохлич   30.10.2018 21:20     Заявить о нарушении