Стефан Цвейг. Письмо незнакомки

"Письмо незнакомки" - первая новелла, которую я прочитал когда-то у Стефана Цвейга и она застала меня врасплох. Довольно долго я пребывал в недоумении, пытаясь хоть как-то переварить прочитанное. Что это вообще такое было? В мировой литературе довольно часто, всем и каждому, в зависимости от пристрастий, воспитания и мировосприятия, встречаются кажущиеся неадекватными образы, те, кто совершает глупые или дикие поступки, но относишься к ним снисходительно - списываешь на какие-нибудь придуманные автором неземные чувства, временную или врожденную слабость, обстоятельства. Разовые акции подобного рода можно всерьез и не воспринимать или, на худой конец, махнуть на какой-нибудь персонаж рукой, дескать, ну, таков этот человек, разные индивидуумы встречаются.

В последствии я много думал по поводу "Письма незнакомки", пытаясь понять, что же в итоге так меня раздразнило, привело в неистовый разброд и шатание. Надумал следующее. Несмотря ни на что, Стефан Цвейг пишет очень разумно и обстоятельно, да, у него куча вываливающихся за края эмоций, они бьют по голове, отбивая последние извилины, но сам текст ясный и понятный. По крайней мере, для меня. Этот автор, несмотря на целый букет неврозов, приписываемых ему, не производит впечатления порывистого полупоэта, который пускает на самотек собственные переживания, когда уже становится не совсем понятно - чьи страдания перед нами. Героя произведения или самого писателя.

Подобный опыт был для меня в новинку. Тот же Кафка отличается логическим извлечением квинтэссенции, а здесь все, казалось бы, на поверхности, руками можно потрогать. Мало того, что жертвенные потусторонние поступки женщины в "Письме незнакомки" объясняются со всею неадекватностью, на которую способен каждый разум, не раз упражнявшийся в демагогии, количество этих поступков и их интерпретаций растет, в том числе и качественно. Никакой мозг не способен обработать подобной дикой смеси информации, нагнетания атмосферы и убивающей трясучки. Сюжет проваливается все дальше и дальше, в какой-то момент я даже схватился за голову и отбросил от себя книгу.

Для кого-то, кому необходима подпитка подобными устрашающими переживаниями, "Письмо незнакомки" покажется гениальным и вполне может быть, что таковым оно и является. Я же надолго после чтения этой новеллы отложил Стефана Цвейга в долгий ящик, даже попытался поставить на нем крест, хотя это довольно сложно сделать, хотя бы из тех соображений, что за нагромождениями очень разного и очень неадекватного хочется найти самого автора, он притягивает своею загадочностью.

Освобождение пришло не очень скоро, после я прочитал еще несколько новелл автора, периодически закатывая глаза и давая себе слово больше его не читать. Все изменилось после "Нетерпения сердца". Как мне показалось на тот момент, я, наконец, понял Стефана Цвейга, более того, угол зрения изменился настолько, что теперь это тот писатель, которого я обязательно читаю каждый год.


Рецензии