Про дедушек и бабушек

   У нас на Севере по-разному кличут дедушек да бабушек.
Мужчину уже имеющего внуков называли – дедко, дедка.
Этими и подобными словами многие предметы да живульки обозначались, к примеру: "дедушко-бабушко" – это ромашка.
"Дедко" в некоторых говорах, значит – молоток, а также безымянный (межумянный) палец.
"Дедушко" называли крота, паука и даже стиральную доску.
     Внуки обращались побытом так: дедушка, дедушко или деда.
Бабушка обращалась ласково к своему мужу: дедочко, дедонько – голубанушко.
Присказка есть такая: "дед бапку посадил на грятку, поливал её водой, чтобы стала молодой".
     Любопытные спрашивают в шутку у бабушки с дедушкой – что делали вместях? Оны смеются, отвечают: «миловались да охапились (обнялись)».
Внучка рассказывает: "бабушка у меня постаршэ, она умственна така, она отдыхат, а дед где-нито в огороде шыритца".
     У слова "бабушка" тоже много значений.
К примеру, "бабУшка" – это детская игрушка. Загадка есть такая: у бабушки в избушке есть пёстры бабУшки. (одеяло из разноцветных лоскутов).
В ходу были слова: бабаня, бабёшечка, бабушенька, бабуленька.
     Иногда говорили "баушка" – этим же словом обозначали клевер и люльку для ребенка.
"Бабульками" называли озёрные растения – кувшинки.
Крупные, пушистые хлопья снега называли "бабушками".
     Бесконечно можно рассказывать про дедушек и бабушек, много сказок есть, пословиц, поговорок.
Просто вспомним с теплотой о наших бабушках и дедушках, да и о нас самих, звание уже эти получившие, тоже вспомним и возгордимся.

Материал подобрала из словарей северных говоров – архангельского, вологодского, а также поморской говори.
Картинка из интернета


Рецензии
Задаёте Вы мне работу!
Ваши произведения исследую,
переношу слова и пословицы
в свои закрома. Богато!

Кстати, Вы так и не отозвались
оценкой на мой словарь.
У многих, вероятно, что-то
подобное имеется.

Здравия Вам!

Огонь Вед   28.10.2018 11:49     Заявить о нарушении
Прошу прощения! Он у меня в работе, когда мне надо слово найти по смыслу или по рифме я обращаюсь к нескольким словарям и к вашему в том числе. Он очень хорошо сложен и объяснения хорошие, подбор слов - достаточно древних, вышедших из употребления давно хороший. Я ведь иногда на этой основе придумываю слово или додумываю окончание. СПАСИБО!!!

Лилия Крошнина 2   28.10.2018 20:33   Заявить о нарушении
Так я его и назвал словарём
стародавних и диалектных слов.
Остальное вроде как добыть можно.
А это всё с улицы, от народа.

БлагоДарю за оценку.

Огонь Вед   28.10.2018 22:01   Заявить о нарушении