Ведунья

-   Ведуньюшка наша. - так её с нежностью называли селяне.

-   Да какая я вам ведунья?  - отмахивалась Раиска и даже краснела.

Первый раз девушка узнала, будто она обладает каким-то даром свыше, когда ей было лет восемнадцать. Как раз на работе она находилась, на дойке, как вдруг сильно разболелась голова. Она потёрла ладошкой лоб, потом затылок, ну и за виски не забыла. И вроде рукой всё сняло. Хотя и действительно, снято всё рукою.
А вскоре и подруженьке её, Наталке, стало плохо, от этой самой головной боли, Раиска и ей присоветовала, мол, потри вот здесь, вот тут и вот так. Но у Наталки ничего не вышло.

-   Раиска, я тру, тру, а башка как болела, так и болит.

Раиска вздохнула и принялась сама растирать Наталке нужные места. И вскоре та с облегчением проговорила:

-   Ну надо же! И правда отпустило.

С тех пор Раиска всегда лечила Наталку от внезапной мигрени, а на это действие обратили внимание и другие девчата, которые, впоследствии, тоже не отказывались от качественной услуги здешней товарки. И таким образом пошла по деревне молва, что Раиска запросто лечит головную боль.
Дальше - больше.
Соседка Раиски, тётка Нюрка, подвернула ногу на собственном пороге и так выла от резей в конечности, что деревья тряслись. Сразу собрался народ под её забором, все с надеждой поглядывали на запыленную дорогу, откуда должна появиться фельдшерица на своём скрипучем велосипеде. А Раиска подскочила к тётке Нюрке и изо всей силы дёрнула ту за щиколотку, та крикнула последний раз и затихла.

-   Господи, уже полегчало.  - вымученно призналась женщина и принялась вытирать фартуком пот с лица.  -  Раиска, да как же тебе удалось? Думала, помираю.

-   Ой, тётка Нюрка, ты о смерти даже не думай, ещё не одна булка хлеба помрёт, потому что ты её съешь. Как удалось? Сама не ведаю.  - дёрнула плечами дивчина.  -  Я словно почувствовала все твои косточки, вот прямо перед глазами они у меня...

-   Чудеса да и только!  - прошамкала бабка Акулина беззубым ртом.  - Раиска, а может, заодно ты и меня выручишь, спину мне полечишь? Надоела ужо зараза... И ноет, и ноет днями напролёт.

-   Ложись, Петровна, на лавку, зараз гляну и на твою спину.  - согласилась Раиска.

-   А чего, нельзя уйти в укромное местечко?  -  строго спросила Акулина, задирая свою свободную, некогда синего цвета, кофту.  - А если мужик какой рядом, а я тут вся, словно маманя меня только родила.

-   Ха-ха-ха!  - засмеялись селянки.  -  Ты, бабка, не промах, мужика ей захотелось! Да кто на тебя посмотрит, нужна ты им. Так бы и сказала, мол, вдруг старик какой мимо будет проходить, то куда ещё не шло. Дык, твои ровесники всё равно не заметят, потому что они все уже слепые, как те кроты.

-   Будя вам!  - не зло проворчала Акулина.  -  Разбрехались тут, овчарки. И на вас тоже старость найдётся, али навсегда молодками мечтаете остаться, дуры?

-   Не отвлекайся, бабушка, ты ложись.  -  ласково попросила её Раиска.  - А задираться не надо, я через одёжку пощупаю твою поясницу.

-   Ну давай, щупай! Давно мне никто не говорил таких слов.  - теперь уже и Акулина смеялась вместе с молодёжью.

Кости трещали так, что некоторые молодицы уши закрывали, ожидая, что Акулина тоже начнёт орать, как и Нюрка, но та стоически держалась, лишь губы кусала и изредка кривилась.

-   Ох, сколько лишнего ты тут нажила, бабка Акулина. Вот сейчас я тебе всё это разобью и ты ещё станцевать у нас сможешь.

Раиска ещё неделю колдовала над спиной Петровны и та, действительно, потом танцевала на свадьбе своего внука, а слухи о Раиске-ведунье распространились по всему району и к ней стали приходить и приезжать разные незнакомые люди. Они привозили с собой стариков, детей и всех, кому требовалась её помощь. Раиска не отказывала, даже ночью принимала, если в том была нужда, но денег ни с кого не брала, а также никаких подношений.

-   Ты малахольная, что ли?  - ругала её Наталка.  - Время теряешь и свои силы. А всякая работа должна оплачиваться. Дают - бери! - так нас учили с самого детства.

-   Нет, Наталка, ты не права. Я ни в чём не нуждаюсь, а людей буду лечить бесплатно. Нельзя мне свой дар за деньги продавать, понимаешь?

Шли годы. У Наталки уже и внуки подрастали, а Раиска всё оставалась одна, теперь уже Раиса Емельяновна.

-   Ну и чего ты добилась в жизни своим врачеванием, от скажи?  - спрашивала подруга.  -  Семью так и не завела. Какой парень хороший, Лукьян, за которого ты замуж выходила в двадцать лет. Тебе бы радоваться да детей ему нарожать полную горницу, ведь сама сиротой росла, родители твои рано помёрли, а следом и бабка, что тебя воспитывала. А тебе всё некогда: то работа, то всяких людишек лечила. Оно б ничего, коли местных, так ты и чужаков принимала со всех краёв света. А теперь вот и маешься одна-одинёшенька.
А с законом сколь у тебя проблем возникало? Да на каждом шагу! Это повезло, что ты оплату не требовала от "пациентов", а так бы - тюрьма. Ну и где ты видишь счастье, о котором постоянно мне талдычишь?

Раиска лишь молча смотрела на свою подругу, даже с какой-то жалостью, но иногда не выдерживала и тоже вставляла веское слово.

-   А помнишь, когда ты свою старшую ко мне принесла, та помирала на твоих руках от кори, помнишь? А я её спасла тебе на радость. А вот, если бы я тогда сказала, что некогда мне, я, мол, семейная, у меня муж и дети, то ты бы меня поняла? И какое право ты нынче имеешь, чтобы упрекать меня в этом нужном и важном для всех занятии? Мало я, лично твоей семье помогла? Да со счёту сбилась! Для меня, Наталка, нету разницы, где свой, а где чужой. Все живые и все одинаковые. А что Лукьян уехал от меня, то Господь ему судья. Родила бы я ему, обязательно родила, только он не захотел подождать маленько. Ну что же, как говорится, вольному - воля.

-   Прости меня грешную, Раисочка, прости.  - кидалась ей в ноги Наталка, а Раиска снова молчала, только гладила по голове свою ворчливую и неугомонную приятельницу, с которой они вместе, вот уже более сорока лет.

Но как-то Раиска отказалась от врачевания, сама плохо себя почувствовала. Возле её ворот толпились пришлые и приезжие, они выжидали, когда на крыльцо к ним выйдет ведунья, осмотрит больных и даст распоряжение, кому зайти к ней в первую очередь, а кому в последнюю. Но на крыльцо вышла Наталка, она объявила, что нынче приёма не будет и, возможно, теперь уже никогда.
По толпе прошло роптание, мол, как так? Почему и прочее? - но Наталка уже закрыла двери с обратной стороны. Народ и с места не сдвинулся, все надеялись на чудо. Потом к дому Раиски подъехала грузовая машина, это местный шофёр Иван Лозинин, с которым Раиса Емельяновна накануне договорилась, чтобы тот добросил её до ж/д вокзала. Пожилая женщина направлялась поближе к морю, чтобы поправить надорвавшееся здоровье.
Раиса Емельяновна, в сопровождении своей верной Наталки, продвигалась к машине. Дорогу им преградила дородная баба с годовалым мальцом на руках:

-   Спасите внука, пожалуйста! Вы наша последняя надежда!  - в слезах попросила несчастная. Раиска глянула на неё, потом на ребёнка и отрицательно покачала головой. А Наталка легонько оттолкнула просящую, чтобы та не мешалась на их пути.

-   Да гореть вам всем в аду!  - заорала им вслед бабища. Раиска резко развернулась.

-   Не посылайте проклятия другим, усугубляя и без того плачевное состояние мальчонки. Пока с ним не всё потеряно. После каждого сеанса мне требовалось целые сутки на восстановление, а я не береглась, по тридцать человек вас обслуживала. И вот, от переборов всегда недоборы, сама теперь хворая. Но ведь вам наплевать на это, не так ли? - обратилась она к голосящей на всю округу женщине.  - Вам надо внука вылечить, а там, хоть трава не расти, верно? Но я не могу, у меня на это нету никаких сил. Я ему сейчас открою его ауру, а вдруг закрыть не смогу? Ведь для этого нужно полное здравие духа, а у меня, у самой его с гулькин нос. И малец помрёт на ваших глазах, вам это надо? Везите в больницу, я вам уже сказала, ещё не поздно.

Но и после санатория Раиса по-прежнему никого не торопилась врачевать. Жена председателя колхоза так и сказала своему благоверному, мол, ведунья наша завыпендривалась, никого лечить больше не собирается.

-   Куда денется та старая? Меня-то уж точно примет.  - с ухмылкой произнёс он. Но ошибся, Раиса и ему указала на порог.

-   Ты не лучше всех, хоть и главный. Уходи. Мне ещё долго приводить себя в порядок.

И деревенские осудили Раиску. Ты смотри, мол, какая?! То лечила, а теперь выделывается, цену себе набивает. Уж не оплату ли решила с нас взымать, креста на ней нету.

Они забыли добро, как Раиска ночами не спала, лечила всех подряд без разбора, а потом, не выспавшись, шла на тяжёлую работу. Ведь ни копейки ни с кого не взяла, но это всё кануло в Лету.

Вот так и в жизни. Как только человек перестаёт быть полезным в чём-то, он автоматически превращается в изгоя. И всем недосуг до его здоровья и возможностей, потому что каждый думает только о собственном благополучии. Есть исключения, но они мизерны, ведь дальше своего носа мы ничего не видим. Или не хотим видеть.


Рецензии
Да, Галина, не делай добра...)))
Поучительная история, почти притча
получилась. Хорош и колоритен язык,
знаете вы простых людей,
об этом приятно
читать, спасибо.
С уважением,

Михайлов Юрий   19.12.2018 20:52     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогой Юрий!

С теплом души,

Клименко Галина   19.12.2018 21:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.