Песня марала книга таёжных рассказов

  1 .ЧЕМ ЛЕЧИТ ТАЙГА

Наступил сентябрь, и  листва на деревьях принялась рыжеть и краснеть – это  верный  признак того, что в тайге поспела ягода, созрел орех, открыта охота.
Я выходил на  крутой берег  Енисея, откуда видны далекие горы, и  замечал, что ниже гольцов еще сильнее потемнела узкая лента кедрача, а в листвяжнике, что рассыпан по крутому  склону хребта, разгорался пожар осени, и я чувствовал, как  все сильнее тоскует по тайге  мое сердце.
Я спускался с высокого  берега к воде, садился на огромный валун, о  который  бились холодные  волны,  и только тут, слушая монотонную работу реки, я успокаивался. А уходил –  снова тоска  оживала в груди. Мне мерещилось, кто-то невидимый шепчет на ухо:  тайга  ждать  долго не будет.
Тайга-то тайгой…Она всегда  на месте, а  вот  люди ждать не будут, уйдут без меня. Степан-лесник, мой давнишний товарищ будет переживать: ведь мы договорились вместе маралий рев послушать, поорешничать, а я подведу, не  прилечу к нему в Тоджу. Мне неожиданно  дали путевку в санаторий. Вот и хожу по кабинету, гляжу в окна, откуда видны гольцы Саян, а кто-то невидимый мне нашептывает: «Брось ты свою путевку в санаторий, поезжай в тайгу, тайга вылечит…»
И вот лечу на самолете в таежный  край Тоджу – колыбель великого Енисея. Там  много голубых озер, бурных рек, дикого  зверя. Здесь  люди  кормятся охотой, рыбалкой, орехом, пушным промыслом. Воздух в Тодже чист настолько, что смотришь на далекие горы, а они как будто совсем рядом. И стоит  тебе только пристально приглядеться, как там, на звериной тропе, увидишь гордого марала, на прогалине – стадо северных  оленей, на  кедре – шуструю белку с шишкой в лапках…
В Тоора-Хеме меня оглушил гул танкетки. Возмутиться бы надо:  чего так реветь, хоть уши  затыкай. А посмотришь на тоорахемцев, по-иному это оценишь. Приподнятое у них настроение, радостные ходят.
У конторы лесхоза кучки мужиков в зеленых штормовках. Они неспешно курят, обсуждают что-то. А  женщины – туда-сюда по улицам ходят, возбужденные все:
– Мужья-то наши орешничать собираются. Орех нынче славный. То-то обнов и гостинцев накупим!
Вот в чем дело! Оттого и гудит танкетка, обкатывают ее после ремонта, в  трудный  и далекий путь готовят. В тайгу промысловикам провизию, одежду на ней повезут, оттуда орех.
Таежную дорогу не каждый  осилит.
«Каравай домашний за один присест съешь?» – спросят у тебя, прежде чем в дорогу брать. Засомневаешься ты, и они в тебе засомневаются, слабак, подумают, разве такому таежную дорогу  осилить, нечего нос за порог совать. Там  тебе пни на пути противотанковыми ежами покажутся, небольшие болотца – непроходимыми топями, завалы  бурелома –  неприступными баррикадами. Деревья в завалах друг на друга и поперёк и вдоль, и в небо, и в землю упираются, будто их  злой волшебник складывал. Неопытному да слабому тут  делать нечего. Начнет  убирать одно  бревно, а сыграет второе, а  третье, покатится – зашибёт.
Вот и посылают вперед бывалых мужиков с острыми пилами и  топорами. Идут они по таёжной противопожарной просеке, то пень срежут, то нависшую или упавшую лиственницу распилят на части, то  завал  разберут. А за ними вьючные лошади  движутся. До деляны, где  кедра море, идти далеко, не раз вспотеешь и высохнешь.
Забирается кедр туда, где   берут начало горные  реки, и рождаются сизые туманы. Он любит держать на своих макушках  ночующие облака. Кедр  добр и  щедр. Все живое в тайге не прочь укрыться в его пушистых ветвях и полакомиться кедровыми орешками. У  кого зубы остры, клюв крепок, кто научился добывать ядрышко – тот лакомится орешками, а неумеха только  облизывается.
Меня Степан-лесник научил, как с высоченного кедра орешки добывать. Не  легко это. Ну, да мне много не надо, хотя все из тайги стремятся побольше богатства  увезти –  орехов, рыбы, дичи. А мне  рюкзачишко орехов хватит на зиму щёлкать, а вот таёжной жизни я бы три короба увёз. Да только не так это просто. Надо с тайгой крепче сродниться, сотни километров звериных троп пройти, у  костра все  рассказы таёжников выслушать, ложиться спать, когда ковш Большой  Медведицы ручкой вниз опрокинется, а вставать с утренней  зарей, тогда непременно бодрым и крепким станешь и с багажом приедешь!
    Книга "Песня марала" опубликована


Рецензии