5 Спектр сознания. ч. 1 Великая Цепь Бытия

      Что включает в себя спектр сознания?
      
      Из книги «Око духа» Кена Уилбера:

«…. этот спектр (сознания, внутреннее индивидуальное), по-видимому, простирается от инстинктивных до эготических и духовных модальностей, от доличностного до личного и надличного опыта, от подсознательных до самосознательных и сверхсознательных состояний, от тела до разума и самого духа.

Как любят говорить христианские мистики, у мужчин и женщин есть (по меньшей мере) три ока познания: глаз плоти, который познаёт физические события; глаз ума, который познаёт образы и желания, понятия и идеи; и око созерцания, которое познаёт духовные переживания и состояния. И это, конечно, упрощённая версия спектра сознания, простирающего от тела через разум к Духу.
Человеческие существа не просто обладают разными уровнями – например, телом, умом, душою и духом, как полагают великие традиции, но каждый из этих уровней также имеет четыре аспекта: интенциональный, поведенческий, культурный и социальный.

Центральное место в вечной философии занимает понятие Великой Цепи Бытия. … реальность состоит из нескольких разных, но непрерывных измерений.   
На одном конце этого континуума бытия или спектра сознания находится то, что мы на Западе назвали бы «материей» или неодушевлённым и не обладающим сознанием, а на другом конце  - «дух», или «божество», или «сверхсознание» (которое, как мы увидим ниже, также считается всепроникающей основой всей последовательности). Между двумя этими полюсами располагаются другие измерения бытия, выстроенные в порядке их индивидуальных степеней реальности (Платон), актуальности (Аристотель) содержательности (Гегель),  сознания (Ауробиндо), ясности (Лейбница), охвата (Плотин) или осмысленности (Гараб Дордже)».

     Из всех указанных степеней я бы выбрала степени реальности, так как это слово включает в себе  все остальные, которые являются определёнными её сторонами.

«Пока что нас вполне удовлетворит простая иерархия «материя-тело-ум-душа-дух».
Центральное утверждение вечной философии состоит в том, что мужчины и женщины могут расти и развиваться (или эволюционировать), проходя по всем ступеням иерархии вплоть до самого Духа…».
 
     Иерархия (иеро – означает священное или святое, арх – правление или господство).

«Первоначально введённое в употребление великим христианским мистиком Святым Дионисием оно, по существу, означало «руководствоваться в своей жизни духовными принципами». Однако вскоре это понятие было переведено на язык политической и военной власти, где «духовное руководство» стало означать «руководство Католической церкви» - духовный принцип был извращённо истолкован как деспотизм.

Тем не менее, понятие иерархии в том смысле как оно используется в вечной философии – и, конечно, в современной психологии, эволюционной теории и теории систем означает просто ранжирование порядков событий в соответствии с их холистической ёмкостью.

Артур Кёстлер ввёл в оборот термин «холон», который обозначает то, что будучи целым в одном контексте, является частью более обширного целого в другом. Например, в предложении «нашла коса на камень» слово «коса» является целым по отношению к составляющим его отдельным буквам, но частью – по отношению к самой фразе. И целое (или контекст) может определять значение и функции части – значение слова «коса» различно во фразах «нашла коса на камень» и «коса расплелась». Другими словами, целое больше суммы своих частей и целое во многих случаях может влиять на функции своих частей и определять их значение».

     Мне бы хотелось отметить, что слово, так же как и фраза, включает в себе не только порядок букв или слов и их понятие (информацию),а также общее понятие всего предложения.

«В таком случае, иерархия – это просто порядок увеличения холонов, отображающих возрастание целостности и интегративной ёмкости».

    Что будет, если часть будет изменяться не так, как это следует для целого? Изменения в части влекут  изменения в целом. Изменения в целом влекут  изменения в части. Что я этим хочу сказать? Что часть должна подчиняться целому, чтобы не было нарушения гармонии в целом. Как не верти, иерархия это подчинение части целому. Таков духовный принцип.

«Каждое последующее звено в Великой Цепи Бытия олицетворяет рост единства и более всеобъемлющую тождественность – от изолированной тождественности тела, через социальную и коллективную тождественность разума, к высшей тождественности Духа – тождественности буквально всему явленному Космосу. Вот почему великая иерархия бытия часто изображается в виде ряда концентрических кругов или сфер, или «гнезд в гнёздах».

И, наконец, иерархия ассимметрична (это «выше-архия), поскольку процесс не идёт в обратном направлении. Например, сначала идут буквы, потом – слова, потом абзацы, но никак не наоборот.

Все известные нам последовательности развития и эволюции, в значительной мере, идут по пути иерархизации или в прядке возрастания целостности – к примеру, от молекул к клеткам, затем к организмам, системам органов, организмам и сообществам организмов. В когнитивном развитии мы наблюдаем расширение сознания от простых образов, которые представляют одну вещь или событие, к символам и понятиям, которые представляют целые группы или классы вещей  и событий, и далее к правилам, которые организуют и объединяют многочисленные классы и группы в целые системы».


Рецензии
Что именно?

Лариса Болотова   31.10.2018 14:31   Заявить о нарушении
так в чём смысл жизни, в том чтобы раствориться в космосе став им?

"«Каждое последующее звено в Великой Цепи Бытия олицетворяет рост единства и более всеобъемлющую тождественность – от изолированной тождественности тела, через социальную и коллективную тождественность разума, к высшей тождественности Духа – тождественности буквально всему явленному Космосу. Вот почему великая иерархия бытия часто изображается в виде ряда концентрических кругов или сфер, или «гнезд в гнёздах».

Дмитрий Козлов Невельчанин   31.10.2018 15:04   Заявить о нарушении
Хотелось бы узнать ваше мнение о смысле жизни.

Лариса Болотова   31.10.2018 20:52   Заявить о нарушении
наше тело есть оболочка для нашего "я",..
мы всегда вокруг своего "я" создаём оболочки, внутри которых живём и свободно развиваемся,- в идеале.

такой оболочкой является природная среда нашей прекрасной планеты, наш собственный дом, и семья в нём.
масштабной оболочкой является наша родина, государство, народ.
ещё больший масштаб- вся человеческая цивилизация.

..но тяготеем мы душой и духом в космос, на единение со Вселенной,- ЗАЧЕМ?
то что мы называем в религии духом - это информационные программы развития мироздания (злой нечистый лукавый дух, бесы - вирусные программы).
Душа- это тонкие информационные взаимосвязи связывающие нас со Вселенной.
Мы с ней один организм,- она нас в себе родила, как мать.

Можем ли мы тяготеть к тому, чтобы соединяя другие планеты, звёзды и иные цивилизации,- по типу организации нейронов мозга, объединить космос в информационную систему с программой усложнения взаимосвязей?

То есть мы внутри тяготеем к тому, по высшему замыслу в религиозном восприятии темы, чтобы создать некую сверхоболочку, но только в конце концов уже из всей самой Вселенной.
Но так как это один единый информационный процесс перехода познания в самопознание,- через выражение абсолюта, то в итоге получается, что это сама Вселенная, организуя нас особым образом упорядочивает себя в систему,- в живой организм.
это нужно чтобы эволюционировать,- и выразить собой абсолют полностью.

..но так как абсолют неисчерпаем,- то это есть вечность.
То есть, каждый раз конец всего, - с образованием в итоге компактного зерна с новой генетической программой мироздания, будет рождать Вселенную сызнова, но неповторимо иначе, как возможность выражение абсолюта,- это то, что мы в религии называем Богом.

Все наши жизни подчинены логики создания такого компактного зерна, с новой программой ДНК мироздания, которому ещё предстоит родится.
За этим надо увидеть абсолют и свойство его выражения,- самовыражения в нас.

Дмитрий Козлов Невельчанин   01.11.2018 02:36   Заявить о нарушении
Большое спасибо информацию.

Лариса Болотова   01.11.2018 22:05   Заявить о нарушении