Да будьте вы деликатнее, господа!
Конечно все мы, пишущая братия, интересуемся жизнью гениев и много читаем мемуаров. Так вот, что хотелось бы мне высказать на этих страницах... Мемуарист пишет о своих современниках, и они предстают перед нами иногда ещё молодыми, не достигшими своей известности, и сам автор мемуаров иногда не воспринимал их как выдающихся писателей и не был в состоянии оценить их талант и предположить, как произведения их будут звучать во времени... Наверное поэтому в мемуарной литературе часто встречаются слова, вызывающее негативное отношение к великим творцам Слова. Поэтому иногда сиюминутные впечатления, переданные мемуаристами, представляют нам великих творцов в нелицеприятном виде, что не способствует обогащению читателя.
Многое зависит не только от отношения самого мемуариста к писателю, с котором когда-то он был знаком в своей жизни, но и от самого читателя, от уровня его знаний тех литературных произведений, которые оставил нам в наследие человек, о котором написано.
Нам, читателям, надо помнить, что главное - это свершение писателя, его наследие, и в том, что он оставил нам - его душа, его взгляды, его совесть, его талант...
Поэтому давайте скептически относится к авторам мемуаров, когда-то где-то пообщавшихся с великим писателем, который предстаёт перед ними в его воспоминаниях как простой человек со своими слабостями и, может быть, говорит как-то слишком вольно или резко, - в общем, не нравится автору.
Рецензии
Ну тут, наверное методики и советов для всех не существует. Наше человеческое общение с авторами, которых уже нет в этой жизни, продолжается и мне понятны слова -"для Бога нет мертвых, для него все живые". Есть внутренние человеческие встречи, которые происходят с человеком, как диалог и доверительное общение. И ты его принимаешь целиком. И его друзья становятся твоими друзьями, враги не интересны тебе. т.е. ты разделяешь их труд, а не бытовое восприятие их в жизни. Есть люди, не смотря на их талант, принимают тебя, как своего и то, что создано их руками, они с щедростью делятся с тобой. И ты понимаешь, чтобы о них не говорили другие - хорошее примешь с радостью, плохое пропустишь равнодушно. Анне Ахматовой, Льву Гумилеву, Осипу и Надежде Мандельштам, Ивану Бунину, Федору и Анне Достоевских, Николаю Рубцову, все прощу и приму, чтобы о них не писали. Не пприму величие Льва Толстого, который поносил таинство церкви, и вел себя, как новоявленный пророк, не трудившийся над культурой Росии -"я прочитал, изучил и понял - все это обман и мракобесие". Это выводы гения? Ну может кто то встретит это аплодисментами, как в начале 20 века. Сейчас все лежит на ладони - грех приводит к покаянию, предательство к петле, глупость к неприятию, величие к падению. Мне по душе те, тот, кто грешен.
Андрей Б 31.10.2018 14:26
Заявить о нарушении
Мне нравится то, что Вы написали, во мне тоже есть любовь к великим людям, поэтому даже не хочется называть их великими, слово это - холодное. Именно любовь и сочувствие испытываю я ко многим из них. Нелюбовь моя - к малознающим читателям с радостью выискивающим компрометирующие их свидетельства мемуаристов.Спасибо, что написали мне.
А что касается Льва Толстого,то и к нему я отношусь очень тепло. Различия во мнениях не мешает мне, вероятно, благодарность за прочитанное у него, превышает то, что может быть я не совсем охотно воспринимаю.
Дмитрий Ромашевский 01.11.2018 15:38
Заявить о нарушении
Спасибо, но это все же комментарий и он привязан к вашему тексту. Там есть куски, которые, я когда нибудь использую или придам им отдельный, целостный вид. Ведь это касается не только писателей и поэтов, а культуры целиком, которая оживает в нас, но ни как какая то масса, а личностно, через авторов, ее создавшей. Причем это происходит не предугадано. У меня сейчас появился Бродский, какое то живое присутствие и даже дело не в его текстах, а именно это ощущение, дает возможность входить в его мир. Вообще поэзию считал делом личностным, индивидуальным, этим отчерчен его круг себя и миропонимания. Свое одиночество принял, как должную данность. Мне кажется от него многое ждали, именно масштаба и миссии поэта в такой стране, как Россия, почитайте о нем разгромную статью Солженицина, который прошелся по нем своей масштабностью. А у Бродского не было таких задач и возможностей. Потому Боротынский,для него был важнее, чем Пушкин.
Это поэт нездешности,ухода,одиночества, он проживал, пропускал через себя время и пространство, в котором жил и оставляя его по необходимости течения времени, шел дальше, оставляя стихи. Поэт с острым ощущением времени, ухода из этой жизни и не возврата себя в этот мир. Каждый поэт этим живет, но в нем это было как естественная данность, та задача, которая стояла перед ним, как поэта.
Андрей Б 08.12.2018 07:02
Заявить о нарушении