Ч. 7 Ледяной капкан

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2018/10/28/1325

18 августа пришла шхуна «Fanny A. Hyde» с углём. Началась погрузка, все были в угольной пыли, чёрные, как негры. Угольная пыль покрывала палубу и надстройки. Потом пришлось долго заниматься приборкой.

Наконец отправились по назначению. В сутки расходовали 1,6 тонны угля. Чтобы «Jeannette» имела максимальный запас топлива при выходе из Берингова пролива, до сибирского порта её сопровождала шхуна с углём.

27 августа в бухте на острове св. Лаврентия приняли последний уголь и простились со шхуной.

Погода стояла плохая, штормило. Спать было невозможно из-за шума ветра в снастях, качки и воя собак. Собаки дрались между собой, моряки опасались проходить мимо этих свирепых псов, которых с трудом успокаивали погонщики.

Прошли Восточный мыс, острова Диомида. Замеряли температуру воды, но никаких признаков тёплого течения не обнаружили. Затем миновали мыс Сердце-Камень и остров Колючин. Ночью попали в ледяное поле, почувствовали удар. Вокруг были льды.

Делонг решил, когда льды разойдутся, идти под парусами. Но возникла проблема: греть котлы – останутся без угля, не греть – полопаются трубы. Выход нашли – вылили всю воду из котлов и трубопроводов.
 
Механик Эллсберг и индеец Алексей вызвались разведать на нартах льды. Ночью  Эллсберг со страхом обнаружил, что они потеряли из вида «Jeannette», увлекшись охотой на тюленя, которого Алексей всё же застрелил.

К счастью, утром увидели вдали мачты.  Когда пришли на судно, узнали, что стоявший на вахте Уильям Ниндманн  с тремя матросами самовольно ушёл на охоту за медведем. Делонг не принял никаких оправданий, что медведя заметили рядом с «Jeannette» и что необходимо свежее мясо вместо солонины.

Он хорошо помнил рассказ датчанина о том, что происходило в экспедиции Холла, и сурово предупредил весь экипаж под подписку после ознакомления с приказом о том, что за самовольный уход с судна виновный будет сурово наказан, отдан под суд после возвращения.

На судне не было священника, поэтому по традиции его обязанности исполнял капитан. Это вызвало некоторое неудовольствие среди моряков, хотя оно не имело последствий. Дело в том, что Делонг был ревностным католиком, а большинство моряков – протестантами.
 
Делонг вёл службу по католическим правилам, и всем пришлось с этим смириться. Судно попало во льды примерно в 15 милях от русского острова Геральд. Сначала лёд был тонким, а потом стал очень плотным.

Об использовании парусов всё равно не могло быть и речи, потому что они смёрзлись в каменную массу. Не оставалось ничего иного, как дрейфовать со льдами. Дрейфовали между островом Геральда и Землёй Врангеля.

Стало ясно, что никакого тёплого течения нет и в помине. Помимо достижения Северного полюса, перед экспедицией стояла задача собирать научные сведения об арктических морях, животном мире, метеорологических условиях и магнитном поле Земли в тех широтах.

Для этого на «Jeannette» имелось множество приборов, которыми полярников снабдили Смитсоновский институт и гидрографический департамент военно-морских сил США.
На льду установили палатку для приборов, сделали прорубь.

Начали производить измерения. Коллинз должен был фотографировать, но оказалось, что он забыл проявитель. Репортёр отличался вздорным характером и недисциплинированностью, при этом у него были большие амбиции.

Двое учёных, к которым его приставил Делонг, не захотели помощи Коллинза, потому что он в первый же день разбил термометр, сломал барометр, словом, от него было больше вреда, чем пользы.

Два месяца тесного общения в замкнутом пространстве привели к усталости людей друг от друга. Делонг уже подумывал, чем занять экипаж, когда в один из дней вахтенный матрос закричал, что между судном и палаткой с приборами появилась полоска чёрной воды.

Едва успели перенести инструменты на судно, как льды стали с грохотом перемещаться. Шум от льдин, наезжавших друг на друга, стоял такой сильный, что приходилось кричать, а не разговаривать.

Делонг приказал перенести на лёд две нарты, загрузив их продуктами, на случай гибели  «Jeannette».

Все замерли от ужаса, когда увидели, что на судно надвигалась огромная стена льда. Капитан подал команду в рупор, чтобы были готовы оставить судно и находились на верхней палубе.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/10/30/1273


Рецензии
Опыт сын ошибок трудных... классики верно все говорили, предвидение событий, спасет немало жизней!
С уважением
Искандар

Заметки Географа   02.11.2018 17:02     Заявить о нарушении
Чаще учатся на собственных ошибках, это верно.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   02.11.2018 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.