А вот ещё был случай... 1962г. Один из многих дней

               
                Один из многих летних дней.
               
       Каникулы. Летнее, яркое, ласковое солнышко не даёт спать.  Светит прямо в глаза и зовёт гулять. Отца уже давно нет дома. В шесть утра он уходит на работу. На столе лежит записка. Купи хлеба. Бутылку подсолнечного масла, бидончик квашеной капусты «провансаль с клюквой» и банку борща с мясом.               
       Недолго думая, сажусь на велосипед «Орлёнок» и мчусь в «КИПовский» магазин (КИП – Комбинат искусственной подошвы). В магазине полно народу. Огромная очередь за белым хлебом. Рядом в другой отдел очередь за молоком. Я не стал брать хлеб и поехал в соседний магазин - овощной. Продавщица сняла крышку с двухсотлитровой деревянной бочки. Достала совком капусту с клюквой и доверху заполнила трёх литровый эмалированный бидончик. Купил масло, капусту, борщ и помчался в БДМовский магазин за хлебом (БДМ - Большая Димитровская мануфактура). Там тоже стояла очередь за белым хлебом, но его ещё не привезли и потому за чёрным пропускали без очереди.
       Приехал домой. Почистил и порезал картошку. Включил маленькую электроплитку. Черная спираль через несколько секунд превратилась в ярко алую. Вскипятил на ней воду в небольшой алюминиевой кастрюльке. Как только картошка сварилась добавил к ней борщ из банки и через пять минут вкусный наваристый борщ был готов. Позавтракал. Сел на велосипед и через две минуты постучал в дверь друга – Вовки Баскакова. Он жил в квартире на втором этаже трехэтажного красного кирпичного дома. Он тоже взял велосипед, и мы поехали в соседний двухэтажный, восьми-квартирный деревянный дом за Витькой Долотовым.   
       Витька тоже выкатил велосипед и мы поехали на стадион «Буревестник». Собрали там бутылки из-под вина и пива брошенные болельщиками после вчерашнего межзаводского футбольного матча. Улов был небольшой, но нам хватило. На сданные по двенадцать копеек бутылки, мы купили три ароматные, ещё тёплые с хрустящей корочкой сверху "городские" булочки по семь копеек. На девять копеек - триста грамм солёной бочковой кильки. На остальные деньги - три пачки прессованного фруктового чая. Его мы ели как деликатес, откусывая от бруска. Не заваривая. Запасшись провиантом, мы рванули на речку в деревню «Беляницы». Там уже с утра пораньше ловили рыбу старшие ребята с нашей улицы. Подъехав к пацанам, мы наломали в кустах ветки подлиннее и стали мастерить из них удочки. К тонкому концу прута привязали леску с пробкой от бутылки из-под вина и присоединились к процессу рыбалки. 
       Часа через два рыбы было достаточно, чтобы сварить уху. Уха получилась вполне вкусной. Вместо соли мы бросили в неё кильку. Несколько картошин пацаны захватили из дома. Похлебав ухи и прихватив домой по несколько рыбёшек, погнали домой. 
       Когда подъехали к дому, начался небольшой дождик. Домой идти не хотелось, и мы поехали к большому деревянному автомобильному мосту на улице 1-я Фабричная (впоследствии ул. Ольги Наговицыной-Икрянистовой). Под этим мостом несколько раз в день проходил маневровый поезд. Этого момента мы всегда ждали с особым трепетом и волнением. Но пока его не было, бегали по конструктивным брёвнам моста играя в ловички. Между брёвнами было чуть меньше метра, и мы ловко прыгали с одного на другое, гоняясь друг за другом.  При появлении поезда из-за поворота, беготня прекращалась, потому как тому, кто на этот момент был догоняющим необходимо было по условиям игры залезть на верхний ряд брёвен, проползти по ним до середины моста и дождаться, когда паровоз проедет под ним.      
       Приходилось и мне неоднократно вскарабкиваться на верхний ряд брёвен и ползти на встречу с приближающимся поездом. Каждый раз оцепенение и страх охватывало всю мою душу. Но опозориться перед пацанами было настолько стыдно, что невзирая ни на-что, я полз, полз и полз. Добравшись до цели, я изо-всех сил обхватывал бревно, расположенное точно над рельсами всего в метре над провозной трубой и с ужасом, ждал того мгновения, когда паровоз, обдав меня горячим паром и удушающим чёрным дымом выйдет из-под моста и я смогу с чувством победы над страхом и с гордостью перед ребятами выползти и спуститься вниз. 
       Как-то неожиданно резко стемнело. Дождичек давно кончился и мы всей гурьбой поехали во двор «Красного дома». Так мы называли трёхэтажный, кирпичный дом построенный из красного кирпича, единственный трёхэтажный кирпичный дом на нашей улице. Девочки сидели на деревянной лавочке, установленной в кустах, под кронами больших развесистых деревьев и играли в отгадки названий художественных фильмов. Большая часть пацанов разошлись по домам, а я и Вовка Баскаков присоединились к девчонкам. Суть игры состояла в том, чтобы отгадать фильм, по первым буквам его названия. Отгадавший получал право сам загадывать название другого фильма. 
       Часов в десять вечера родители начинали кричать из окон дома и зазывать своих детишек домой. Оставшись один, я тоже поехал на велосипеде домой.               
       Отец ещё не вернулся с работы(он работал шофёром на грузотакси - ГАЗ-51 и почти всегда приходил с работы поздно).  Я нарезал солёных огурчиков, подкрошил к ним репчатого лука, полил подсолнечным маслом. Сварил картошку в мундире. Вскипятил в маленькой алюминиевой кастрюльке воду и заварил в ней щепотку чая. Прилёг на кровать и уснул в ожидании отца, слушая какую-то интересную радиопередачу.


Рецензии
Кто в детстве не любил есть необычайно вкусный фруктовый чай, именно грызть, а не пить... никакой Марс или Сникерс не сравнится с ним по вкусу... Спасибо, Виктор, вы напомнили и мне мое детство! Ура! Мы все родом оттуда... Разволновал.. Спасибо!

Новоселова Людмила   31.05.2019 21:05     Заявить о нарушении