Какую мелодию играть инстинктам?

                «Иное дело – веровать в Бога,
                и иное – знать Бога».
                -Старец Силуан Афонский.

"Предположим, вы слышите крик о помощи от человека, находящегося в опасности. Вы, возможно, почувствуете при этом два желания: одно – помочь ему (в силу своего стадного инстинкта) и другое желание – держаться подальше от опасности (в силу инстинкта самосохранения). Однако в дополнение к этим двум импульсам вы обнаружите в себе третий, который говорит вам, что вы должны следовать тому импульсу, который толкает вас помочь, и должны подавить в себе желание убежать. Это побуждение, которое судит между двумя инстинктами, которое решает, какому инстинкту надо следовать, а какой подавить, само не может быть ни одним из них. Вы могли бы, с таким же основанием сказать, что нотная страница, которая указывает, по какой клавише вам надо ударить в данный момент, сама – одна из клавиш.

Нравственный закон говорит нам, какую мелодию нам следует играть; наши инстинкты – только клавиши.

Есть еще один способ указать, что нравственный закон – это не просто один из наших инстинктов. Если два инстинкта находятся в противоречии друг с другом и в разуме нашем нет ничего, кроме них, то, вполне очевидно, победил бы тот инстинкт, который сильнее. Однако в те моменты, когда мы особенно остро ощущаем воздействие этого закона, он словно бы подсказывает нам следовать тому из двух импульсов, который, наоборот, слабее. Вы, вероятно, гораздо больше хотите не рисковать собственной безопасностью, чем помочь человеку, который тонет; но нравственный закон тем не менее побуждает вас помочь тонущему.
И, не правда ли, он часто говорит нам: попытайся активизировать свой правильный импульс, сделать его сильнее, чем он есть в своем естественном проявлении.
Однако стандарт, который служит вам мерилом двух каких-то вещей, сам должен отличаться от них обеих. В данном случае вы, таким образом, сравниваете эти кодексы морали с некоей истинной моралью, признавая тем самым, что такая вещь, как истинная справедливость, действительно существует, независимо от того, что думают люди, и от того, что идеи одних более соответствуют этой истинной справедливости, чем идеи других.
Или давайте посмотрим на это с другой стороны. Если ваши моральные представления могут быть более правильными, а моральные представления нацистов – менее правильными, то тогда должно существовать нечто – какая-то истинная моральная норма, – которая может служить мерилом верности или неверности тех или иных взглядов.
«Триста лет тому назад в Англии убивали ведьм. Было ли это проявлением того, что Вы называете естественным законом, или законом правильного поведения?»
Но ведь мы не убиваем ведьм сегодня потому, что мы не верим в их существование. Если бы мы верили – если бы мы действительно думали, что вокруг нас существуют люди, продавшие душу дьяволу и получившие от него взамен сверхъестественную силу, которую они используют для того, чтобы убивать своих соседей, или сводить их с ума, или вызывать плохую погоду, – мы все безусловно согласились бы, что, если кто-нибудь вообще заслуживает смертной казни, так это они, эти нечестивые предатели. В данном случае нет различия в моральных принципах: разница заключается только во взгляде на факт.
То обстоятельство, что мы не верим в ведьм, возможно, свидетельствует о большом прогрессе в области человеческого знания: прекращение судов над ведьмами, в существование которых мы перестали верить, нельзя рассматривать как прогресс в области морали.
Вы не называли бы человека, который перестал расставлять мышеловки, гуманным, если бы знали: он просто убедился, что в его доме нет мышей.

... это правило добра и зла, или естественный закон, или как бы иначе мы ни назвали его, должно быть некоей реальностью, чем-то, что объективно существует, независимо от нас."
-Клайв Стейплз Льюис. "Просто Христианство."

=Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий.=
=И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.=
И мелодия наших инстинктов может быть Божественной, если отдать их в Божественные руки.
=Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,=


=цитаты= из Библии.


Рецензии
"Вы, вероятно, гораздо больше хотите не рисковать собственной безопасностью, чем помочь человеку, который тонет; но нравственный закон тем не менее побуждает вас помочь тонущему". В этот момент рассуждения отсутствуют, нравственность вряд ли играет роль. Только страх за тонущего и всё. Видимо, собственный инстинкт самосохранения толкает на спасение другого. Продолжу на своей странице.

Раиса Пузыревская   06.10.2019 12:18     Заявить о нарушении
Извините, но я мало что понял:
"В этот момент рассуждения отсутствуют, нравственность вряд ли играет роль. Только страх за тонущего и всё. Видимо, собственный инстинкт самосохранения толкает на спасение другого."
-----------------
Инстинкт самосохранения - это спасать себя любой ценой. Ну и пусть кто-то тонет. Мне-то что, какую это опасность несёт мне?
Если рассуждения отсутствуют, то работают инстинкты:
1. Страх за тонущего, к самости моей никакого отношения не имеющего и
2. страх за себя, могущего потонуть, если бросится спасать.
Ну и кто же нас толкает?

/////////////////////////
Но, думается, нечто и ещё...Лично мне три раза за жизнь пришлось это делать. А выбор сказать или промолчать существует до сих пор.
-------------------------
Т.е. Вы три раза кого-то спасли, но до сих пор не сказали, что это были Вы?
////////////////////////
Значит судьба чему-то учит.
-------------------------
??? Что такое - судьба и какое отношение судьба имеет к спасению утопающих?
Здоровья нам.

Ваня Сталкер   06.10.2019 22:34   Заявить о нарушении
Видимо, я плохо объяснила, простите.
Что нас толкает спасать кого-то? Всё-таки, думается, СТРАХ. Страх за другого, как за себя.
Почему мы плачем о чужом горе? Родиться сопричастность СВОЕГО, помимо нашего желания( без осмысления).
Роль судьбы, кто-то признаёт, кто-то нет. Коль три раза мне пришлось спасать тонущих, может, эти души меня спасали в прошлых жизнях. Кто знает НАВЕРНЯКА? Никто.
И последнее к прямому спасению ничего общего не имеет. Выбор человек делает не только действиями, но порой и словом. Сказать правду часто отпилить ветку, на которой сидишь. Это тоже выбор.
Так думается сегодня, а завтра....

Раиса Пузыревская   07.10.2019 08:25   Заявить о нарушении
Страх за другого, как за себя.
-----------------------------
Это такой инстинкт?
=люби ближнего твоего, как самого себя.=
😊

Благословений нам.

Ваня Сталкер   07.10.2019 09:48   Заявить о нарушении
Вероятно, это заложено или не заложено в ДНК (без иронии).

Раиса Пузыревская   07.10.2019 11:07   Заявить о нарушении
Кем заложено в ДНК?
Если ответите - в процессе эволюции - я Вас спрошу - а эволюции зачем сотворять милосердие? 😊

Ваня Сталкер   07.10.2019 11:11   Заявить о нарушении
Почему "милосердие"? "Как карта ляжет", кто-то и руки не подаст упавшему, а кто-то отдаст и последнюю рубаху.
Наверное, и Вам знакомы молодые продвинутые люди, которые считают "каждый должен помочь себе сам, тогда и будет порядок" и "я никому ничего не должен". Можно согласиться, если петух кой куда не клюнул)))

Раиса Пузыревская   07.10.2019 14:39   Заявить о нарушении