Сказка-эллипсоид

Иосиф Вайндинер и Ваня Вальков, пятиклассники из обычной советской школы № 3, вовсе не друзья, вместе шли по улице исключительно по воле случая. Кудрявый очкарик Оська, отличник, победитель всевозможных олимпиад, топал аккуратно, сосредоточенно думая и не глядя при этом себе под ноги. Иван, нестабильный хорошист, предпочитающий спорт и уделяющий учебе минимум подросткового времени, шагал широко и упруго, гордо расправив плечи. Говорить ребятам было не о чем, дежурными фразами они уже перебросились, и неловкое молчание начало тяготить их.

- Слушай, Ось, давай попинаем мяч на пустыре, всё пользы больше. Чего шататься просто так? Скукота! До собрания ещё целый час...

- Хм… А мне, Иван, не бывает скучно. Я постоянно размышляю...

Он не успел договорить, споткнувшись о вытянутый булыжник, сиротливо лежащий на тротуаре.

- Ну ты даешь, пацан! Футбол презираешь, а камень здоровенный пинаешь. И откуда он тут? Такие только на берегу валяются… Охота была кому-то тащить!

- Красивый валун… И правда, кто его сюда принес? Смотри, какой он правильной формы… Эллипсоид! Тяжелый! Одному и не поднять… Ой, Ваня, потрогай! Он теплый, даже горячий! Не лето ещё, до жары далеко…

- Гладкий, блестящий... Странный камень! До скамейки вдвоем допрем? Там и разглядим «объект»… Тебе-то разгадать — раз плюнуть!

- Не… Я в минералогии не специалист. Меня камни не интересуют… Не интересовали, во всяком случае, до сих пор.

- Давай, Оська, хватайся! Крепче держи, задохлик… Ну, прости, пацан! Вундеркинд хилый… Поднатужились! Не поддается каменюка…

- Проще катить, Иван-силач! Только осторожно… Вдруг ценный минерал? Видишь, он будто изнутри подсвечен…

- Обалдеть… Он ещё пуще горит! Пойдем отсюда подобру-поздорову… А?

- Сдрейфил, чемпион? Не-е-ет, я его не брошу! Пока не пойму, в чем дело…

В четыре руки мальчишки, обжигаясь, покатили камень по асфальту, потом переместились на обочину, где, сомкнув кисти, попытались столкнуть находку с пригорка. Да не тут-то было… Ладони их словно прикипели к отшлифованной поверхности эллипсоида, а он сам, вращаясь, оторвался от земли. Потеряв опору, удивленные, напуганные и безмолвные, Ваня и Ося начали медленно взмывать вверх…

Плавно кружась на диковинном аттракционе, не чувствуя веса собственных тел, мальчишки отдалялись от городка, но не настолько, чтобы потерять его из виду. В какое-то мгновение ослепительная вспышка поглотила окрестности, и дети ощутили под ногами привычную твердь.

- Ось, где мы? Включай скорее свои необычные мозги! Моя голова отказывается понимать происходящую фигню…

- Ты переоцениваешь мои способности, Иван. Эта фигня из области ненаучной фантастики. Или мы находимся под воздействием неизвестной субстанции… Или просто спим и оба видим один и тот же сон?

- Думай, вундеркинд! Не то мы никогда не выберемся из этого дурного сна…

- Погоди ты со своей иронией, Ваня… Противоестественное может казаться сказкой по незнанию!

- Парень, не зли меня! Не вздумай читать мне лекции! У нас, если ты забыл, важное тематическое собрание в школе. Прогуляем – будут неприятности… А вечером у меня тренировка! Соревнования на носу!

- Оглянись вокруг, спортсмен… Прислушайся! Тишина… Хотя зелень зеленее зеленого… Где птицы? Насекомые? О людях вообще молчу… И куда подевался эллипсоид?

- Во попали… Кино фантастическое прямо! Не верю, не верю, не верю…

- Дай руку, нам нельзя потеряться… Идем куда-нибудь… Солнце вроде не собирается закатываться. Температура воздуха комфортная… Дышится легко…

- Ты уверен, что нам стоит сдвигаться с места? Заблудимся мы в этой таинственной бредятине!

- Иван, неужели ты равнодушен ко всему, кроме спорта? Ну, считай прогулку по… лесу, видимо, обычной разминкой. Возможно, твои тренированные мышцы нам вскоре понадобятся…

- Ха-ха-ха! Тащить тебя, утиль-тощак, на закорках? Сам-то через полчаса ходу сдуешься!

- А ты уже готов сдаться перед неизвестностью… Или таки попробуем определиться в пространстве?

- Ладно… Не бросать же тебя, дохлятину, в чужом… лесу, видимо. О, а что это за конструкция за травищей высоченной прячется? Песочница!!! Откуда в лесу детская песочница? Точнее - развалюха, похожая на неё…

Мальчишки, озираясь по сторонам, с изумлением обнаруживали в зарослях всё больше примет былой человеческой жизни…

- Скамейкой что ли эти доски когда-то были? Глянь… Глянь, пацан! Тут асфальт… был…

- Ваня! До меня дошло… Мы никуда не улетели. Та же скамейка… Тот же тротуар… Посмотри вдаль! Не узнаешь пустырь? Зарос весь, поле колосистое. А ворота вратарские стоят! Обвитые на сто рядов ядовитым бешеным плющом…

- Значит, надо идти в сторону городской площади… Или к реке? Сразу и не поймешь в этих «джунглях», где что было…

- И что тут случилось… Или наоборот – не случилось?

- Идем, Ося, идем! Теперь я тебя уговаривать должен? Положись на меня, дружище! На местности Иван умеет и любит ориентироваться… Особенно на той, которая стала неузнаваемой.

Путаясь в густой траве, уклоняясь от хлещущих по лицу ветвей, ребята с опаской сделали несколько шагов…

- Ай! Вот он, наш зловредный эллипсоид! Я опять его пнул… Слушай, Иван, не мстит ли он мне за это?

- Чепуха… Даже если он – разумный или управляемый, должен анализировать очевидное. Ось, я уже твоими словами заговорил!

- А мне бы твоими силенками разжиться, Ванек… Голодный обморок на горизонте. Подножный корм-то ещё не созрел…

- Обедать надо было в школьной столовке, а не листать научные журналы в библиотеке. Я, например, полный «бак» заправил! Первое-второе-третье… И на пирожное-картошку денег наскреб!

- Не трави душу! Терпеть не могу столовскую еду, но сейчас и холодное пюре с биточком проглотил бы. 

- А если нам снова к этой эллипсоидной вредине прикоснуться? Может, она или он вернет нас домой?

- Вряд ли… Тем более, смотри, эллипсоид погас! Или только человеческое тепло запускает процесс?

- Ну… Не хочу вникать в твои ненаучно-фантастические рассуждения. Давай просто походим вокруг, осмотримся…

- Пожалуй, ты прав… Рекогносцировка не помешает. Хотя нашего яйцеголового незнакомца рано считать противником.

- У меня самого голова начинает вытягиваться! От недобрых предчувствий…

Выйдя к берегу, мальчики остолбенели от увиденного… Некогда узкая речушка, превратившись в полноводную реку, затопила и дикие пляжи, и скромную набережную, обожаемую местными жителями.

- Обернись, Оська! Где дома? Где телевышка? Где люди, в конце концов???

- Не нравится мне новый ландшафт… Не зря твоя голова чует недоброе. План действий я ещё не придумал… Не хватает информации. И, увы, знаний…

- Не ной, Иосиф! У тебя знаний на сотню пацанов хватит! Сосредоточься, сконцентрируйся и решай задачу!

- Твои эмоции похожи на истерику, честно говоря… Не перекладывай на меня решение. Нас здесь двое… И ещё этот, потухший…

- Думай, парень, думай. Шевели мозгами и ногами… Городок наш невелик, но продираться через «лианы» придется долго.

- Поэтому, пока мы не ушли далеко от летающего булыжника, вернемся… Я попробую дотронуться до него.

- Нет уж, товарищ Вайндинер, СССР не простит мне утрату твоих чудесных мозгов. Стой тут… Я бегом, в два прыжка.

Два красивых, рекордно длинных прыжка вернули Ивана Валькова к эллипсоиду. Спортсмен решительно приложил ладонь к поверхности камня…

- Он холодный! Совершенно холодный! Сейчас прикачу его на берег, чтобы потом легче было отыскать. Не тащить же валунище с собой…

- Всё, идем дальше… Мы теряем время. Надо успеть разобраться до темноты. Эх, не послушал бабушку Риту, постеснялся надеть старые дедовы часы!

- А мне только на день рождения обещали часы подарить. Если без троек четверть окончу…

- Ноги и вправду устали, Ванька… Кеды бы не порвать, не в чем будет на физру ходить.

- Хохма, физкультурник! Где мы, а где школа? Ты уверен, что нас туда возвратят?

- Уверен, уверен. Я не привык отступать перед трудностями. Не впадай в отчаяние, Иван…

- Хочешь сказать, что я – слабак? Посмотрим-посмотрим, кто из нас раньше захнычет. Я-то совсем не устал, я – не голоден!

- Хорошо, Вальков, признаю, ты – сильнее меня физически, выносливее. Зато я, по словам бабушки Риты, упрямый – как три вместе. Настойчивый! Не сдамся, пока не найду ответ. Не сдамся, запомни!

- Да понял я, не заводись… Не трать силы, упрямец бабусин! Прости, вырвалось… Не время ссориться… Ты – нудный парень, но справедливый, правильный, иногда слишком правильный. А с пацанами нужно быть проще…

- Ну вот, за болтовней вышли к… площади бывшей. Ничего не узнаю, кроме периметра… Трава брусчатку вывернула…

- Смотри, «ученый»! Не падай в обморок… Во-о-он туда смотри, где какие-то горы вместо домов. Залежи эллипсоидов огромных! С ума сойти, Оська… Они подсвечены кое-где, как наш «мелкий»!

- Подойдем ближе, не съедят же они нас… Если они вообще едят.

Дар речи покинул ребят, когда они разглядели в полупрозрачных коконах-эллипсоидах… чудных существ! Ну такими с первого взгляда показались им люди в каких-то шлемах с наушниками или в зеркальных очках на пол лица, которые лежали, сидели или даже вставали в полный рост, увлекая за собой вытянутую капсулу-жилище, послушную любым перемещениям хозяина. И опять-таки мальчишки ошибались, приписывая обитателям руководящую роль…

Едва успевших переглянуться Иосифа и Ваню мгновенно обволокло нечто, отпочковавшееся из нагромождения эллипсоидов, приняло знакомую форму кокона и моментально встроилось в гору поменьше, напоминающую обломок сотов.

На условных вогнутых стенах высветились буквы, сложившиеся в множество слов «карантин».

- Бред сивой кобылы… Да бред же, Ося?! Разбуди меня, пацан!

- Спокойно, Иван… Ждем продолжения. Они нас исследуют, проверяют, не являемся ли мы угрозой их странному существованию.

- Ну ты даешь, умник! Завидую твоему самообладанию… Хорошо, что нас не разделили. Или после обследования засунут каждого в отдельную капсулу?

- Давай сцепимся покрепче во избежание разлучения! Оно, как максимум, опасно для жизни… Как минимум – принесет кучу проблем.

Бегущие строки запрыгали, смазались, снова задергались, опять засветились…

- Эй, Оська, читай! «Сбой системы» какой-то… Это мы – сбой системы?

- Наверное, мы для них – низший уровень, слабое излучение… Никаких приборов, даже часов механических нет. Про электронные молчу… Только в магазине видел однажды. Ой, смотри, смотри! «Не подлежат изоляции, не подлежат изоляции, не подлежат изоляции…»

- Это хорошо или плохо, Ось? Мы не прошли карантин? У них изоляция – высшая степень жизни? Одуреть… Не хочу я такой «радости»!

- Не торопись с выводами… Я думаю в ускоренном режиме, не мешай. Голод не дает напрягать мозги…

- Во, нашел… Держи барбариску, завалялась в кармане! Не побрезгуй, она же в фантике… Сладкое полезно для работы ума. Не дурак, знаю…

- Спасибо, я ужасно люблю конфеты! Бабушка говорит, «как слону – дробина», хоть килограмм слопаю – не растолстею. Всё мозг ненасытный пожирает…

- Твоя бабушка поди переживает… Обед тебе приготовила… Ждет-не дождется внука недокормленного. Извини, я опять не в ту степь? Увидеть бы, что дома делается… Кто-нибудь заметил наше исчезновение?

В ту же секунду движущиеся строки сменились кадрами, смахивающими на телевизионные новости…

- Вань, тресни меня по башке… Бабушка Рита звонит… мне!

Иосиф заморгал глазами, потряс головой, однако образ бабушки, строго выговаривающей ему в трубку телефона, не испарился с неведомого носителя.

- Ося! Немедленно домой! Сколько можно торчать в школе? Спасибо техничке Дусе, позвала тебя к аппарату! Твоим несчастным мозгам нужен отдых и достойное питание! Бабушка уже накрыла стол! Ты слышишь меня, Иосиф?

- Да, бабуля, я скоро… У нас собрание сегодня...  Не волнуйся. Мне ещё надо с Ваней Вальковым проконсультироваться… по спортивной теме. Пора физической формой заняться…

- Ваня – хороший мальчик! Спортсмен! Бери с него пример, Осик! Тело тоже нужно тренировать! Мозги без тела соображать не умеют! Какая слышимость у вас в школе прекрасная! Фантастически прекрасная связь! Таки поторопись, малыш, бабушка не любит ждать и догонять!

Цветная волна пронеслась по вогнутости емкости, изображение бабушки стерлось, вновь заплясали буквы, фразы, команды…

- Рехнуться можно, Ося… Они пишут, что время принимать пищу. «Ваши пристрастия учтены… Ваши пристрастия учтены… Ваши пристрастия учтены…»

- Мне бабушкин обед выдадут? А тебе первое-второе-третье и пирожное-картошку из школьной столовой?

- Похоже на то… Откуда всё это берется, Оська?! Точно, вот он – школьный комплекс… Горяченький! Ай… Ну-у-у-у, а это уже твой обед - бабуся расстаралась! Дай, пожалуйста, попробовать голубец…

- Да бери, не стесняйся! Мне столько не осилить… Впечатлений слишком много, аппетит пропал.

- Послушай, получается, они читают наши мысли и желания?

- М-м-м… Думаю, нет. Они воспринимают голосовую команду… Поэтому надо поостеречься с претензиями. Тебе говорю, Иван! Придержи язык, будь любезен…

- Так прикажи им отправить нас домой! Мы же «не подлежим изоляции»! Я не желаю всю жизнь торчать в пузыре, напичканном всякими удобствами!

- «Пузыри», к сожалению, думают иначе… Ну, то есть, они запрограммированы на изоляцию, максимально комфортную для одинокого существа. Мне кажется, их центр управления изолирует всех, кого «вынюхивает» программа. Боюсь, не только людей… Куда-то же пропали птички и насекомые?! Кошки, собаки, коровы, львы?!

- Эти продолговатые фиговины - изверги! Лишают человека нормальной жизни! Я хочу заниматься спортом…

Иван не договорил, замерев с открытым ртом, потому что капсула кинула ему под ноги футбольный мяч.

- Эй, дуля безухая, издеваешься что ли? Где тут бегать? По стенам мяч гонять?

Вогнутость капсулы изобразила безбрежное зеленое поле…

- Ну, Ванька, довыпендривался? Оставаясь в замкнутом пространстве, обитатели эллипсоидных «квартир» живут в мире иллюзий, поставляемых им ими же самими. И в оболочки эти люди загнали себя сами! Добровольно сдались в рабство «пузырям», раздувшимся от собственной значимости для человека…

- Ося, тупик! Надо найти способ вырваться отсюда, а входов-выходов здесь не наблюдается.

- Выход – в голове у каждого свой. Чужие идеи бесполезны… Думаем, Вальков, думаем! Чую, решение – рядом, и оно - простое… Эти изоляционисты отвыкли от реальной простоты, она должна ввести их в замешательство. Мы с тобой ещё не заражены дурацким вирусом, что вызывает наше естественное отторжение от эллипсоидной системы.

- Значит, нужно требовать то, о чем они давным-давно забыли!

- А ты соображаешь, Иван… Продолжай в том же духе. Пока не вслух! Ни черновиков, ни шпаргалок тут не предусмотрено.


***


Самолет набирал высоту, пассажиры, вынужденно оказавшиеся соседями, из приличия перекинулись взглядами…

- Оська, неужели ты??? Узнаешь меня?

- Иван? Вот это встреча… в небесах! Слов нет…

- Дошло… Только сейчас дошло, задохлик мой дорогой! Ты понял, о чем я?

- Да уж… «Дружба навеки, до гробовой доски» - пароль нашей свободы. А я ведь поверил, Вань, что мы с тобой только на том свете пересечемся. На небесах…

- И я смирился, со временем… Столько лет прошло, как не поверить. А сначала страшно не хотелось признавать силу этих эллипсоидов. Даже спрашивать не буду ни о чем, Ося… Всё постепенно сбывается!

- Зря мы с тобой никому ничего не рассказали. Ясно, никто бы и слушать не стал…

- Всё сбывается потому, что мы подчинились их программе?

- Хм… Если бы подчинились, там бы и остались. Мы покалечили их программу, вывалившись в гораздо более масштабную систему, масштабную до непостижимых размеров. Отсюда и видимость свободы… Та же иллюзия, Иван, та же иллюзия.

- Нам внушили, что выход на небесах… Так велика эта неведомая система?

- В докомпьютерную эпоху мы тоже загоняли себя в жесткие рамки понятий, подобные эллипсоидам, поэтому не смогли оценить степени их «остроумия». По всей вероятности, программа-кокон, перелопатив базы и сопоставив их с нашим требованием дружбы навеки - до гробовой доски, выплюнула нас выше, на следующий уровень эллипсоидной «матрешки». Не повредив невидимой емкости, кажущейся нам беспредельной…

- Эх, Иосиф… Почти полвека не виделись, постарели, а ты по-прежнему умничаешь, стараешься позлить меня. И я злюсь, парень… На нас обоих. Позволили каким-то «пузырям» обдурить себя! Покорно потеряли друг друга по жизни… И не пытались искать…

- Тебе-то, Ваня, простительно… А я – ученый! Не скажу, что с мировым именем, однако… События закрутили с такой скоростью, что я опомниться не успел, как в другой стране оказался. Почему перед отъездом не попрощался, помнишь?

- С памятью у меня, друг, пока всё ОК… Утром соревнования начинались. Я же был главной надеждой тренера, не мог его подвести. Потом травму получил, серьезную… Операции, клиники, реабилитация. Со спортом пришлось завязать…

- Нда… Интернета ещё не было… Да и не понял бы ты, почему мы с бабушкой так спешно уехали. В той суматохе я и сам не особо разбирался, обиделся на бабушку Риту до слез. До последнего момента не посвящала меня в свои «коварные» планы… Долго рассказывать, Ванек, и ничего уже не изменить.

- Ося, разве жизнь сложилась бы иначе, если бы не пнул ты этот дурацкий булыжник?

- Ответа нет… С научной точки зрения – нет убедительного ответа. А в другой сфере я не силен…

- Дай пожму своей лапищей твою сухую изящную кисть, товарищ Вайндинер! Справедливость восторжествовала… Отчасти. Пусть хоть так, правда?

- Ого! Со спортом завязал, а мои «музыкальные» пальцы чуть не переломал… Зато тепло стало, Иван, и руке, и сердцу. Бывает же… В детстве друзьями не считались, полвека не виделись, а встретились как родные…

- Кажется, болтанка начинается, Оська… С детства трушу, честно говорю. Не отпускай мою руку…

- Смешно… Взрослый мужик, а трусишь, чувствуя еле уловимую турбулентность? Хотя, пожалуй, она действительно нарастает…

Лайнер пронзил грозовое облако под успокаивающие увещевания стюардесс, тряска прекратилась, и в иллюминаторы ворвался ослепляющий поток солнечного света.

Иван и Иосиф зажмурили глаза, вздохнули, расцепили побелевшие от напряжения руки…


***


- Оська, звал же тебя, дурака, размяться с мячом на пустыре… Задремали, как старикашки на скамеечке! Хорошо хоть ребята не видели, дразнили бы до гробовой доски… Позорище!

- Это ты, Вальков, уснул… Похлеще младенца чмокал! А я просто задумался… Мне с закрытыми глазами лучше думается. Посторонние типы не мешают…

- Всё, «ученый», шагай! Сократим путь, пойдем по набережной… Опаздываем! Собрание-то важное… Про эволюцию и революции! Классная обещала коллегу твоего, с мировым именем, пригласить… А потом рефераты заставит писать! Мне проколы не нужны, часы хочу получить в подарок… Предки обещали, если четверть без троек окончу.

- А меня дедовы часы вполне устраивают… Сегодня забыл надеть почему-то. Бабушка Рита сердиться будет… 

- Под ноги смотри, бабушкин любимчик… Валун перепрыгни! С неба он что ли свалился…






Сборник "Типа сказочки"


Рецензии
Задумчиво. Хоть компьютер не эллипсоид, но тоже берёт в плен.
Что будет дальше - можно только догадываться.
Спасибо! Сказка-сон поучительная.
С уважением,
Сергей

Кандидыч   30.10.2018 16:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, что заметили сказочку... ☺
В любую емкость, реальную или виртуальную попасть легче, чем выбраться из неё.
И само мироздание своей бесконечностью напоминает матрешку...
Короче, не стоит заморачиваться, всё равно наше сознание не вмещает подобных предположений.
Пока так... ☼ ☼ ☼

Ольга Сенникова   30.10.2018 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.