1. 24. В Русско-Антоновской школе

Память наша похожа на пыльный, битком набитый чулан, столько в ней валяется невостребованного, заброшенного;
не всегда найдешь то, что ищешь.

Едва научившись ходить, я исследовал Русскую Антоновку вдоль и поперек.
Помню высокий берег речки, точней запруды, с коричневыми, глинистыми выходами к мутной воде.
Туда разрешалось ходить лишь в сопровождении старших, однако детское любопытство, как известно,
сильнее любых запретов...
 
Помню колхозный двор.
Под открытым небом стояли косилки, веялки, молотилки. 
Там же валялись перевернутые бороны, и мы, мальчонки, летом скакали в сандаликах по их зубьям.
Однажды, поскользнувшись, я упал вниз лицом на железный клык и разрубил переносицу.

Помню клуб – довольно просторное помещение с оштукатуренными белеными  стенами.
В нём изредка показывали кино.
Сеанс порой по техническим причинам прерывался, и тогда зрители, оживляясь, дружно, с нарочитым возмущением
свистели, топали, кричали киномеханику:
«Сапожник!»

Однажды летом в выходной привезли трофейный фильм «Тарзан».
Из-за небывалого ажиотажа устроили два сеанса, и на дневной я, трёхлетний, увязался за дядькой Лёнькой,
который был старше меня всего на десять лет.
 
Малышню пристроили впереди, прямо на полу, перед самой сценой.
И когда огромный страшный тигр, появившийся на белом экране, выпрыгнул оттуда, как показалось, прямо на нас,
меня словно ветром вынесло из клуба.

Единым духом я домчался домой, оставив далеко позади того зверя, что всю дорогу гнался за мной
и в конце концов оказался моим юным дядькой. 

Легко представляю летнюю площадь посреди села.
В предыдущей главе (1.23. Русская Антоновка) я описывал её: и покосившийся телеграфный столб с громкоговорителем,
и водокачку, которую почему-то называли колодцем, и гнедую  кобылу, тощую и слепую.

Всё это память моя зачем-то хранит. 
И лишь никак не могу вспомнить, как выглядела начальная школа.
По-видимому, то сооружение никак не выделялось в череде саманных домишек.

Тогда термин «малокомплектная» применялся только к начальной школе.
Если в двух, трех, четырех классах вместе было менее 15 учеников, они объединялись в один класс-комплект.
С ним работал один учитель.
{См.: 14.177, с.136}

В Крыму таких школ хватало.
В начале 1935-1936 учебного года 43 334 ученика сели за парты 801 сельской начальной школы,
в среднем по 54 в каждой, 13-14 на класс.
{См.: 15.11, с.115}
Более поздних данных я не нашёл, однако вряд ли ситуация резко изменилась к 1940-му.

Начиная с 1970-х, к малокомплектным стали относить неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов.
{См.: 13.200}

Поначалу их открывали только в небольших городках, поселках и временных поселениях.
Позднее, когда заметно упала рождаемость и возросла миграция населения, потребность в них появилась
даже в крупных населенных пунктах.
{См.: 13.202}
Тем не менее, по утверждению авторов современного педагогического словаря, такие образовательные учреждения
«открываются,  как правило,  в сельской местности».
{См.: 14.178, с.166}

Безусловно,  правы, те, кто считает, что «проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения
одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства».
{13.200}
Когда ликвидируется градообразующее предприятие, хиреет населенный пункт.
Если закрывается школа, селу  рано или поздно приходит конец.

В 1930-е годы наше государство было куда беднее нынешнего, однако не поскупилось на школы-"маломерки".
Иначе не удалось бы решительно шагнуть сначала к всеобщему начальному, а затем и семилетнему образованию.

Не знаю, какие чувства обуревали отца, когда впервые переступил он порог Русско-Антоновской начальной школы,
одной из 36 в Тельманском районе.
{См.: 15.11, с.116} 

Если она была однокомплектной, то перед ним сидели разновозрастные дети, с первого по четвертый класс,
и предстояло заниматься со всеми одновременно.
 
Вероятней всего, отцу повезло, школа оказалась двухкомплектной.
В этом случае ему и единственному коллеге досталось по два класса.
{См. 13.196}

Часто в таких случаях объединяют 1-й и 3-й, 2-й и 4-й классы.
{См. 13.194}
Но бывает иначе, скажем, усаживают вместе 1-й со 2-м и 3-й с 4-м.
Об этом, в частности, упоминает в книге «Будни сельской школы (записки директора)»  Е. Тонков.
{См. 14.179, с.15}

И совсем уж невероятной удачей было попасть в трехкомплектную начальную школу, где самый опытный учитель
берёт на себя два малочисленных класса, оставляя своим товарищам по одному.
{См. 13.196}

Прошли годы, закончилась война, и в 1946-м отец вернулся в ту же начальную школу, только уже заведующим.
{12.3, с.8}

Согласно принятому в 1934 году постановлению Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР», должность эту мог занять «лишь тот педагог, который успешно окончил как минимум педагогический техникум,
имел трехгодичный стаж педагогической работы и получил надлежащую аттестацию от местных органов народного образования».
{13.203, п.7} 

Несомненно, в Крымском облоно* сочли, что год на фронте в должности командира роты с лихвой возмещает
необходимый стаж.

А в 1940-м ему, новичку, было крайне сложно, в особенности на первых порах.
Это теперь, как утверждает педагогический энциклопедический словарь, для педагогов «разрабатываются
специальные дидактические материалы, позволяющие  организовать самостоятельную работу учащихся одного класса
в то время, пока учитель занят с  другим классом». 
{14.178, с.166}

А чем располагал он тогда кроме школьных учебников?
Готовясь к первому рабочему дню, мог выложить на стол книжки, приобретённые в Феодосии.

Стопка была довольно скудной: «Обучение письму. Методическое письмо для учителей начальных классов».
«Указания для учителя о применении прописей при обучении письму в начальной школе», 
«Методика русского языка в начальной школе»,
«Методика преподавания арифметики в начальной школе»,
«Методическое руководство к стабильным учебникам арифметики для начальной школы» (стоимостью 65 копеек).
Сборники арифметических задач и упражнений для каждого класса.
И, соответственно, учебники.
{См.: 13.191; 13.192}

Этого багажа было явно недостаточно.
Приходилось ежедневно подолгу сидеть после занятий, готовясь к следующему дню.

В чем особенность и трудность этой работы?
Сложность прежде всего в том, что «в одном и том же плане урока параллельно определяется содержание учебных занятий
в двух или нескольких классах и общая их организация».
{13.197}

Вот отец и продумывал каждый свой шаг, расписывая по минутам, чем займёт один класс, пока будет работать с другим.
Так учился быть учителем.

С той поры утекло немало лет, я вырос, окончил пединститут, уже работал и в отпуске навестил отца.
Он уже длительное время преподавал историю в старших классах.
Казалось, всё знал наизусть, в крайнем случае, были прошлогодние конспекты.

Но вот наступал вечер, загоралась настольная лампа,  и чистый лист бумаги подолгу ждал, пока на него, наконец,
аккуратным, прямо-таки каллиграфическим почерком положат скрупулёзный план очередного урока.

Такой подход, ставший отцовской неистребимой привычкой, вырабатывался тогда,  когда он делал первые шаги
на педагогической стезе, в классе-комплекте.

Тогда же ему стало понятно, что в такой школе основными являются две формы усвоения новых знаний и умений.
Это, во-первых, работа под руководством учителя и, во-вторых, самостоятельная работа учеников.
{См.: 13.197}

По-моему, отец мой безоговорочно разделял мнение тех, кто утверждает:
«Для педагога сельской школы особенно значимо не просто передать знания, а научить ребенка
самостоятельному умению учиться, «дать удочку».
{13.200}
То есть, образно говоря, не вручать ему то и дело ведерко с рыбой, а помочь выработать надёжный навык удить её.


___________
* Облоно – областной отдел народного образования (распространенное в советское время сокращение).


Рецензии
Большое спасибо за такие воспоминания.
Они развеивают неясный туман о прошедших десятилетиях,
навеянный неуравновешанными публицистами "европейской" "модернистской" ориентации.

Было очень нелегко. Многое осваивалось лишь по ходу дела, никаких инструкций в новом процессе в принципе быть не могло, многие ошибки имелись, но обсуждались и осмысливались.

Слабое нынешнее умение обсуждения ошибок - вот что тревожит.

С уважением.

Георгий Сотула   29.10.2018 23:42     Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласен, Георгий!
Шли по непроторенной тропе, потому и столько ошибок в социальном эксперименте.
От огульного охаивания всего, что делала и сделала советская власть, рано или поздно придем к всестороннему объективному анализу и объективным оценкам.
Разделяю также Вашу тревогу по поводу нежелания сегодняшней власти открыто признавать и исправлять ошибочные решения.
Она явно забыла банальную истину, что история ничему не учит, но жестоко наказывает за невыученные уроки.
А этим, увы, могут воспользоваться те, кто не любит Россию и хотел бы отдать её на разграбление Западу...
С уважением,
А. П.

Анатолий Пискунов   30.10.2018 22:41   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Анатолий за сегодняшний текст "В краю молочных рек..часть 1"
- качественная речь и сама по себе: только нужные слова, и отсутствие ненужных - что, с моего взгляда, важно.
Похвалу в этом выразил Вам не для только приличия.

Заметил в Ваших откликах на рецензии фразу с примером о русской национальности генерала Власова, служителя у Гитлера - "дело в душе" - а не в национальности.
Поддерживаю этот смысл фразы. Добавлю, что души складываются воспитанием, в котором важную неизбывную часть составляет религиозная атмосфера и соответственно тип общества.
Поставлю ссылку на рецензию к уважаемой Юлии Иоанновой, где есть и мои замечания, близкие к уже высказанному:
http://proza.ru/rec.html?2017/03/25/2007
С уважением !

Георгий Сотула   08.10.2019 16:20   Заявить о нарушении