Искусство обратной связи

- Батюшка, я только спросить!..
Нет. Батюшку уводят под белы рученьки менеджеры, батюшке нужно отдохнуть.
- Доктор, у меня аппендицит!
И что с того? Доктора ждёт машина, он может не успеть на встречу к министру здравоохранения.
- Господин психоаналитик, стою на подоконнике 25-го этажа...
Напишите нам письмецо - и мы обязательно вам ответим.
Прошу не пугаться, конкретно здесь это взято не из жизни. Ну как, приемлемо? Или, всё-таки, жутковато?
Долго раздумывал, какую из профессий больше всего напоминает работа музыканта-исполнителя. И кто в своё время недооценил её эффективность.
Эту самую эффективность - прямую, насущную, отнюдь не из одного лишь рода лирики (хотя и этот род ничем не плох) начинаешь осознавать, когда тебе просят передать слова благодарности от женщины, слушавшей твою же собственную запись Тридцать первой сонаты Бетховена во время начала цунами в Японии, и утверждающей, что именно эта запись помогла ей сконцентрироваться, не паниковать, вовремя предпринять шаги к спасению - и выжить...
Думаю, у многих музыкантов случалось что-либо подобное. В тех или иных масштабах. Подчеркну: а сколького мы не узнаем!
В начале каждого исполнительского пути любому музыканту (вспомнили?) доставляет огромную радость и счастье, когда к нему подходят и поздравляют.
"Ты меня узнал? Я - тётя Маша, вместе отдыхали этим летом. И вот как, оказывается, ты умеешь играть!"
"Я - дядя Ваня. Тебя ещё вот таким помню, вон как вымахал!"
Спрашивается: куда это счастье столь у многих девается потом?
Туда же, куда любой первичный энтузиазм во всех жизненных явлениях, когда выясняется, что прошла demo-версия, и теперь для достижения того же "уровня" счастья нужны несколько другие усилия по преодолению самого себя.
Для чего существует музыка, думаю, нам всем более или менее понятно, пусть и не всегда чётко формулируемо. Перевожу стрелки на другой вопрос: для чего существуют концерты?
И постараюсь на него ответить, как умею.
Оттолкнусь от трёх профессий, упомянутых мною вначале. Священник, врач, психоаналитик. Нарочно беру те, что не связаны с искусством (иначе получится замкнутый круг: "поймите же, музыкант - всё равно что поэт, ибо поэт - это прямо-таки музыкант!")
Концерт, следуя намеченным параллелям, - это исповедь, лечебный сеанс (иногда - хирургическая операция) и сеанс психоанализа в одном лице. Исповедь, как нетрудно заметить, коллективная. Равно как и сеанс. Но в любом лечебном процессе пациент (он же - прихожанин) наряду со всеми общими мероприятиями имеет полное право на личную встречу с врачом. После коллективной исповеди священник исповедует каждого в отдельности. После цикла сеансов УВЧ врач встречается с больным и смотрит, помогло ли. Во что превращается служба, если прихожанина лишают такого права? Именно лишают, а не он сам делает свой выбор?
Именно это происходит с взаимодействием человека и музыки, когда человек-слушатель по не зависящим от него обстоятельствам не имеет возможности личной встречи с человеком-исполнителем. Нет, не сам решает, что ему достаточно - и пора домой. А именно захочет - да не будет допущен. Концерт без обратной связи, в сущности, - разновидность досуга. Как телевизор. Как коллективные встречи с врачом. Это может быть познавательно, это может подсказать человеку, как ему дальше действовать. Но это не лечение.
Музыкант-исполнитель экономит время на общении со слушателем, планируя после концерта множество других дел - и этим оправдывая свои ограничения в общении. Он может также ссылаться на правила безопасности того или иного зала, расписание, удобное его менеджменту, грядущий авиарейс. Хорошо, успеваем на рейс. Но знаем, что только что провели досуговое мероприятие, не более того. Вот как...
О чём говорить со слушателем? О чём угодно. Свои темы ты уже обозначил, когда решал, чем с ним делиться, составлял программу концерта. Он внимательно тебя слушал, выслушай же и ты его. Он может ни о чём не спросить, просто поздравить. А может рассказать о том, что у него кто-то в семье тяжело болен. Физически ли, эмоционально ли... Может спросить, кто твой любимый композитор (о, этот вечный вопрос!), а кто-то расскажет, что когда-то лет тридцать назад отдыхал с тобой и твоими родителями на море (помнишь, как тебе это нравилось тогда, когда ты ещё не думал экономить время на подобных разговорах?)
В конце-концов, можно продолжить разговор и в письменном виде.
Конечно же, не следует потакать товарищам, которые вместо минуты-двух затевают с тобой беседу на полчаса, злоупотребляя сердечностью и терпеливостью доктора.
Также, если человек подходит исключительно с деловой целью, то это уже другая история, не входящая в рамки вышеперечисленного и не имеющая отношения к концерту.
- Хочу с вами обсудить кое-какие планы!
Действуем на своё усмотрение.

Удачи нам всем в нашем непростом, но удивительном и бесконечном в своём смысловом и эстетическом наполнении деле!

14.08.2017г


Рецензии