Ласточка везде летает и всем привет посылает

 История азериской школы начиналась в 1905 году, в 2015-м ей исполнилось 110 лет: большой праздник был в поселке, очень много выпускников со всей Эстонии собралось на это торжество. В самое трудное для Азери время с 1948 по 1961 год директором школы был Эльмар Лийв - человек с очень благородной и располагающей внешностью. Классы школы были в то время разбросаны по 6-7 местам поселка. Эльмар прожил долгую жизнь и пользовался всенародной любовью. В своих воспоминаниях Федюкин говорит о нем с большим уважением и называет его азериским Эрнесаксом. К учителям Николай Николаевич Федюкин относился особенным образом, помнил свою первую учительницу. И в поселке несмотря на трудности учителям квартиры выделялись в первую очередь.
В 1961 году директором школы стал Яан-Йло Саар – соратник и единомышленник Федюкина.  Саар родился 22 марта 1934 года. Всюду в этой истории возникает эта цифра «22»…  Очень высокий - под 2 метра - был мужчина, очень добродушный, немногословный и спокойный человек. Никогда не повышал голоса. Жену его звали Эльма, у них было двое детей: мальчик и девочка. С Яаном Федюкин делил и радости и горе, советовался с ним по многим жизненно важным вопросам, был частым гостем школы в начале учебного года. С Федюкиным у него были не только деловые, но и дружеские отношения. 
Яан Саар был очень талантливый и многогранный человек, хороший психолог и воспитатель детей и учителей, играл на многих музыкальных инструментах, но больше всего любил трубу, которая сейчас хранится в школьном музее. В составе духового оркестра поселка он играл в праздничных колоннах, выступал в художественной самодеятельности, играл даже на похоронах жителей Азери. С духовым оркестром он поздравлял Николая Николаевича на всех его юбилеях в 50, 60 и 70 лет. На старых фотографиях часто можно было видеть жителей поселка и школьников, шествующих колонной по поселку с духовым оркестром. Организация шествий по праздникам и другим поводам было одним из увлечений Федюкина: шествия очень хорошо мобилизовывали и объединяли людей. Яан Саар неожиданно заболел и скоропостижно скончался от болезни легких 29 ноября 2000 года.
Завод рос, увеличивалась численность работающих, жизнь улучшалась и люди спокойно рожали и растили детей, старое здание школы было переполнено, учащимся было тесно, не хватало классов. В эти годы в школе училось более 700 детей.  Вечерами там же учились и молодые рабочие. Методом народной стройки начали строить новую школу. С краю поселка около лесного массива построили более просторное здание школы. Новое здание школы открыло свои двери в 1968 году и стало базой подготовки кадров для завода и поселка.
На год раньше Саара после окончания Тартусского университета заместителем директора по внеклассной работе в школе начала трудиться Лэа Карья, историк – человек исключительной душевности с широким и доброжелательным взглядом на мир. Лэа родилась в 1936 году, через две недели после ее рождения она трагически осиротела: у нее одновременно от тифа умерли отец и мать... Очень загадочная и труднообъяснимая смерть. Загадочная потому, никакой эпидемии в это время в этих местах и в это время не было, но… ее бабушка в годы гражданской войны ухаживала за больными тифом белогвардейцами в азериском военном госпитале №3 Северо-западной армии Юденича. Лэа рассказывает, что бабушка, чтобы не заразить своих детей давала им для дезинфекции спирт.  Всех умерших в то время от тифа солдат хоронили в братской могиле, находящейся рядом с Азери. И вдруг потом через много лет эта неожиданная смерть!.. Воспитывали ее приемные родители.
У Лэа очень правильное, честное, глубокое и бережное отношение к истории, она и сама очень много видела в своей жизни: детские годы ее пришлись на военные годы, и она хорошо помнит это время. Помнит, как и в те времена пугали эстонцев русскими… Лэа изучила и собрала в школьном музее всю историю поселка, сейчас она в возрасте, и сама хранит эти сокровища, музею уже тесно в его помещениях. Она говорила мне, что главной целью ее работы была дружба и учащиеся школы в то время старались завести как можно больше друзей. Друзья у школьников были во всех республиках Советского Союза, со всеми они переписывались и поддерживали отношения. Более 100 школ дружили и общались в то время с ее наперсниками, ко многим они ездили в гости, многих принимали у себя. Друзья у них были не только в своей стране, но и в Германии. С этой страной Эстония тоже была очень сильно исторически связана, у них более 600 лет совместной истории. Всех друзей объединял созданный при школе интернациональный клуб «Ласточка». За этим довольно затасканным в советские времена оборотом речи - «дружба между народами» - тоже скрывается глубокий христианский смысл и скрытая проповедь главной заповеди Христа: «Возлюби ближнего, как самого себя». Чистые сердца детей это чувствовали и душевно отдавались этому призыву и этой дружбе… За ее педагогические деяния Лэа Карья было присвоено звание «Отличника просвещения СССР», имела большое количество всякого рода наград и поощрений.   
Многим ребятам Лэа помогла сформировать правильное мировоззрение и широкий взгляд на мир. Сейчас эти дети уже взрослые и разлетелись как ласточки по Эстонии и другим странам. И это главный, но к сожалению трудно измеримый результат ее многолетней работы в школе. Но в шкафах школьного музея хранятся фотографии 46 выпусков азериских школьников, которых она со своими добрыми напутствиями отправила в путь по жизни.  Я видел фотографии этих ребят со сверкающими дружелюбием глазами. Николай Федюкин тоже часто общался с пионерами: и в заводской пионерский лагерь на сборы к ним приезжал и в заводском саду весной во время цветения фруктовых деревьев с ними встречался и беседовал, рассказывал им как их отцы закладывали этот сад. И какие все ладные, крепкие и красиво одетые были на этих снимках ребята. Все как на подбор…


Рецензии