Дневник Волшебства. Свердловская область - 2016

23 марта 2016г.

Сегодня - первый день нашего уникального проекта, фестиваля-конкурса "Волшебство Звука" в Свердловской области. Как известно, наше мероприятие - это фестиваль и конкурс одновременно, который приходит в дом к каждому, в город, в музыкальную школу, в регион страны... Сегодня мы посетили два великолепных дома, это город Верхняя Салда и город Нижний Тагил, оба находятся на расстоянии около ста пятидесяти - двухсот километров к северу от Екатеринбурга, областного центра региона. Верхняя Салда - город-титан в прямом смысле этого слова. Здесь градообразующее предприятие вот уже полтора века занимается добычей переработкой исключительно ценного металла - титана. Город с богатейшей историей, с удивительео стойкими и смелыми людьми, выживание которых в глухих лесах Среднего Урала требовало поистине титанических усилий с самого дня основания поселения. Сейчас другие времена, но железная воля коренных жителей Верхней Салды даёт о себе знать даже в такой отдалённой от промышленности сферы как музыкальное исполнительское искусство. Мы слушали сегодня, как играют юные дарования, учащиеся Верхнесалдинской детской школы искусств, и в очередной раз поражались, с какой лёгкостью дети, держатся на сцене, общаются с публикой посредством звуков, дарят нам, взрослым музыкантам своё искусство. И понимали, что имеем дело с куда более тонким миром, но необъяснимо связанным своею стойкостью и крепостью с историей города, с его летописью, с его таинственными легендами и отчётливо взирающей на нас - былью. Старые и новые знакомые - Елена Борисовна Сурова, директор школы, коллектив заведения Валентина Васильевна Белоусова и Анастасия Мыльникова. А вот и Настя Ошева, получившая в прошлом году на нашем конкурсе Первую премию. В этот раз она снова на сцене. Удачно ли выступит? Удачно. Достойно. Её окружают не менее достойные юные коллеги, мудрый и саркастичный Шостакович Кропотовой Александры неповторимое сочетание тембров Балалайки и домры в исполнении Согрина Егора и Дементьева Данила. Балалайка - отчаянная в своей бесхитростности, словно берёза, лишённая коры. Домра - глубина истории, эхо трубадуров, навеки застывшее удивление. И объединяет их своей грустной улыбкой, как вы уже догадались, а может, наоборот, ахнете от неожиданности, великий и незыблемый на все времена Антонио Вивальди.
Дорога ведёт на Запад - и вот уж на горизонте показались отчётливые и непоколебимые заводские трубы Нижнего Тагила. Но до города ещё далеко, а до музыкального училища, где будут проходить прлслушивания - тем паче. Город огромен. Одних лишь заводов в нём около двадцати. Но вот добрались. Нас встречает директор училища Зимина Ирина Фёдоровна, мы проходим в отведённую для нас комнату, затем - спускаемся в зал. Огромный коллектив скрипачей, впечатляющий репертуар пианистов и фортепианных ансамблей, разнообразие специальностей - во второй раз за историю "Волшебства" слушаем альт. Первый раз был в городе Златоусте Челябинской области, второй - здесь.
Ночуем в Качканаре - это сто километров к северу, почти на границе с Пермским краем, где на горном хребте встречаются ветра Соликамска и Краснотурьинска, Чусового и Кушвы... У Уральских гор уникальная энергетика. Даже там, где их высота незначительна, они словно хранят память о былом высотном масштабе. Даже небольшому холму здесь поражаешься, словно пятитысячнику. Может быть, он и есть пятитысячник, только под землёй? Сухопутный айсберг, древность, тайна...
На завтра запланированы прослушивания и концерты в Качканаре и Нижней Туре, которые ждём с нетерпением!

24 марта 2016г.

Такой даты ещё не было. Точнее, однажды этот день уже был, но тогда трудно было предугадать, какие масштабы примет наше мероприятие, насколько окажется нужным, как долго будет жить и радовать нас. 24 марта 2015 года. В городе Каменске-Уральском стартует тогда ещё никому не известный фестиваль-конкурс "Волшебство Звука", цель которого - объединить поколения музыкантов во взаимном творческом диалоге. Дети играют взрослым, взрослые играют детям. Ранняя весна, на подъезде к Каменску необыкновенно колоритная деревенская пельменная, водитель, с довольным видом наблюдающий за тем, с каким почти детским восхищением мы разглядываем меню, состоящее из блюд, большая часть которых готовится прямо при нас. Нас четверо, мы много лет знаем друг друга, но впереди совершенно новое время, в котором нам суждено будет становиться коллективом, постигать иные грани общения и сосуществования. Вслед за Свердловской последует Челябинская, Мурманская, Самарская области... 63 российских города. 68 совместных концертов, свыше тысячи усастников конкурса, среди которых - потрясающие открытия, завязывание новых знакомств и обретение новых друзей. "Волшебство Звука" - это конкурс, который приходит к Вам в дом. В эти дни наше детище, наш гордый и своенравный ребёнок, наш проект вернулся, можно сказать, в свой собственный дом - Свердловскую область, откуда ровно год назад начал свой путь. Сегодня, 24 марта, мы празднуем его первый День рождения и желаем ему, чтобы ещё много-много мест на Земле стали его домом, чтобы его взгляд оставался таким же непосредственно открытым всему прекрасному и удивительному, что есть в искусстве и в жизни, а воля его крепла и приносила как нам, так и всем Вам, кто его уже знает, как можно больше добра и света!

Сегодня второй день "Волшебства звука" в Свердловской области. У нас на его повестке были Качканар и Новая Тура. В Качканаре мы были очень рады встрече с нашим добрым знакомым Даниилом Сухих, 2002 г.р., которому торжественно вручили свидетельство стипендиата Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова. Это звание он заслуженно получил по результатам прошлого конкурса. Также слушали - и играли сами. Впечатления есть, и немаленькие, но по понятным причинам не хотим никого из участников выделять до объявления результатов конкурса 7-го апреля, когда послушаем ребят из всех заявленных городов. Интересно получилось, в прошлом году мне часто выпадало начинать концерт Чаконой Баха-Бузони, а Иван Иванов играл в середине программы 24й каприс Паганини. Случайно совпало, что сегодня в Качканаре он начал концерт с Чаконы (уже не Бузони, а просто Баха, разумеется), а в середине программы я исполнил вариации Брамса всё на тот же каприс Паганини!
В Нижней Туре потрясающая новая современная школа искусств! С огромным залом и новым инструментом.
Восхищает труд и самоотверженность Натальи Александровны Азовской, директора школы, целиком и полностью своею инициативой создавшей её в нынешнем виде. Начиная с самого здания, заканчивая... Можно долго перечислять. ДШИ в Нижней Туре за последние восемь лет, помимо обретения качественно новой технической базы, стала крупным культурным центром. В ней проходит множество конкурсов, фестивалей, концертов. Также Наталья Александровна - очень тонкий и преданный своему делу музыкант-педагог. Это было хорошо слышно из сегодняшних выступлений. А концерт членов жюри открывал уже мой Бах-Бузони. Чакона с нами в любых её проявлениях!))
Ночуем в Екатеринбурге, проделав после концерта 250 километров на автомобиле. Дорога до Нижнего Тагила - двухполосная, потом становится четырёхполосной, причём у каждого направления свой "фарватер", между мною и "встречкой" - лес, а иногда и гора. Очень удобно, особенно в условиях серпантина, который начинается за 70 и заканчивается за 20 километров до Екатеринбурга.
Сегодня был очень интересный и насыщенный день!

Дорогие друзья!

26 марта 2016г.

Сегодня, в четвёртый день "Волшебства Звука" на Среднем Урале мы посетили два города на северо-востоке Свердловской области - Верхнюю Синячиху и Алапаевск.
Лесная двухполосная дорога по усечённой местности сначала вывела нас к городу Реж, и, не въезжая в него совершила плавный поворот вправо. А там, за этим плавным поворотом, начинаются чудеса. Во-первых, воздух начинает пропитываться какой-то всеобъемлющей энергетикой, леса органично сочетаются с полями, холмы - с равнинами. Именно так, по моему представлению, должен выглядеть идеальный природный пейзаж. Добавим сюда целый ряд деревень, сохранившихся здесь в нетронутом виде едва ли не с 18-го века - и поймём, что попали в сказку.
Но ведь и это - не всё! Через каких-нибудь пятьдесят километров слева по курсу покажется величественная долина, а в ней, как на ладони, будет лежать старый-добрый уютный Алапаевск, в котором часть своего детства провёл никто иной, как Пётр Ильич Чайковский!
Мы в нём окажемся вечером. А покамест пролетаем по самому его краю, не спускаясь в долину, ибо сначала ждёт нас встреча с первым городом нашего сегодняшнего путешествия - Верхней Синячихой. Ещё двадцать километров - и мы там. В Верхней Синячихе нас ждут приятные сюрпризы, помимо трогательных фортепианных ансамблей и одного фортепианного же соло нас вдруг просят послушать, не в рамках нашего конкурса, а просто послушать двух незаурядных детей-духовиков. Один - кларнетист, очень интересно исполнивший нам вариации Россини, а второй и вовсе - владеющий таким редким в академической музыке медным духовым инструментом как эуфониум (он же - теноровая труба, он же - баритонгорн)...
Потом мы, как обычно и бывает по регламенту и смысловой нагрузке нашего мероприятия, играем концерт.
Возвращаясь на пару десятков километров к Алапаевску, во второй раз проезжаем совершенно новый мужской монастырь, развёрнуто-масштабный и загадочный одновременно. И только потом, уже в самом Алапаевске вдруг узнаём, что монастырь-то построен там не просто так. "На его территории расположена та самая шахта, в которую в 1918 году большевики сбросили царскую семью", - рассказывает нам директор Алапаевской ДМШ. И мы столбенеем от знаковости тех мест, мимо которых только что проезжали. А потом выясняется, что сам Сергей Дмитриевич, директор, принимал участие в закладке этого монастыря, когда они вдвоём с его настоятелем поставили на месте засыпанной шахты крест...
После прослушиваний и концерта нас приглашают посетить музей П.И.Чайковского. Да, тот самый особняк, где он жил в детстве, и никуда особняк этот не делся... И церковь напротив. И старое здание завода, в котором Илья Чайковский, отец Пети, работал управляющим. И тот сад, тот самый сад, в котором дети хоронили куклу. Ту самую. Да, именно ту куклу. Нет, вы ничего не перепутали, ту самую, хорошо знакомую Вам с детства куклу...
Экспозиция включает в себя и интерактивные материалы (фильмы, подзвучку), и восстановленную мебель, а кое где и оригинальные элементы быта семьи Чайковских. Также в музее представлена богатейшая коллекция музыкальных инструментов, как академических (одних фортепиано сколько поколений!), так и этнических инструментов самых разных народов.
Возвращались в Екатеринбург глубоко за полночь (езды до него было около двух с половиной часов - по сырой туманной дороге). Душу не отпускали болезненные тиски сознания чего-то утерянного. Быть может, потому что в похожем доме, только под Харьковом, до 1917 года росла моя прабабушка.

27 марта 2016г.

А сегодня, 27 марта, был пятый день "Волшебства" и седьмой город - Берёзовский. Пригород Екатеринбурга, находящийся в непосредственной близости от него с северо-восточной стороны. Светлое название, светлый городок. Светлая школа, которая представила нам сегодня ещё один сегмент огромного созвездия талантливых детей Урала. Потрясла девочка, лишённая зрения... Ни одной фальшивой ноты, при том, что произведения с довольно частым перемещением рук из одного регистра в другой. Техническое попадание 100 процентов, музыкантски всё очень глубоко и осмысленно... Первой пьесой был ноктюрн Грига до мажор, произведение, которое я очень люблю...
Пришло в голову, что Григ - композитор со степенью драматизма, напрямую зависящей от... слушателя. Чайковский, к примеру, не позволит Шестую симфонию слушать как милую пасторальную музыку, а Бетховен напрочь откажет тебе в поисках трагизма в его, скажем, Десятой сонате. А вот фортепианный концерт Грига - какой он? Пасторальный? Пожалуйста. С лёгкой грустью? Конечно, главное захотеть. Драматичный? Трагичный? Безусловно. Лишённый какого-либо трагизма? Драматизма? Ну, конечно лишённый! Где вы там ещё трагизм сыскали? И возьмём, к примеру, этот же ноктюрн. Каким языком разговаривает он с тобой? Мой отец слышал там невероятный свет и красоту ночи, и у меня обычно схожие ассоциации. Где-то подспудно всегда ощущаю, что свет этот свет скоро закончится, а потому улавливаю некий щемящий диссонанс в эмоциях "лирического героя" этого произведения. Может быть, ещё и потому, что отца моего нет в живых, может быть, через него я слышу чаяния и мечты, когда он был, скажем, в моём возрасте? Но в целом гамма цветов - светлая. Что же мы имели сегодня? А сегодня многие в зале просто плакали навзрыд... Из сопереживания самой девочке - безусловно, из-за восхищения её волей и тягой к прекрасному - конечно, ещё бы! Кто-то бы на её месте... да что говорить... Но! Плакали ещё потому, что всё вышеперечисленное, и справедливо перечисленное: воля, тяга к прекрасному, драматическая сторона её жизни собрались в одном коротком произведении, словно семь цветов спектра в одном - белом. И здесь, опять-таки, Григ с его уникальной способностью отзываться одними и теми же тактами на столь многочисленные и порою столь разные человеческие эмоции.
Среди представленных фото её нет, к сожалению... Но видеозапись сделали. Зовут её Ксения Гайсина, живёт она именно там, в Берёзовском. Учится в Детской школе искусств №1.
Также решил прикрепить несколько вчерашних фотографий - с Иваном Ивановым из Верхней Синячихи, фотография позитивная, весёлая, а в моём распоряжении оказалась только сегодня! А вместе с нею - квартет гармонистов (класс гармони Алапаевской ДМШ), ну и ещё одна - где мы с Марией Смердовой в компании шестилетнего поклонника классической музыки.
Мальчика зовут Дима (присутствующие могли становиться между нами и загадывать желание), мама его водит на все концерты, которые проходят в Верхне-Синячихинской ДШИ, причём каждый раз он при параде - в белой рубашке и с чёрным галстуком. Нам преподнёс в подарок блокноты с карандашами - по одному блокноту и карандашу каждому члену жюри нашего фестиваля-конкурса. Вот как!)) Огромное спасибо ему!
Вечером ездили в магазин за подарками будущим победителям. Завтра нас ожидают Первоуральск с Ревдой. Ехать недалеко, километров 40, не больше, но успеем за день дважды пересечь границу Европы и Азии. Так что будем завтра полдня в одной части света с Вами, дорогие жители Брюсселя, Праги, Берлина, Ганновера, Манчестера, Львова, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Перми, Парижа и Лиссабона!

28 марта 2016г.

Шестой день на Среднем Урале, шестой день фестиваля-конкурса "Волшебство Звука". Как и анонсировал в предыдущем посте, сегодня мы отправились в Европу. Пока ещё - на нашем Шевроле Крузе, а с завтрашнего дня передаю руль другим транспортным средствам, хорошим и разным. Круз же отправляется туда, откуда мы его брали, в службу аренды автомобилей "Машина Времени".
Европейско-Азиатская граница проходит перед самым Первоуральском, то бишь - этот город уже находится по европейскую сторону хребта. Школа в Первоуральске, как и многие другие, посещаемые нами, хорошо нам знакома по прошлому году, таким образом название арендной конторы себя в каком-то смысле оправдывает. Известный путешественник и писатель Пётр Вайль когда-то заметил, что именно посещая знакомые тебе места, ты замечаешь собственное развитие, движение, видоизменение себя. В данном же случае - всех нас.
Между конкурсными прослушиваниями и нашим концертом меня попросили дать мастер-класс. Играла Катя (фамилию не спросил) - ре минорную трёхголосную инвенцию Баха. Не знаю, стыдно ли признаваться (не признаваться, пожалуй, всегда стыднее), но столкнулся я с этим маленьким шедевром впервые. Друзья, это ведь энциклопедия интонации в музыке! Такое богатство плетения голосов в, казалось бы, лишённой выспренности и патетики миниатюре! Несколько интонаций были и вовсе неожиданными для Баха, хотя - чему здесь удивляться? И что может быть для него неожиданным? Это мы не ожидали, а не он...
Девочка Катя, кстати, проявила незаурядную гибкость в работе и, в частности, очень порадовала нас (моя коллега Мария Теплякова также присутствовала в зале). Было едва ли не потрясением наблюдать, как после моего отчаянного восклицания: "Ты представляешь, ты не только сама должна ощутить эмоцию, которую хочешь выразить, ты должна заставить всех нас её ощутить, и не просто увидеть, а именно пережить её!" вместо одной Кати за роялем оказалась совершенно другая Катя, Катя - смелый музыкант, музыкант убеждающий и заставляющий слушать.
Потом играла Маша Богданова, также жительница Первоуральска. Обаятельная, живая, с острым, ироничным, но при этом добрейшим взглядом своих любопытных карих глаз. "Танец " Андрея Бызова.
В Ревде нас ждали не меньшие сюрпризы, связанные с детьми, находящимися вне официального конкурсного процесса. Мальчик Рома с наслаждением сыграл нам, уже после нашего концерта, прямо на камеру ай-фона Токкату ре минор Баха. Кстати, где-то я уже упоминал эту тональность, и даже помню, в связи с каким композитором. Арка, однако! А когда мы задавали ему вопросы, и я спросил, каким образом он попал на наш концерт, юный оратор, не задумываясь, ответил: "Я пришёл взять у всех у вас интервью!" А мы-то думали, что берём интервью у него...
Кратчайшая дорога из Первоуральска в Ревду имеет весьма реальное неюридическое скоростное ограничение - один километр в час. Максимум - два или три. Можно было объехать её по трассе Екатеринбург-Пермь, но мы не ищем лёгких путей. Кстати сказать, нас по ней с оптимистической издёвкой обогнала "Волга-3110", двигаясь буквально над отвесными скалами ухабов и рытвин и над ветреною гладью оранжевых морей и океанов нашей "автострады" со скоростью километров эдак сорок в час. С грустью смотрел ей вслед. Да, они это могут, не понаслышке ведаем. И понял, что уже соскучился по своей представительнице данной марки!

30 марта 2016г.

30 Сегодня, 30 марта, успешно прошёл, нет, пронёсся восьмой день Всероссийского фестиваля-конкурса "Волшебство звука"!
В этот раз мы снова выезжали на восток, причём углубились в него ещё дальше и оказались в городах Сухой Лог и Богданович. Они расположены в сотне километров от Екатеринбурга, а друг от друга - всего в 14-ти. Екатеринбург расположен в сосновых лесах, а здесь в окружающей природе начинают преобладать берёзы. Земля приобретает ровность, ветер начинает свободнее проноситься по её поверхности, а это значит, что началась Западно-Сибирская равнина.
Но были сегодня у нас в гостях и жители ещё более восточных городов Свердловской области. К примеру, Дарья Прохорова из Камышлова. Эдвард Григ "Весной", Клод Дакен "Кукушка". Вспомнилось, как когда-то, ещё во львовской музыкально школе-десятилетке нам впервые поставили запись "Кукушки" в исполнении Сергея Рахманинова. Погодите, какого года рождения Дарья Прохорова? Так и есть. Я описываю события, происходящие за два года до рождения сегодняшней исполнительницы, и как же это непривычно! "Ого, какие цифры появляются в моей жизни!" - сказал бы Прокофьев.
А вот, к примеру, Анна Долгих с почти эстрадным, "пуленковским" "Интермеццо" Мануэля Понсе. Но насколько же "не эстрадно" его начало! Словно композитор хочет нам сказать: "Только прошу Вас, отнеситесь к моим дальнейшим словам со всею серьёзностью!" Переслушал на ютубе несколько его произведений. Замечательный он, Мануэль Понсе! Замечательный!
Когда-то мы с другом-музыковедом Алексеем Зарубиным обсуждали эстрадную музыку и он высказал исключительно интересную мысль. О том, как мало в академической музыки "лирики большого города". Дыхание осенних усадеб - запросто, журчание вешних вод - сколько хочешь. А причаливающий к рукаву самолёт, который приносит на своих крыльях новую жизнь? А меланхоличный круговорот транспорта вокруг станции метрополитена? Или романтика ресторана на 68-м этаже в Токио? Или же - три остановки до конечной автобуса, из которого - ой как не хочется выходить... Где это всё? Нет, композиторы 17, 18, 19 веков ни в чём не провинились. Вопрос скорее к музыкантам двадцатого и двадцать первого столетий.
Помните вторую часть Второй сонаты Рахманинова? Ведь это же межконтинентальный лайнер, разворачивающийся над огнистым мегаполисом, в котором осталась целая жизнь... Ну нет, не обязательно так однозначно, кто спорит, но урбанизм лирики (с некоторой эстрадной "пуленковщинкой"), безусловно присутствует. Но такие примеры можно пересчитать "по пальцам". Позже положение, безусловно, будет спасать Пуленк. Ещё позже - Пьяццолла...
Богданович имеет вид, я бы сказал, весьма аристократический. Очень хорошо отремонтированы и ярко покрашены здания, многие - с колоннами (имею ввиду, всё же, застройку двадцатого века). Помимо этого здесь проходят трассы не просто федерального значения, а те, которые после будут тянуться через всю Сибирь и Дальний Восток. Соотетственно, энергетически город с определённой осанкою и с гордо поднятой головой!
Сегодня нам с Марией Тепляковой весьма творчески, "по-новому" удалось исполнить "Пробуждение" Форе, в ансамбле с Марией Смердовой по сравнению с прошлыми его исполнениями усилилась импровизационность в танце Брамса, а самому мне пришло спокойствие довольно естественно совместить спонтанность с академизмом в "Испанской рапсодии" Листа. С публикой общались сами, и проходило это тоже творчески, спонтанно и импровизационно. Спасибо большое тем людям, которые со своей слушательской стороны создали такую атмосферу!

31 марта 2016г.

"Нашел, конечно, Степан. Что ему, коли он все нутро горы вызнал и сама Хозяйка ему пособляла. Вырубили из этой малахитины столбы, какие им надо, выволокли наверх, и барин их на приклад в самую главную церкву в Сам-Петербурхе отправил. А глыба та, которую Степан сперва нашел, и посейчас в нашем городу, говорят. Как редкость ее берегут."...
15 (27) января 1879 год в Сысерти родился Павел Петрович Бажов. 18 (31) марта 2016 года в Сысерть во второй раз приехало "Волшебство звука".
Девятый день таким образом состоял лишь из одного города, четырнадцатого по счёту в нашем туре. И была этим городом именно Сысерть. Раскинувшаяся в 50 километрах к югу от Екатеринбурга.
Горы Уральского хребта, начинаясь, по сути, ещё в Казахстане в виде пологих коричневых холмов Мугоджар, проходят первую фазу своей большой высотности в Челябинской области и на период юга и центра области Свердловской делают передышку. Они как бы зарекомендовали себя на предмет способности быть большими, и им достаточно той минимальной высоты, которую имеем возможность наблюдать здесь, чтобы при виде каждой самой маленькой горы испытывать трепет. Тем более, что мы знаем, насколько высоко им ещё предстоит взвиться на севере - и вылететь последней грядою Пай-Хой прямо в Ледовитый океан.
Здесь же... А здесь они любят играть в прятки с человеком. Они всегда или почти всегда видны издалека, так как ни один крупный населённый пункт не располагается непосредственно в зоне горной системы. Автодорога, что идёт на запад от Екатеринбурга, на несколько десятков минут даёт нам возможность встречи с ними, после чего уходит на Пермь, и когда делаешь остановку в первых городах Европы, Первоуральске или Ревде, то уже видишь их далеко сзади.
Так они и живут, никогда не близко, никогда о себе не крича, и всегда заманивая, всегда заставляя остолбенеть при их фотографически скромном виде. Выйдешь из автомобиля в Кушве, городке к северу от Нижнего Тагила, взгляд упадёт случайно на противоположный край реки, а там - горы... Самые тихие, самые древние, точно мачты затонувших кораблей. Выедешь за пределы Екатеринбурга в южном направлении, на Челябинск - и вдруг, Господи... Горы... Тянутся, невысокие, справа от автострады, близко к себе не подпускают. Как та ящерка из сказа Бажова, которая то в жёны просится, то вдруг улыбается: "Молодец, Степанушко", правильно, мол, делаешь, что ко мне не идёшь. Как хочешь, так понимай.
Ещё одно ощущение, которое меня не покидает. Они, конечно, горы, а следовательно - нерукотворны, но почему-то постоянно ассоциируются, едва ли не отождествляются у меня со стенами крепости. Или системы крепостей. Музей истории Земли, неприступный замок древних цивилизаций, тайна некой великой Стены, разделяющей части света... Сокровищница.
А теперь о дне сегодняшнем. Сокровищница талантов земли Сысертской открылась нам в виде целых двух десятков участников конкурсных прослушиваний. Причём, представлена была не только Сысерть, а и такие города и селения, как Кашино, Октябрьский, Арамиль, Большой Исток.
Приём был исключительный, атмосфера самая благожелательная и самая заинтересованная. Запомнилось обсуждение с педагогами школы "Грустной принцессы" Владимира Коровицына в исполнении Алины Корчемкиной 2007 г.р. из города Арамиль (На фото - в бирюзовом платье). Выпархивает в зал, пробегает мимо нас с тихим и естественным приветствием: "Здрасьте". И в этот момент все мы становимся чуточку другими... Кстати, вы никогда ещё не слыхали о Коровицыне? "Тогда мы идём к вам!" Редко у кого из ныне живущих композиторов встретишь такую чистоту и такую конкретику образов."Приход весны", "Первая проталинка", "Куклы сеньора Карабаса", каждая из этих пьес - шедевр. Так и с "Грустной Принцессой". Нет, вы поймите, здесь не просто картинка, здесь всё! Какие блюда любила принцесса в детстве, о чём читала, какие взаимоотношения у неё с родителями, о чём мечтает или только начинает мечтать... И её недостатки, которых уйма (она же принцесса, а не кто-нибудь!) все здесь, в глубине, в богатой и непостижимой палитре красок в мастерской Волшебника звуков конца XX начала XXI веков композитора Владимира Коровицына.
Говорю педагогам школы: "Как здорово, когда ребёнок играет в программе действительно хорошую музыку!" Такого участника, хочешь не хочешь, а запомнишь намного ярче, очерченней, полней.
Вспомнились эмоции из собственной исполнительской жизни, точнее - жизни послеконцертной, той её части, когда общаешься с публикой. Насколько приятнее, когда подходят и говорят: "Какой замечательное произведение!" чем тогда, когда разговор лишь об игре как таковой и поздравления в честь её одной. И откровенно не по себе, когда слышишь: "Произведение-то ладно, оно-то так себе, да вот ты с ним сделал всё, что мог, ты молодец!" В честь чего делал, спрашивается? И где-то фоном: "не так-то уж и хорошо сделал, раз не понравилось..."
Возвращаясь в областной центр, мы в основном молчали, а у меня в голове всё время крутилось что-то вроде "Гор, на которых ещё не бывал" с призывом "оставить ненужные споры". Хотя в песне имелись ввиду, конечно, куда более высокие вершины, да и Сысерть расположена в долине, если уж на то пошло. Но не в высоте дело. И не в длительности произведения, если уж проводить параллель с музыкой. И не в громкости. Поучитесь у Уральских гор. А также не лишним будет в этой связи ознакомиться с творчеством замечательного уроженца Великого Новгорода композитора редкостной тонкости, мудрости и простоты, Владимира Вилениновича Коровицына.

5 апреля 2016г.

Что происходило в последние четыре дня на "Волшебстве Звука"? Пять городов - Екатеринбург, Невьянск, Новоуральск, Красноуральск и Лесной. Пять концертов и около 120 отслушанных выступлений участников! Начинали день 1го апреля уже в 8:30 утра, в 12й Детской музыкальной школе, что на Белинского-Декабристов. Нет, это не название улицы, это - название перекрёстка. В центре Екатеринбурга, как в игре "морской бой", мышление основано на пересечении улиц. Улицы прямые, длинные, перпендикулярные, каждая продольная рано или поздно пересечёт каждую поперечную (не столь буквально, конечно), вот поэтому так просто ориентироваться. Белинского-Декабристов, Белинского-Малышева, Белинского-8-марта, Малышева-8-Марта. И так далее. Ещё - это город трамваев. Нет, трллейбусы, автобусы, маршрутки здесь тоже есть, но смысловая нагрузка ложится, пожалуй, на трамвай. Как на S-bahn в Берлине. Берлинцу скажешь: садись на Ring, и он поймёт, что как-то не совсем о троллейбусе идёт речь... Впрочем, в Берлине нет троллейбусов.
Вернёмся к нашему конкурсу. Вторая половина дня 1го апреля была посвящена прослушиваниям в Уральском музыкальном колледже. Где участниками был показан очень высокий уровень исполнения! Впрочем, в ДМШ тоже не обошлось без "звёзд". А вечером в колледже состоялся вечер, посвящённый 72-летию Владимира Крайнева. Странно выходить с музыкальным выступлением или с речью в память о человеке, с которым был лично хорошо знаком. Его номер взять бы да набрать! Да поговорить с ним! А тут - лишь фотография... Да речь моя звучит, словно она способна передать хоть как-то - всю многогранность, уникальность, живость, неординарность, незаурядность, неповторимость человека... Не я должен выходить, он сам должен был жить среди нас. Но такова жизнь... Владимир Всеволодович смотрел на нас с экрана в виде целого ряда своих искрящихся жизнерадостных фотографий, а мы играли. Второе отделение начали с "Пробуждения" Форе вместе с Марией Тепляковой, а затем всё отделение было на мне. Сыграл "Симфонические этюды" Шумана и Вариации на тему Паганини Брамса, вторую тетрадь.
На следующий день мы отправились в Невьянск с Новоуральском. Прошу отгадать, что в Невьянске такого интересного? Кто знает, тому вопрос покажется наивным. И напротив, кто не знает, тот ни за что не догадается. В мире есть две наклонные башни. Одна - в Невьянске, другая - в Пизе.
Новоуральск, как всегда порадовал высоким уровнем организации и технического оснащения школы. Закрытый город.
Красноуральск, в первую очередь, характеризуется географически тем, что это - тупик. Ответвление к востоку, за оконечностью которого, если не ошибаюсь, простирается не одна тысяча километров леса...
Лесной - тоже закрытый город, масштабный город с очень сложным въездом на его территорию. И громадная, при этом очень уютная школа. Знаю многих выпускников её, даже знаю, каким именно из её бывших выпускников попадётся на глаза эта заметка. Очень отрадно видеть, что записи мои не остаются безразличными!
И прошу прощения, что сегодня не успеваю коснуться, как следует, музыкальной стороны нашего путешествия, надеюсь исправить это в ближайшие дни!
Впрочем, скажу только, что среди юных дарований последних чеиырёх дней попалось одно исполнение, которое меня по-настоящему утешило и по возможности - излечило мою душу. Я не стану называть фамилий (пожалуй, даже и по окончании конкурса), также не стану уточнять, что это был за инструмент, просто позволю себе порадоваться о том, что дело наше не прекращается, живёт - а после попадёт в надёжные руки грядущего поколения музыкантов!


Рецензии