Былинные земли. Удар в спину, часть 10

(Окончание)

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Собственно, статья родилась в связи с историческим прошлым моего родного края – Лепельского района. Куда ни ткнись – везде былины…

Конечно, высказанных положений недостаточно, чтобы утверждать окончательно – эпохальная битва 1190 года произошла на Улле.

Казалось бы, какие могут быть сомнения? Целый ряд причин указывает – там!

Во-первых, Городенец располагался в середине междуречья, которое играло исключительную роль: приходилось использовать волок, чтобы преодолеть перевал, а значит, купцы выкладывали наличные, чтобы расплатиться за перетаскивание судов.

Во-вторых, Городенец лежал на пути к Полоцку – столице, которая сохраняла доминирующее положение в северной части варяжского пути, а с юга нарастало давление, вытекавшее из гегемонистских планов – захватить весь торговый путь, от Балтики до Черного моря.

В-третьих, «литва», подверженная южному влиянию, была, что говорится, за спиной.

В-четвертых, именно лепельскому Городенцу приписана историческая битва в большой географической энциклопедии -  польском Словнике, а это исключительное издание: выпускалось собранием ученых позапрошлого века на протяжении 22-х лет и на каждом томе стоит печать «Проверено цензурой».

В-пятых, после революции 1917 года тема была «вымыта», то есть исчезла из исторического обзора, так как прошлое отметалось. К тому же, после провала красноармейского наступления на Варшаву в 1920 году, политическая обстановка изменилась, и окрестности Городенца оказались в зоне пристального внимания советских военных. Там начались крупномасштабные работы по сооружению железнодорожной линии и большой оборонительной воинской базы.

В-шестых, в 1966 году была попытка изучить место исторического сражения, но закончилась лишь перечислением обнаруженных визуально древних объектов - городища, поселища и курганного могильника. Раскопки почему-то не проводились, думается, по причине близкого расположения военных объектов.

Из-за того, что полной ясности нет, высказываются другие версии. Одну из них можно прочитать в Википедии о Городке в правобережье Двины, между Полоцком и Витебском: «В исторических источниках Городок упоминается в летописях второй половины XIII века как «Городок около Полоцка» в связи с битвой между полочанами и литовскими войсками под руководством князя Мингайлы».

На каком основании сделано подобное утверждение, непонятно: источники не указываются.

Наши выводы можно считать основательными. Корифеи позапрошлого века привязывали место сражения к Городенцу, называя его «в 15 верстах от Лепеля».

И все же, остаются сомнения. И вот почему.

Думается, поводом к тому, чтобы считать Городец на Улле вошедшим в историю, послужили изыскания лепельского археолога, члена-корреспондента Московского археологического общества Михаила Кусцинского. Это ему принадлежит статья в польском Словнике, утвержденная варшавским ученым сообществом.

Можно было бы неукоснительно с ним согласиться, если бы не одно «но». Земли той веси, называемой Городенец, где произошла летописная битва, принадлежали, какое-то время, самим Кусцинским! Якобы их род владел той же собственностью, наряду с Пакошами и Спасовскими.

Мое обращение в Минск, к Вячеславу Носевичу, кандидату исторических наук Беларуси, подтверждает: да, согласно данным Лепельской парафии за 1784 год, действительно, владельцем Городенца на то время был Кусцинский. 

Ну и что, скажете вы. А тогда факт битвы можно воспринимать двояко: как переходящее по родословной предание и как самолюбование, саморекламу (что не похоже все-таки на маститого изыскателя).

Может, оттого другой исследователь, археолог, ученый, соратник Кусцинского и земляк, государственный «муж» Александр Сементовский, был более осторожен: он не утверждал, а ставил вопрос: «не будет ли это тот самый Городец?»

И, самое главное, не найдены фактические свидетельства битвы. Нужны дополнительные исследования, археологические изыскания. Наверное, приоткрыть тайну помогло бы изучение дна Толпянки. Река сейчас «обескровлена», по сути ее нет, только в устье она еще жизненна. А дно там, видимо, топкое, благодаря чему могли бы сохраниться древние раритеты.

Хуже с окрестностями. Недавно на другой стороне реки, где существовало городище, побывал историк-учитель, издатель альманаха «Лепельщина» Валерий Тухта. Он констатировал, что место частично разровнено, грунт выбран для строительства автомобильной трассы.

Здесь хотелось бы сказать об отношении к историческому наследию. Его надо менять. Не может быть случаев, когда каменные кресты, высеченные предками, оказываются на обочине вспаханного поля, или исчезает памятный знак с городища и обнаруживается совсем в другом месте, или вычеркивается из памяти место казни на оккупированной территории (только на том основании, что поисковый батальон не обнаружил захоронений; вопреки архивным документам и воспоминаниям очевидцев).

Судьба Городенца тоже не должна забываться. И вот еще почему.

Сегодня раздаются голоса о повторении удельного фактора: что грядет распад государств на куски, отдельные форматы. И примеры уже есть. Разве Донецк нельзя рассматривать в той же плоскости? Или Приднепровье? А дележ Сирии?

Откуда же появляются голоса насчет обособления, выхода из общего дома, отторжения собственности?

Государства в долгах. Какое ни возьми. В то же время огромные средства сосредоточены в частных руках, и там не только деньги, там оружие и войска. Некоторые магнаты создают собственные армии. Они начинают воевать между собой за рынки сбыта и источники сырья. Международные миротворческие организации уже не в силах справиться.

В то же время пропагандируется и распространяется опыт маленьких государств. Мол, смотрите, они процветают. Как, например, Израиль. У него даже собственная атомная бомба!

Что, и другим идти по его пути?

Период удельных княжеств показывает, что судьба их недолговечна. Границы начинают рушиться от междуусобных встрясок, а ненасытные помыслы власть имущих разжигают ненависть.

Обращайтесь к истории – говорит городенецкий опыт.

На снимке: один из этюдов полоцких художников.
29.10/18


Рецензии