О некоторых фильмах 4

О  НЕКОТОРЫХ  ФИЛЬМАХ – 4
Еще несколько заметок о хороших фильмах
   
   «ФОРС-МАЖОР»
(«Turist»)
Режиссер – Рубен Эстлунд, 2014 г.

   Мужчина в толерантном европейском обществе. Мужчина, созданный природой для охоты, борьбы, завоеваний…

   Жена героя после форс-мажора на террасе отеля впервые задумывается над тем, что мужчины обладают иными, нежели у женщин, рефлексами и инстинктами. На бессознательном уровне «самец» всегда первым делом спасает себя, а не свою семью.
   Огорченная таким открытием, женщина начинает приглядываться к другим семейным парам и… огорчается еще больше.
   Да, люди реагируют по-разному. Если, к примеру, в окно влетает большой мульти-коптер и шлепается на журнальный столик, то женщина замирает на месте от страха, а мужчину тут же «сдувает»… Но, это же только рефлексы, это природа. А что там у них, у мужчин, на сознательном уровне творится?
   Вот, например, пара, в которой верховодит жена, изменяя мужу налево и направо. Почему муж молчит? Это такой противоестественный конформизм или проявление толерантности? Он забитый муж-неудачник или «мужчина будущего»?
   А вот пара, в которой партнер инфантилен. Он бросил жену с детьми, чтобы найти себе молоденькую подружку для игр. Такой в старости не впадет в детство, потому что он из детства никогда и не выйдет…
   Теперь девушки на курортах беззастенчиво заигрывают с мужчинами, приставая к ним прямо на улице, когда те мирно загорают в шезлонгах на горном солнышке… Куда катится Европа? Женщины и мужчины постепенно меняются ролями?

   Муж героини, терзаемый муками совести, ощущает потребность проверить себя. Он плачет, ему надо убедиться, что он не трус, что он способен быть защитником, «настоящим мужиком».  Мудрая женщина понимает это и дает ему такую возможность. Отец семейства тащит всех в непогоду на пустую горнолыжную трассу. Жена имитирует несчастный случай, давая мужу возможность «проявить героизм». Что ж, оба убедились, что «на сознательном уровне» у мужа все в порядке. На него можно положиться. Но можно ли положиться на других мужчин?
   Героине, вроде бы, радоваться надо, что у нее, в отличие от некоторых, нормальный муж, однако, она после своих «исследований» теперь боится доверять свою жизнь представителям сильного пола, так же, как пассажиры маленького автобуса боятся доверить свою жизнь шоферу на опасной трассе – вдруг там за рулем мужчина-баба или мужчина-младенец? Уж лучше пешком…

«КВАДРАТ»
(«The Square»)
Режиссер – Рубен Эстлунд, 2017 г.

   Европеец европейцу может о многом поведать языком современного европейского искусства…

   Квадрат 4х4 метра, расчерченный на старинной европейской мостовой, обведенный завлекающей подсветкой. Квадрат, в котором все равны, квадрат, в котором вам обязательно помогут, исполнят все желания…
   Кому же не захочется в такой Квадрат? Вот и плывут туда на утлых надувных суденышках, пытаются прорваться через границу с визами и без виз…
   Отцы-вершители, которые принимали решение о проведении акции «Квадрат», похоже, не сильно задумывались о том, что отдуваться за все придется их детям. Кто думает о детях, особенно когда они еще совсем грудные младенцы и их можно вертеть в руках, как кусок мяса…
   Если любому прохожему предложить «спасти человека», он, скорее всего, пройдет мимо. Но тому, кто в Квадрате, он помочь обязан… Акция? Демонстрация человечности? Реклама ценностей? Почему этим нищим, которые внаглую «делают заказ» благодетелям, как официантам («мне сэндвич без лука»), цивилизованные европейцы должны угождать? Потому что виноваты перед ними? Потому, что грабили когда-то колонии?
   Но у маленькой Швеции, к примеру, не было никаких колоний. Никого она не грабила, и не надо путать ее с Данией, у которой эти колонии были («Не говорите со мной по-датски!»). Если тебя называют вором только за то, что ты живешь в одном доме с настоящим вором и заставляют кому-то возвращать то, что ты не крал, наказывают тебя непонятно за что, а потом еще и не извиняются за напраслину, то ты поневоле почувствуешь себя обиженным…

   Для европейского мужчины желание защитить на улице незнакомку, громко зовущую на помощь – нормальная реакция. Но, не залезут ли «потерпевшие» под шумок в твой карман…?  Не мошенники ли они, те кто просит о помощи?
   
   А если в Квадрате, допустим, решат взорвать кого-то. Кого-то белого. Что тогда? Молчать, терпеть? Разные люди заходят в Квадрат, с разными взглядами и традициями. В цивилизованную Европу едут из дальних краев, где люди еще живут родоплеменным строем. В европейском антураже XXI века такие приезжие выглядят так же непривычно, как шимпанзе в интерьере стиля «хай-тек». Нужны ли европейцам «в спальне» посторонние?
   Сидящий в люксовом электромобиле чернокожий парень, скорее всего, вызовет подозрения: его ли эта машина? Не так-то просто вписаться в чужой антураж.

   Как вести себя с дикарями цивилизованным воспитанным людям? Как джентльмены, они, к примеру, не имеют права вмешиваться в разговор «постороннего человека» с девушкой в ресторане. Они сочувствуют девушке, но – нельзя! А, вот, когда уже девушку начали насиловать – можно и вмешаться. Это Европа, здесь порядок.
   Почему европейцы не могут защитить своих женщин?
   Они уже начали задумываться на эту тему. И от этого немного страшно.

«ОТЕЛЬ ГРАНД-БУДАПЕШТ»
(«The Grand Budapest Hotel»)
Режиссер – Уэс Андерсон, 2014 г.

   Вымышленный отель в вымышленной европейской стране как символ былого величия старушки Европы… Кому достанется этот «отель» в наследство?
   Увы, в Европе на смену истинным аристократам уже пришли ловкие буржуа. Хорошие ли получатся из них наследники?
   А мягкотелые бюргеры, готовые всем угождать, берут на службу в отель кого ни попадя, тащат туда всяких приезжих беженцев, типа Мустафы Зеро.
   А потом к власти приходят фашисты и, первым делом, естественно, расправляются с прекраснодушными бюргерами и интеллигентами, защищающими беженцев и евреев.
   Потом фашистов устраняет доблестная антифашистская коалиция.
   И отель «Гранд-Будапешт», в итоге, достается Мустафе.

«КАБАРЕ»
(«Cabaret»)
Режиссер – Боб Фосс, 1972 г.

   Жизнь, действительно, иногда похожа на кабаре, которым заправляет маленький глумливый бес-конферансье. Этот бес может втянуть человека в самую неожиданную ситуацию, поставить перед сложным выбором. Но делать этот выбор человеку все равно придется самому.

   В фильме мы видим две влюбленные пары: главные герои – Брайан и Салли, и их друзья – Фриц и Наталья.
   Любовь – опасное чувство. Если твой избранник – прекрасный благородный человек (Наталья), то ты невольно поднимешься над собой, чтобы стать таким же (Фриц).
   Но, если свяжешься с легкомысленной веселой проституткой (Салли), то и сам не заметишь, как тоже станешь… проституткой (Брайан).
   Как говорится: «С кем поведешься…».

   (Те номера, которые представляет конферансье на сцене кабаре, как бы иллюстрируют то, что происходит с героями в жизни.)

   Германия, 1931 год. Брайан, хороший английский мальчик из Кембриджа, наивный и доверчивый, приехал в Берлин работать над диссертацией по философии. Познакомился с американкой Салли…
   С нею легко. Легко дружить, легко находить новые знакомства. С нею все просто и быстро получается…

   В целом, это фильм о простоте. О той «простоте», что «хуже воровства», о простоте-глупости, простоте-инфантильности, которая может привести к трагедии даже целую страну.
   
   За то время, которое Брайан провел в Германии, где уже вовсю поднимает голову нацизм, он многое пережил и многое понял. Он быстро повзрослел, и в финале уезжает из Берлина другим человеком, человеком, который наверняка теперь сможет написать «диссертацию по философии»…
   А его веселую подружку не изменило ничто. Ни любовь, ни аборт, ни потеря друга. У нее все такой же зеленый маникюр на пальцах и вечные мечты о звездной карьере, о славе, о величии… Ее взаимоотношения с собственным отцом, «высокопоставленной персоной, кем-то, вроде посла», немного напоминают ее взаимоотношения со Всевышним: папа ее любит, но они все никак не встретятся. Не получится из нее и Дева Мария, которая «имела в Чреве своем…»…

   Этим миром правят деньги! Деньги заставляют мир вращаться!
   Брайан и Салли встречают аристократа-богача Максимилиана – представителя германской элиты, которая правит этим миром. Германским богачам нужны нацисты для борьбы с коммунистами, а потом они «прижмут» и этих «хулиганов» («Кто именно «мы»? – Германия, конечно.»). Сначала нацисты коммунистов, а потом капиталисты их обоих. Сначала Брайан Салли, а потом Максимилиан их обоих. («Two ladies…»). Такой позор можно смыть только кровью – и опомнившийся Брайан кидается в схватку с первыми попавшимися на улице нацистами…
   Тот, кого ты хочешь «прижать», может, ведь, и выйти из-под контроля…

   Как же хороший мальчик позволил себя соблазнить, как поддался чарам богатого хозяина замка?
   Наверное, так же и Германия, жаждущая славы и величия, соблазнила своих «простых» мальчиков и девочек, убедила их, что коричневый цвет им «к лицу», затащила их в свой «Гитлер-югенд» («Tomorrow belongs to me…»).

   «Простые» донельзя бюргеры, постояльцы пансиона, в котором живут наши герои, готовые поверить любой газетной статье, любым нелепым слухам, всерьез обсуждают «евреев банкиров-коммунистов». Брайана эти тупые обыватели бесят…
   А Германия, идущая к славе и величию, продолжает избавляться от «неугодных» своих детей, как проститутка от нежелательной беременности…

   В конце фильма зал кабаре заполняют уже одни нацисты, а Салли это не волнует, она не смотрит в зал, она по-прежнему весела. 
   
«ИГРА В ИМИТАЦИЮ»
(«The Imitation Game»)
Режиссер – Мортен Тильдум, 2014 г.

   Общество и гений. Вечная проблема.
   Общество хочет, чтобы все гении были такими, как Хью: красивыми, общительными, остроумными, чтобы обладали безупречными манерами, хорошо танцевали, делали комплименты дамам…
   А если гений – аутист, идиот, гомосексуалист…?
   А если и того хуже – женщина?   
   Общество не готово считать за людей тех, кто не вписывается в общепринятые стандарты.
   Героине сразу, с порога, указывают на ее место в этом мире: «Секретарш нанимают этажом выше». И разговор окончен. Ей нет места в команде дешифровщиков и в буквальном и в переносном смысле. Не предусмотрены в «hut-8» рабочие места для женщин.
   И разве кто-нибудь примет девушку-студентку в Ученый совет университета, даже если у нее два высших балла по математике?
   Женщинам отведена в этом мире роль жены, матери, ну и какой-нибудь секретарши. И все. («Это абсурд!» – «Это мои родители.»)
   Именно безмолвные родители героини и олицетворяют в фильме то самое «Общество», которое живет по своим строгим правилам, как по компьютерной программе.

   Неизвестно, могут ли машины мыслить как люди. Но люди иногда могут мыслить как машины. Командер Деннистон, к примеру. Настоящий солдафон!
   А, вот, Стюарт Мензис из секретной службы «MI 6» совсем не таков. Он ведет свою игру – тонкую, хитрую, многоходовую. Такую игру может вести только все понимающий человеческий разум.
 
   Интересно, если «Общество» пройдет знаменитый тест Тьюринга «Imitation game», то кем окажется? Машиной? Человеком? («Вы внимательно слушаете?...»)
   Похоже, что оно окажется, все-таки, машиной.
   И эта машина безжалостно проходится по нашим героям, выравнивая их, в итоге, под свои стандарты. В финале фильма мы видим героиню уже «нормальной женщиной», похожей на разряженную куклу, а героя – «нормальным человеком», «излеченным» от пагубных пристрастий.


Рецензии