Рисунок на асфальте
Опубликовано в коллективном сборнике "Священная народная. Выпуск 2 издательства "Серебро Слов", г.Коломна, 2019 год
Накануне 25-летия Победы в одной из сельских школ проводили конкурс «Рисунок на асфальте». Поскольку школа являлась новостройкой (открыли её месяц назад), то и конкурс притянул к себе в прямом смысле слова не только районных журналистов, но и областных.
Со вступительным словом перед началом соревнования юных художников выступил директор школы. Он, как участник войны, приложил немало сил, чтобы этот конкурс состоялся именно накануне праздника «со слезами на глазах» и непременно во дворе нового школьного здания.
В те советские времена сельские школы были с полными классами. Недостатка в учениках и ученицах не испытывали. По сему понятно, что все желающие участвовать в конкурсе не могли поместиться одновременно на широком, но отнюдь не резиновом дворе. Для начала во всех классах провели свои конкурсы. Десять победителей (по количеству классов) и стали финалистами.
В первые минуты конкурса фотокорреспонденты скучали, но потом, словно проснувшись, дружно взяли в руки фотоаппараты.
Восьмиклассница Арина нарисовала цветным мелом праздничный салют над селом. Десятиклассник Иван попытался на асфальте «снять копию» с бронзового солдата с автоматом, установленного на братской могиле воинов, погибших за освобождение данного населённого пункта. Девятиклассник Степан нарисовал портрет своего дедушки, погибшего у стен Сталинграда. Шестиклассница Ирина по-своему раскрыла тему конкурса: внутри большой цифры «9» находился белый голубь мира, а внизу она дописала: «Спасибо вам ветераны за мирное небо». На рисунке семиклассника Юрия, словно вышедший только что из боя, стоял на постаменте танк «Т-34». Пятиклассница Тамара ограничилась «автоматом ППШ и алой гвоздикой».
Учащиеся младших классов, по понятной причине, не были так сильны в рисовании, их рисунки здорово отличались от рисунков их старших товарищей по школе. За одним исключением. Вскоре все корреспонденты собрались возле четвероклассника Коли с его рисунком. Причиной тому послужил пожилой фотокорреспондент областной газеты Кондратьев, стоявший возле Коли и державший в руке фото. Никто вначале не понял, что случилось!
На асфальте ученик нарисовал мелом девушку в гимнастерке и в пилотке. На рукаве виднелась повязка с красным крестом. Сзади неё «выглядывало» здание поверженного рейхстага со знаменем Победы на куполе. Внизу подпись: «Моя бабушка».
Оказалось, мальчишка с первого класса увлекается рисованием. Со слов его первой учительницы, у него талант художника от Бога. Пользуясь случаем, он решил посвятить свой конкурсный рисунок своей бабушке Марине, фронтовой медсестре. Для того, чтобы из неё не получилась карикатура, он не только тренировался дома, но и взял с собой фото военной поры. То есть, нарисовал бабушку в молодости с её же фотографии. Но фотографии необычной. Её-то как раз и увидел бывший фронтовик. Нет, на фото рейхстаг отсутствовал. На нём симпатичная фронтовая медсестра, что есть силы тащила с поля боя раненого советского солдата. Вот себя-то на фото в первую очередь и узнал седой ветеран, ибо с этой фотографией познакомился ещё в военном госпитале. Фото увидел во фронтовой газете. Потом стал вспоминать тот жестокий бой на территории Белоруссии летом сорок четвёртого года.
…Стрелковый батальон, в которой воевал рядовой Кондратьев, прорывался с боем к реке Березина. Враг отчаянно сопротивлялся. Раненных и убитых становилось всё больше. Но приказ есть приказ. Отступать нельзя. Комбат приказал выносить с поля боя в первую очередь тяжело раненых.
Санитары совместно с медсестрой приступили и выполнению приказа. Увы, исполнить его под огнём не так просто. Что положат одного на плащпалатку, а у него через минуту «замирает» пульс. Положат другого – та же история. На то они и тяжело раненые. Помочь им, как казалось, было уже нельзя. Так думали санитары-мужчины. К счастью, среди них оказалась и женщина, сержант медицинской службы Марина Титова. Она, оставшись одна (санитары поползли с очередным раненым), вернулась к двум брошенным бойцам, не веря, что они уже мертвы. На войне девушка насмотрелась всякого, случались в том числе и чудеса.
Стала прощупывать повторно пульс, и … у одного из них он еде-еле был слышен. Не долго думая, она, взвалив раненого на себя, поползла с поля боя. Через несколько метров к ней на помощь поспешил лейтенант, фронтовой корреспондент, успевший до этого их сфотографировать крупным планом.
Через несколько дней во фронтовой газете появилось фото фронтовой медсестры Марины Титовой с раненым солдатом Степаном Кондратьевым. После войны он пытался её найти, но безуспешно: уж больно ревнивой оказалась жена…
- Твоя бабушка, Коля, так с войны и не вернулась, получается?- придя в себя, спросил Степан Иванович мальчишку.
- Почему же, вернулась.
- И что жива до сих пор? Где её можно найти?
- У меня дома. Мы с бабушкой вдвоём живём. Мама вышла второй раз замуж и уехала жить в город к мужу. С чужим дядей я ехать не захотел.
Их диалог внезапно прервал неизвестно откуда появившийся дождь. Но на конкурсе рисунков на асфальте это уже не могло отразиться: жюри во главе с директором школы успело определить победителя. Им стал … ученик девятого класса Иван Тихонов. Почему именно он? Лицо того бронзового солдата на памятнике у братской могилы здорово напоминало лицо в молодости директора. Да, Олег Ефремович Стоянов был в числе освободителей села. Получив в том бою ранение средней тяжести, отказался от госпиталя, оставшись на излечении в местной сельской больнице. Уж больно ему понравилась молоденькая медсестра. Будучи неженатым, он после войны вернулся к ней, женился. Окончив педагогический институт, из учителя труда в школе со временем перебрался в кресло директора.
После оглашения решения жюри Степан Иванович заметил, что Коля незаметно из здания школы исчез. Дома его бабушке потребовалось много времени, чтобы успокоить внука и вытереть ему слёзы. Конечно, Марина Николаевна переживала за внука, но пойти с ним на конкурс не могла: в тот день с утра ей стало что-то нездоровиться. Однако она себя стала винить,что не пошла, когда Коля рассказал ей о незнакомом дедушке, который интересовался его бабушкой. Она уже пятый год считалась вдовой: мужа в мирное время «догнала» война, открылись фронтовые раны.
Девятого мая, в день 25-й годовщины Великой Победы, Марина Николаевна, одев фронтовую гимнастёрку с боевыми наградами, взяв за руку внука, отправилась на торжество в центр села. В то время в селах, как и в городах, жили среди нас живые участники Великой Отечественной войны. Поэтому, когда фронтовая медсестра Титова появлялась в военной форме на Днях Победы, то на неё особого внимания не обращали: она такая была не одна. Что играло ей на руку из-за небывалой скромности. Однако на этот раз всё случилось по-другому.
Она заметила, что многие односельчане держали в руках какую-то газету, и как говорится, одним глазом смотрели в газету, а другим – на них с внуком. Женщина не могла понять в чём дело. Она, разумеется, не догадывалась, что тот «знакомый» Коле фотокорреспондент опубликовал в праздничном номере областной газеты ту фотографию военной поры со своими комментариями. Рядом находилось фото рисунка на асфальте Коли.
Сам фотограф сидел в тени берёзки, не зная, как ему поступить дальше. Выручил мальчишка. Разыскав в толпе односельчан и гостей дорогого Гостя, он подвёл его к бабушке. Та уже успела прочитать газету, и всё поняла.
Объятия и поцелуи фронтовиков вернули их обоих в тот страшный день войны, когда жизнь одного из них могла оборваться в любую минуту, не прояви бдительность медсестра. Много приходилось в советское время слышать от ветеранов, читать в книгах, смотреть по телевизору, когда спасённые от гибели фронтовыми медсестрами солдаты и офицеры привозили потом домой их в качестве жён. Кто знает, правильно ли они делали?! Имея дома законных жён и детей!!! Но в нашем случае, судьба фронтовиков свела их навсегда только после того, когда они потеряли свои вторые половинки (жизнь супруге Степана Ивановича укоротила онкология). Теперь же Титова стала Кондратьевой.
У самих «молодожёнов» здоровье тоже оказалось не на высоте: фронт –есть фронт. Работать на огороде, в саду, содержать животных в своём хозяйстве становилось всё сложнее. Поэтому Новый 1971 год они встречали уже в квартире областного центра. Переезду больше всего оказался рад Коля, ибо окончив четвёртый класс, он стал посещать изостудию городского Дома пионеров.
Вступив во взрослую жизнь и став известным художником, Николай Титов с благодарностью вспоминал тот свой первый конкурс рисунков на асфальте. В память о своей бабушке и приёмном дедушке, которых уже не оказалось в живых, он каждый год накануне Дня Победы приезжал в свою родную сельскую школу, и на её базе проводил среди школьников областной конкурс рисунков на асфальте.
29.10.2018 г.
Фото из Интернета
Свидетельство о публикации №218102900484
Владимир Вдовин 30.07.2021 20:33 Заявить о нарушении