Профилактика и коррекция неуспеваемости

Заметки по профилактики и коррекции неуспеваемости
(Из лабораторных по психологии, 4 семестр, 2018 год, ОмГПУ, преподаватель: Федорова Н.В.)

В рамках программы предусмотрен ряд мероприятий, различного плана, направленных на профилактику и коррекцию неуспеваемости школьников.

Так раз в месяц предлагается проводить мероприятие, в рамках которого ученики 10-11 классов будут помогать ребятам среднего звена. Будет выделено несколько уроков, на которых старшеклассники будут разбирать все вопросы своих подопечных, объяснять особо сложные темы, помогать готовиться к контрольным работам. Это будет способствовать как преодолению неуспеваемости в средней школе, так и саморазвитию и самореализации ребят из старших классов.

Предлагается также система дополнительных уроков на второй смене (если дети учатся на первой, и наоборот). На этих уроках, детям предлагается выполнять вместе с учителем домашнее задание, задавать вопросы, уточнять. Такие занятия необязательны, ученики посещают их по желанию, рассчитаны они в основном на младшую и среднюю школы.

В рамках внеклассной деятельности планируется создание особых команд, набранных из учеников класса, каждая команда отвечает за освоение классом той или иной дисциплины (3 человека за русский язык, 3 человека за математику и т.д.). При необходимости эти ребята помогают разобраться с темой, домашним заданием, подготовиться к контрольной, организуют внеклассные мероприятия познавательной направленности, в игровой форме представляющие учебный материал. Данные мероприятия разрабатываются совместно с учителем и старшеклассниками. Данная система будет также способствовать сплочению класса, налаживанию разносторонних контактов между детьми, саморазвитию и самореализации учеников.

Еще одним способом преодоления неуспеваемости может стать следующая традиция. За полчаса до начала уроков (с 7-30),  при необходимости за час, ученики смогут задать учителям любые вопросы по домашнему заданию, домашней контрольной работе и так далее. Данная практика также, возможно, будет способствовать предотвращению опозданий на уроки. 

Предлагается использование на уроках особых рабочих тетрадей. Тетради будут разделены на две колонки, в одной из которых ребенок выполняет задание (классное или домашнее), а во второй делает различные пометки (это надо запомнить, это интересно, это непонятно). Во второй же колонке ученик может писать различные вопросы, адресованные учителю, на которые тот в свою очередь должен будет ответить.

Планируется также проведение дополнительных занятий (индивидуальных или групповых), на которых неуспевающие дети будут заниматься непосредственно с учителем.
Планируется проведение индивидуальных диагностик с каждым из учеников, с целью выявление плохо усвоенных тем, и составление с этим учеником индивидуального плана повторного освоения данного материала, с последующей реализацией этого плана и отчетом по итогам.

В рамках программы предполагается работа с родителями по выявлению причин неуспеваемости и поиску путей решения проблемы (организация домашней жизни ребенка, дополнительных образовательных курсов, направленных на саморазвитие и др.). Наиболее уместно это в младшей и средней школе, при переходе в старшую, ту же работу можно проводить уже непосредственно с учениками.

Планируется введение дополнительного факультативного курса по самообразованию и самоорганизации или же включение данного материала в тот или иной урок. В рамках данного курса детям предлагаются варианты продуктивного решения тех или иных задач. Например, различные способы правильного поиска достоверной информации. Сообщаются различные электронные ресурсы, на которых содержится дополнительная информация, необходимая для успешного освоения школьной программы; различные справочники, учебные пособия, словари, к которым можно обращаться. Учитель может представить детям различные способы запоминания информации, ее систематизации, освоения и другое. Подобные занятия можно планировать вместе с учениками, они могут делиться своими наблюдениями, открытиями, которые могут помочь их одноклассникам. Подобные мероприятия в большей степени уместны в старшей школе, хотя возможны и на ранних ступенях обучения.


Рецензии