Приметы клада

  В романе Новалиса «Гейнрих фон Офтердинген», - то есть, в его концовке, написанной Людвигом Тиком, - приметы клада указаны на древнем пергаменте:

  «осчастливленный император показывает ему древний пергамент, согласно которому надлежит ознакомить с ним человека, нежданно-негаданно доставившего однажды золотой ключ; этого избранника ждет заповедный древний клад, приносящий счастье, карбункул, которого все еще недостает короне. Пергамент указывает приметы клада».

  В сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик» черепаха Тортила получает почётный билет на пергаментной бумаге, да ещё и с золотыми уголками:

   «Последней приползла в театр черепаха Тортила, держа во рту почетный
билет на пергаментной бумаге с золотыми уголками».

 Золотой угол (один) есть в «Детстве Никиты»:

 «Красноватым мигающим светом были освещены спинки кожаных кресел, угол золотой рамы на стене, голова Пушкина между шкапами».

 «Голова Пушкина» названа работа С.Д. Лебедевой, вклейка с которой непосредственно предваряет страницу с фотографией марионеток «Эскиз «Конёк-Горбунок».

  Пергам – это древний греческий город. Гомер называл Пергамом Троянский Кремль. Комментаторы пишут, что иногда название «Пергам» распространялось и на всю Трою.

  Некто, похожий на Гомера, - бородой, закрытыми (слепыми) глазами, - представлен у Лебедевой марионеткой Старик. Он как будто манит, зовёт кого-то руками, - придти и посмотреть, что здесь делается. А «здесь», - как мы выяснили, - расколдовывается, оживает, возрождается, - Пушкин, - выпрастывающийся прекрасным Амуром из тельца Конька-Горбунка.

  О том, где находится пушкинский автограф «Конька-Горбунка» знала старая бабушка Толстого, - ставшая в сказке черепахой Тортилой.

  Хохол надо лбом лебедевского Пушкина указывает, как мы думаем, на то, что здесь Пушкин представлен как Рике-Хохлик, - герой, которого нужно расколдовать.
  Но ещё это может быть и указание на «адрес» реального клада. Четыре уголка почётного билета Тортилы плюс один высвеченный угольком из камина угол золотой рамы дадут нам число «5». Будем считать, что это – номер дома. А то, что Тортила держала билет во рту содержит указание на пещеру (рот принято уподоблять пещере); в нашем случае это – подпол.

  В каком городе этот дом, этот подпол?

  В том, где оказываются герои пьесы «Золотой ключик»,  - «наверху башни, похожие на Кремль, за ними — лучи солнца».

  Если башни похожи на Кремль, - то это могут быть башни только центрального, московского Кремля.
 (А лучи солнца – это те же лучи солнца, что светят в круглое окошко в сказке: «Первое, что они увидели, когда пролезли в отверстие, – это расходящиеся лучи солнца. Они падали со сводчатого потолка сквозь круглое окно»).

  Кроме того, это уже было – Кремль, лучи солнца… Историк балета Ю.А. Бахрушин так писал о первой постановке балета Пуни «Конёк-Горбунок»:

 « В этом плане и разрешался спектакль, заканчивавшийся грандиозным апофеозом Александру II. Балетмейстер представлял себе этот апофеоз следующим образом: на сцене на фоне древней кремлевской стены высится гигантский памятник «царю-освободителю», у подножия которого лежат разорванные цепи рабства, и все народы, входившие в состав Российской империи, прославляют монарха, даровавшего им свободу. Из-за кремлевской стены всходит лучезарное солнце, освещавшее светлый новый путь преобразованной России».

  Скорее всего, Толстой знал этот отзыв Бахрушина и специально сделал подобную  концовку для своей пьесы-сказки.

  С другой стороны, эта концовка не только содержит указания на Москву и на Кремль, но и – на «Конька-Горбунка», и кроме того, на театральную постановку этой сказки; а марионетки Лебедевой позиционируются в «Списке работ» как сделанные для некой театральной постановки. (Хотя ни в какой постановке такие обездвиженные, застывшие куклы, конечно, не могли принимать участия).

  А.Н. Толстой писал:

  «Пушкин - это праздник человека, Пушкин более чем национален. Пушкин это ощущение языческого, истинно аттического бытия». / О Пушкине. 1924.

  Так сближал он Пушкина с античностью, Пушкина, - с Гомером, - как сближен он и здесь, в этом Эскизе марионеток.

  Ну и, конечно, Толстой подразумевает, что открытие "Конька-Горбунка" как пушкинского произведения будет подобно открытию Трои Генрихом Шлиманом. Потому и зовёт кого-то Гомер - посмотреть на новую Трою!


  Нужны ли ещё доказательства того, что автором этого эскиза является Алексей Николаевич Толстой, а скульптор Сарра Лебедева – лишь чуткий, конгениальный исполнитель?..


Продолжение:http://www.proza.ru/2016/07/10/1817
 
 


Рецензии