два мира, как два берега, повисли на весах...

"Механическое пианино" — это инструмент, который может играть музыку сам, без участия человека. И это имеет прямое отношение к названию романа Курта Воннегута. Другое его название -"Утопия 14".
Если учесть, что роман написан 60-х прошлого века, то его уже можно и не считать утопией...Какие то идеи вполне просматриваются 
сегодня. Возьмём одну, но очень важную, которая связана с будущим молодежи. В сверх-давние времена ее называли кастовостью. Если ты принадлежишь к людям власти, тебе доступно высшее образование и лучшее будущее, если нет - то нет. В России эту тенденцию сломали разночинцы. У Воннегута та же кастовость выражена иначе: молодежь тестируется и определяется уровень возможностей человека: высокий - ребенка ждет продолжение учёбы, низкий - армия или общественные работы.

А что такое проходной балл у вступающих в наши вузы сегодня? Конечно, это оценка знаний. Но в обеспеченной семье возможности обретать такие знания выше, чем в семье с низким доходом, верно? Потому кто то из года в год недобирает баллы и потом идет либо в армию, либо работать. Вот вам и кастовость.

Индустрия прогресса сегодня тоже создаёт мировое сообщество, полное одинаковых, метало - пластиковых существ, жрущих бензин и электричество. Мотор толкает в монотонность. Разве ты не чувствуешь себя винтиком? От тебя ничего не осталось. Только сленг мировой паутины, привкус металла и призрачный гнев на себя. Все самое важное уже произошло.

Если бы машины могли говорить, что бы они нам сказали?

- Нам нравится мчаться на высокой скорости в поисках…
этого!
Этого!
ЭТОГО!
Но любая из них, даже самая совершенная, всего лишь... мышеловка, которая … ловит мышь. Мы проиграли. Машины победили нас. Вот об этом - и сам роман.

По большому счету - может, у Курта. В. и есть то самое общество, о котором мы мечтали ?... Чтоб вместо нас трудились роботы, чтоб готовый продукт получался с наименьшими затратами, чтоб в конце концов на изготовление даже какого то там ПК, или кофеварки не влияло настроение и личные невзгоды тех, кто их изготавливает. И...- очень убедительно говорят его герои...

"...когда он (этот мир, стало быть) придет, — простодушно пояснил Хашдрахр, — на земле больше не будет страданий."

Убойный аргумент! Попытка таких как Хашдрахр, увенчалась успехом, а жители северного и южного берегов ( в романе это символ двух способов жить и развиваться, то есть, - механистичного и импульсивно- человеческого), встретились на середине моста... Между ними оказался Пол и он не имел ни малейшего представления, что делать дальше.

А и правда, что плохого в системе, где не мозг и умные руки рабочих высокого разряда руководят машинами и аппаратами, а наоборот - машины сделали ненужным мозг, и руки, и профессионализм?.... Тогда почему интеллигентный, мыслящий, высоко образованный и находящийся практически на вершине управленческого Олимпа, человек ищет выход из системы....?

Мне показалось Воннегут в романе, опять же устами своих героев, дал очень точный ответ. Этот диалог - он бесподобен:

" А что вы имеете против машин? — сказал Бак.
— Они рабы.
— Ну, так в чем же дело? — сказал Бак. - машины прекрасно могут работать, к тому же избавляют людей от многих неприятных работ.
— Каждый, кто вступает в соревнование с рабом, сам раб, — тихо сказал Гаррисон."

 И пусть человек на все сто процентов застрахован от всяких жизненных случайностей, пусть всей стране не опасны, бывшие в прежние времена подъемы и падения экономики. Пусть .... Раньше бывало так, что человек мог купить что-то, повинуясь просто импульсу, не сообразуясь с логикой и расчетом, и вся промышленность вынуждена была ломать голову над тем, что ему взбредет на ум купить в следующий раз.

"... помню, когда я был еще маленьким мальчиком, у нас был сумасшедший сосед, который все свои деньги ухлопал на покупку электрического органа, несмотря на то, что у него на кухне стояли по-прежнему старомодный ледник и керосинка!"

Как к этому относиться ?
Запретить?
Поддержать?
Все таки, говорит писатель, тотально-механизированный мир отвратен. Чем?
Он похож на рощу, в которой вместо живой древесины деревья из пластика или металла, выстроенные ровными рядами.
Возможен ли он? Ровно настолько возможен, насколько мореплаватель, желая избавиться от всех тревог и забот, способен стереть со своего пути все рифы.

Мысль о существовании выбора, о возможности выжить, сделать так, чтобы глобальный катаклизм обошел стороной, вызывала сильные эмоции с того самого дня, как Ной построил свой ковчег…Тоже ж механизм( !!!) Он изменил человека, но... Уже не в первый раз люди в этой бездушности увидели грядущий апокалипсис. И ...продолжается, перенастройка нас с вами в соответствии с рыночными тенденциями. Хай-тек - это интеллектуальный дарвинизм. Ничего себе!

Интересно, что в самом романе ответ на все проблемы - разрушение машин, автоматов, подсчитывающих человеческий интеллект... Бить и крушить «злые» машины, которые разрушают знакомую, устоявшуюся жизнь?
Это мы уже проходили.. в прошлом веке, в период промышленной революции.... Остановило ли это прогресс? Нет. Выход из ситуации писатель Курт Воннегут предложил точно такой же... И - читателя не покидает ощущение беспомощности серьёзного писателя пред более чем значимой проблемой.

Конечно, напоминает нам Курт, в человеке есть что-то, чего никакие проверки и никакие машины обнаружить не в состоянии: художественная натура. Машины не могут понять это качество и развить . Только, жажда новизны и прогресса вспыхнула быстрее спички и никак не желает гаснуть.
Ну а любовь в романе - она есть, конечно, и это уже не утопия, а реальность. Любят победителей, а проигравших - предают. Какое странное чувство: его не измерить...
И да, у Воннегута очень серьёзный роман, с ним - не отдыхаешь. Он  будоражит настолько, что дух поиска выхода из тупика будет бродить среди нас, пока трава будет зеленой, пока реки текут к морю…

Курт ,...скажите, верно ли , что несовершенство имеет право на существование? Ведь человек несовершенен. Верно ли, что слабость, неспособность имеет право на существование? А смена гениальных прозрений и заблуждений - насколько она закономерна ? Ведь мы проявляем в себе и то, и другое...

Как хочется, чтоб за какие-то 400 страниц текста романа мы, читатели, испытали всё - и радость встречи с героями, и их самые жесткие проблемы и конечно - красивый хэпиэнд. Здесь такого не случилось. Разрушение - это не выход из кризиса механистичности. Тогда, в чём выход? Мне кажется, и само человечество пока не знает ответа...


Рецензии